G-news

Вторник, 23-е Мая 2017
13:55:14

На популярность сжиженного газа среди украинских автомобилистов обратили внимание в крупнейших автоконцернах и отечественных финансово-промышленных группах (ФПГ). В числе первых — Renault, FIAT, Peugeot, Volkswagen и Skoda, которые либо уже импортируют, либо планируют поставлять модели, работающие на таком топливе. ФПГ инвестируют в создание мощностей по производству и продаже сжиженного углеводородного газа. Он всегда будет дешевле других видов автомобильного топлива, отмечают эксперты.

Использование газобаллонного оборудования (ГБО) больше не является уделом таксистов-частников на двадцатилетних "Жигулях". На протяжении нескольких последних лет модели, работающие на сжиженном углеводородном газе (СУГ), начали активно поставлять на украинский рынок Renault, FIAT, а также Запорожский автозавод и группа АИС. В этом году ввезти такие модели пообещали Peugeot, Volkswagen и Skoda. "Решение ведущих мировых производителей выпускать модели с предустановленным ГБО говорит о том, что им удалось достичь оптимальных параметров эксплуатации, позволяющих добиваться наилучших результатов,— говорит руководитель направления ГБО группы компаний АИС Вячеслав Юрченко. По его словам, спрос на эти автомобили был и раньше. Однако он наблюдался в основном в коммерческом сегменте, где газовое топливо используют до 70-80% автопарка с бензиновым двигателем. Теперь такие автомобили становятся все более популярными, особенно среди владельцев седанов С-класса нижнего и среднего ценового сегментов с объемом двигателя 1,4-1,6 л.

Топливная реакция

По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, в Украине наблюдается резкое повышение спроса на сжиженный газ для автомобилей. Если в прошлом году объем его продаж через АЗС вырос менее чем на 0,5%, до 818 тыс. т, то в 2012 году продажи только за 9 месяцев составили 838 тыс. т. А до конца года они достигнут как минимум 850 тыс. т, то есть вырастут почти на 5%. Количество новых заправок, торгующих СУГ, с начала года выросло на 197, тогда как до сих пор открывалось не более 10-15 точек в год, говорят в консалтинговой компании UPECO.

Основная причина роста популярности сжиженного газа — постоянно растущие цены на нефтепродукты. В январе этого года в среднем по Украине литр Аи-95 стоил 10,29 грн, дизтоплива — 9,6 грн. А по состоянию на 15 октября цены выросли до 11,06 грн и 9,93 грн соответственно. "Стоимость топлива сегодня беспокоит всех. Это подтверждает рост продаж дизельных вариантов автомобилей таких престижных марок, как Audi Q7 и Toyota Land Cruiser, владельцы которых ранее не слишком беспокоились о расходах на бензин. Естественно увеличивается и популярность автомобилей с ГБО",— объясняет бывший директор по маркетингу "Peugeot Украина" Олесь Шкуратов (работал в компании на протяжении последних 2,5 лет). "За литр сжиженного газа автомобилист платит порядка 6 грн, а расход увеличивается всего на 5-10%,— отмечает аналитик UPECO Александр Сиренко.

Эксперты отмечают, что сжиженный газ станет не временной, а долгосрочной альтернативой традиционному топливу. Фактически газ, которым заправляют автомобили, является побочным продуктом нефтеперерабатывающей промышленности. "Это значит, что он никогда не будет дороже бензина, и, следовательно, установка ГБО на автомобили всегда будет выгодной",— говорит Вячеслав Юрченко. Это хорошо понимают и производители нефтепродуктов. "Если 10-15 лет назад газ считался побочным продуктом, то сегодня компании планируют его производство, составляют графики отгрузок и поставок, импорта-экспорта",— отмечает господин Сиренко. Директор консалтинговой компании "А95" Сергей Куюн добавляет, что рынок сжиженного газа функционирует отдельно от других нефтепродуктов и практически не зависит от котировок нефти. При этом на протяжении последних трех лет сохраняется соотношение цены газа и бензина в 50-60%.

Рынок больше не сдерживается

До сих пор развитие потребления СУГ сдерживало слабое развитие рынка. Из-за отсутствия крупных игроков нередко возникал дефицит газа и заправки стояли "сухими", говорит Сергей Куюн. Однако в последние годы на рынок вышли многие крупные игроки, среди которых можно выделить "Родник", "УПК-Европлюс", группу компаний "ГазУкраина", "Надежда", "Пропан Трейд". Сегодня, по словам господина Сиренко, каждый владелец крупной сети АЗС имеет модули по продаже СУГ на 10-30% своих станций. По оценке UPECO, в 2012 году продажи пропан-бутана в качестве моторного топлива осуществлялась через 2-2,2 тыс. пунктов реализации.

Серьезный импульс рынку СУГ придают владельцы крупных сетей АЗС, продающие традиционные виды топлива. "Нефтетрейдеры начали активно устанавливать на АЗС модули по реализации сжиженного газа, внедрять маркетинговые программы, направленные на переход автолюбителей на использование сжиженного газа",— говорит господин Сиренко. Так, крупнейшими операторами рынка в конце прошлого—начале этого года стали не специализированные компании по торговле сжиженным газом, такие как "Надежда" (68 заправочных пунктов), "БРСМ-Нафта" (67), "Газовик" (37), а сети группы "Приват" (263), ANP / Avias (260), WOG (115), ОККО (105), "Лукойл" (67). "В планах большинства компаний — установить газовые модули на всех имеющихся и строящихся заправках, а на некоторых — и пункты обмена баллонов для населения. Это будет, безусловно, способствовать популяризации пропан-бутана — как для коммунально-бытового потребления, так и в качестве моторного топлива",— говорят в "Лукойле".

Участники рынка отмечают, что мощным стимулом к увеличению продаж сжиженного газа, особенно в весенне-осенний период, стал также заметный рост украинского аграрного сектора. "Значительные объемы сжиженного газа стали потреблять зерносушилки американского и европейского производства. Кроме того, сельхозпроизводители стали более активно переводить свои транспортные средства на пропан-бутан, что, безусловно, отразилось на росте продаж",— считают в компании "Лукойл". По данным Минэнерго, потребление сельхозпроизводителями сжиженного газа выросло за год на 32,5%.

Одновременно с развитием рынка сжиженного газа стагнирует его ближайший конкурент — рынок сжатого природного газа для автомобилей. "Сегмент сжатого газа по-прежнему переживает стагнацию из-за высоких цен на природный газ, в результате чего конечная стоимость для потребителя находится на уровне с ценой на СУГ,— говорит Сергей Куюн.— Переоборудование автомобиля для того, чтобы его можно было заправлять сжиженным газом, намного дешевле, кроме того, пунктов, где можно заправиться им, намного больше. Выбор потребителя складывается не в пользу сжатого газа".

Деньги на вырост

Спрос на СУГ стимулирует инвестиции добывающих компаний в его производство. В июле 2011 года крупнейший частный добытчик газа "Полтавская газонефтяная компания", которой владеет группа "Приват" и ряд британских инвестфондов, запустили производство СУГ мощностью 50 тыс. т в год на месторождении Соколовая Балка в Полтавской области. В 2012-2013 годах аналогичное производство в Лохвицком районе Полтавской области планирует открыть Regal Petroleum, принадлежащая "Смарт-холдингу" Вадима Новинского. На дальнейшее развитие рынка повлияет и появление нового газобаллонного оборудования пятого поколения, которое позволит снизить расход газа. Экономия может составить до 1 л на 100 км, отмечает Сергей Куюн.

Впрочем, по мнению участников рынка, для того чтобы рост был более или менее устойчивым, необходимо решить несколько проблем. "Чтобы обеспечить устойчивый рост рынка, очень важно создать новые хранилища газа, упростить согласовательные процедуры по строительству автозаправочных газонакопительных компрессорных станций и хранилищ, а также упростить процедуру растаможивания импортного газа",— говорят в пресс-службе "Лукойла". Олесь Шкуратов отмечает, что во многих европейских странах на импорт автомобилей с газобаллонным оборудованием установлен невысокий налог, что в значительной мере влияет на развитие этого сегмента.

Олег Гавриш, КоммерсантЪ

Вы здесь: Home Новости Транспорт Дайджест СМИ Газ пробирается в бак. Сжиженный углеводород составляет серьезную конкуренцию традиционному топливу