Мы часто по-детски радуемся, когда узнаем, что какая-то экспертная организация повысила рейтинг украинских Вооруженных Сил, полагая, армия стала сильнее, а государство более защищенным. Армия Украины, несомненно, развивается, проходит ежедневную закалку навязанной Россией войной. Тем не менее, мы не имеем права тешить себя иллюзиями в условиях, когда вражеский меч занесен, а намерения подкрепляются непрестанной заботой об этом мече.
Можно вспомнить хотя бы некоторые пассажи Кремля образца 2021 года. Уровень оснащенности ВС РФ новой техникой достиг к февралю 2021 года 70%. На базе ВДВ оперативно создаются силы быстрого реагирования – в каждой из четырех воздушно-десантных дивизий создаются штурмовые аэромобильные батальоны на вертолетах. Кстати, все четыре дивизии ВДВ находятся в непосредственной близости к украинским границам. 25 марта министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что в Пскове завершается развертывание третьего десантно-штурмового полка 76-й дивизии, а в Крыму в Феодосии будет размещен 56-й десантно-штурмовой полк. С некоторых пор российская военная сила угрожает и со стороны Беларуси – совместно с ФСБ РФ на границе с Украиной созданы разведывательные пункты, а по сути, подготовлены участки для вторжения в Украину. Кольцо вокруг Украины сужается.
В РФ резко активизировались разработки гиперзвукового оружия, ударных оперативно-тактических и стратегических беспилотников, а также внедрением искусственного интеллекта в боевые системы. Но наибольшая активность разработчиков связана с усовершенствованием систем управления войсками и оружием, созданием единого цифрового поля.
Это особенно симптоматично, потому что происходит на фоне системной пробуксовки этого направления в Украине. В то же время в утвержденной 25 марта новой военной доктрине государства (Стратегия военной безопасности) президент Зеленский справедливо поставил «развитие систем управления войсками и оружием» перед всеми остальными приоритетами. А именно, перед развитием военно-морских возможностей, противовоздушной обороны Украины, авиации, ракетных войск и артиллерии, систем разведки, радиоэлектронной борьбы, вооружения и военной техники, совершенствование систем мобилизации, территориальной обороны Украины и сопротивления.
Российские военные акценты: управление войсками и оружием
В феврале 2021 года российский военный министр Сергей Шойгу сделал примечательное заявление – о том, что главным направлением развития армии становится «внедрение технологий искусственного интеллекта в вооружения, которые определяют перспективный вид Вооруженных Сил». А также развитие систем автоматизации управления войсками.
На самом деле, Шойгу лишь очередной раз подчеркнул то, о чем Кремль грезит давно. Впрочем, не только мечтает, но и действует, вкладывая гигантские ресурсы. Так, уже в середине 2018 года в РФ появилась мобильная автоматизированная система управления войсками оперативно-стратегического уровня «Акация-М». «Акация-М», по сути, военный аналог интернета. В этой системе применяется так называемый сетецентрический принцип управления, когда все структурные элементы завязаны в единую сеть. Она позволяет на практике реализовать идею создания разведывательно-огневых и разведывательно-ударных контуров. Синхронизировать в режиме реального времени циклы разведки, планирования и поражения противника. Министерство обороны России объявило тендеры на закупку мобильных автоматизированных систем управления войсками «Акация-М», выделив на закупки более 20 млрд руб. До конца 2020 года военное ведомство РФ планировало приобрести 32 комплекта таких мобильных автоматизированных систем управления войсками. В целом АСУВ собственного производства «Акация» составляет техническую основу всей Автоматизированной системы управления Вооруженными силами РФ (АСУ ВС РФ). Стоит добавить, что к ее разработке концерн «Системпром» приступил еще в начале 1990-х годов. При этом к настоящему моменту АСУВ «Акация» считается одним из наиболее успешных решений для оптимизации процесса управления войсками. Активная работа по созданию которых велась в течение 20 лет. Впрочем, тут у россиян выхода не было: такие технологии как АСУВ импортировать практически невозможно – такое, как правило, не продают.
И Кремль не скупился, потому что такие АСУ заметно усиливают армию – они используются для ускоренного анализа сил противника, собственных средств и формирования плана боевых действий. Фактически происходит мгновенное моделирование различных сценариев, а искусственный интеллект автоматически выводит наиболее приемлемый в данных условиях. Кроме того, с разной степенью детализации, решение отправляется во все подразделения. Таким образом, даже отдельные экипажи и расчеты оказываются в едином цифровом поле, получая не только данные о противнике, но и о его наиболее опасных объектах.
В 2021 году ВС РФ уже стали поступать так называемые «облачные атласы». Это автоматизированная система работы с топографическими картами, 3D-моделями, а также со спутниковыми снимками местности. Новинка получила название «Единая автоматизированная система обеспечения геопространственной информацией (ЕАСО ГПИ)». Теперь командиры смогут в режиме реального времени выбрать наиболее эффективные и безопасные позиции для своих боевых систем, а также за считаные минуты рассчитать, откуда будет нанесен удар противника. В самой России ЕАСО ГПИ называют одним из самых амбициозных цифровых проектов Минобороны – на его реализацию ушло несколько лет усилий по развитию военной IT-инфраструктуры. Но самое главное, что параллельно в ВС поступает техника, способная работать с такими геоинформационными системами.
Итак, ключевой вектор изменений в армии РФ направлен на достижение временного превосходства в обработке информации и принятие решений на опережение – за счет автоматизации. У того, кто первым начнет атаку, много больше шансов победить – это известно и понятно каждому. Оцифровывание армии идет потрясающими темпами.
Следует напомнить, что все информационные потоки от автоматизированных систем управления войсками концентрируются в Ставке Верховного Главнокомандования. Шесть лет тому в РФ создали Национальный центр управления обороной, который стал своеобразным ядром автоматизированного управления. В Центре действует информационная система на базе ОС Astra Linux производства компании «РусБИТех», а обеспечение геопространственной информацией строится на концепции территориально распределенного сбора, хранения и доставки геопространтсвенных данных разработки опять-таки российской Группы «Кронштадт». Все это согласно заявлениям официальных лиц, позволяет контролировать все виды деятельности ВС. И, среди прочего, Центр также осуществляет круглосуточный мониторинг выполнения гособоронзаказа. При этом уровень оснащенности современными средствами управления в войсках в РФ составляет уже 67%.
Готовясь к войне, в РФ стали особенно тщательно подходить к задачам создания единого информационного поля на всем театре военных действий. Развивая и интегрируя автоматизированные системы управления войсками (АСУВ), которые позволяет в разы сократить время принятия решений.
Созданием и внедрением АСУВ «Акация-М» в России «закрыли» всю вертикаль в области автоматизации управления войсками.
Так АСУВ «Акация-М» в сочетании с развернутыми своими мобильными вариантами обеспечивают оперативно-стратегическое и оперативное управление ВС России. Оперативно-тактическое и тактическое управление войсками осуществляют комплексы Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-М2» и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д». ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» проходит обкатку и дальнейшее совершенствование в Сухопутных войсках, а ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» в войсках ВДВ. Обкатка этих комплексов проходила во время многочисленных общевойсковых учений и внезапных проверок, которые Вооруженные силы России проводили с 2015 года, а также в реальных боевых условиях во время операции российских ВКС в Сирии.
Упомянутая выше единая система управления тактического звена как раз и создавалась в РФ для реализации концепции «сетецентрической войны», а разработку вел концерн «Созвездие». В рамках реализации этой работы предусмотрено, чтобы каждая единица техники – от командно-штабной машины командира бригады до БТР командира отделения, - должна оснащаться программно-техническим комплексом. Говоря простыми словами, бортовым компьютером, позволяющим в режиме реального времени получать и отдавать боевые распоряжения, определять координаты своего местоположения и выводить на экран ноутбука электронную карту с боевой обстановкой. Разработка единой АСУВ в тактическом звене была завершена в 2017 году, а уже с 2019 года концерн «Созвездие» приступил к поставкам Минобороны ЕСУ тактического звена.
С 2019 года в рамках большой реформы Воздушно-десантных войск ВДВ РФ стали получать модернизированные танки Т-72Б3, оснащенные терминалами АСУ «Андромеда». Теперь каждый танк встроен в единую информационную сеть и может передавать информацию о целях и своем состоянии командованию. Эксперты уже отметили, что это повысило не только эффективность применения такой техники, но и автономность полков и бригад ВДВ. АСУ «Андромеда» охватывает все уровни управления: от отдельной машины до командующего ВДВ. Командир подразделения может ставить задачу в онлайн-режиме, отметив точку на электронной карте. Подчиненный увидит на своем терминале направление движения и данные о целях, переданные от разведподразделений. Система сама выполнит расчеты координат с учетом поправок на погодные условия. «Андромеда» охватывает разные силы десанта, что позволяет оперативно передать данные о противнике, в том числе артиллерии, которая получит координаты в готовом виде. Как уже указывалось, в РФ намерены развить части и соединения ВДВ до автономных единиц быстрого реагирования с расширенным кругом задач. Для этого ВДВ оснащают собственной авиацией, артиллерией и танковыми подразделениями. Среди прочего, командование ВДВ ожидает новые, модернизированные версии истребителей танков «Спрут-СДM1» с новой системой управления огнем (СУО). И уже несколько лет подразделения ВДВ получат элементы автоматической системы управления ПВО «Барнаул-Т».
В феврале 2021 года появились сообщения, что оборонная промышленность РФ выполняет задачи по интеграции основных боевых танков и артиллерия в единую автоматизированную систему управления. Речь об установке сетецентрической системы на все серийные российские танки, а также на перспективных артиллерийских системах. Согласно заявлению руководства российского "Уралвагонзавод", на танках Т-90М и Т-14 "Армата" уже установлены ЕСУ ТЗ, ею также будут оснащаться Т-72Б3 и Т-80БВМ. Минобороны РФ выдвинули требования: все новые артиллерийские системы должны быть интегрированы в АСУВ. «Использование функционала ЕСУ ТЗ позволяет существенно повысить боевую эффективность различных видов оружия, включая артиллерию, путем обеспечения возможности решения огневых задач в режиме реального времени и организации взаимодействия при маневре огнем и подразделениями», - заявили на «Уралвагонзаводе».
Кстати, все элементы управления войсками были испытаны российской стороной во время войны в Сирии. Результаты этих испытаний позволили российским военным заявить о повышении скорости выполнения основных задач управления в 5 - 6 раз.
Управление войсками в странах НАТО
В Североатлантическом альянсе, членом которого стремится стать Украина, задачи автоматизации управления войсками и вооружением имеют безоговорочную приоритетность. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в 2019 году выделил три ключевых приоритета блока: «Технологические преимущества НАТО всегда были важным фактором его способности сдерживать и защищаться от потенциальных противников. Наша будущая безопасность будет зависеть от способности понять, адаптировать и внедрить такие технологии, как искусственный интеллект, автономное управление и гиперзвуковые системы». Как видим, управление войсками и оружием в главной тройке.
Сказала свое веское слово и наука. В 2020 году в НАТО было проведено и опубликовано специальное исследование «Тренды в науке и технологиях 2020 – 2040» - в его проведении приняли участие более 6000 действующих ученых, аналитиков, инженеров и связанных с ними научных учреждений. Главной задачей исследования было определить наиболее важные «разрушительные и новейшие технологии» в области безопасности и обороны. Вот что можно отыскать в выводах данной работы: ключевыми задачами для сил Альянса будут обеспечение живучести, системы стратегического и оперативного управления, связи, разведки и наблюдения (C4ISR).
В странах НАТО открыто говорят только о разработках тактического уровня. Их можно и приобрести – преимущественно внутри альянса. Например, преуспела в подобных разработках датская компания Systematic. В настоящее время это один из ведущих поставщиков систем управления для сил обороны во всем мире. Пакет программных продуктов SitaWare считается весьма надежным и обеспечивает внедрение автоматизированного управления на уровне подразделения. Решения SitaWare обеспечивают управление и обмен информацией в режиме реального времени от штаба до отдельной машины и солдата. SitaWare способна объединить информацию поля боя в единую операционную картину. Такая картина может выводиться из аэрофотоснимка, морского снимка или снимка местности, предоставляя командиру общую ситуационную осведомленность. Соответственно, это позволяет командиру и его штабу правильно оценивать поточную ситуацию. Единая операционная картина может включать и информацию о передвижениях подразделений и наборе управленческих решений, чтобы командир мог оперативно сопоставлять поточную ситуацию со своими предполагаемыми приказами и распоряжениями. Единая операционная картина настраивается непосредственно под конкретные функции подразделения, что, среди прочего, гарантирует, что постоянно увеличивающийся объем данных не приведет к информационной перегрузке. Известно, что такие системы управления хорошо зарекомендовали себя в операциях НАТО и были закуплены почти двумя десятками стран.
Также известно и о некоторых проектах армии США с использованием искусственного интеллекта и автоматизации в сфере логистики, боевого планирования, обработки разведывательных данных. В 2019 году Пентагон объединил все эти разработки в единую группу Artificial Intelligence Task Force (AITF), придав ей высокий приоритет. Преимуществом в управлении войсками ВС США являются спутниковые группировки глобальной космической связи INMARSAT (11 геостационарных спутников) и IRIDIUM (66 спутников, обращающихся вокруг Земли по 11 орбитам на высоте примерно 780 км), которые позволяют осуществлять оперативное стратегическое управление войсками США на большом расстоянии с минимальными задержками прохождения информации.
Вообще же, среди шести приоритетов модернизации армии США усовершенствование АСУВ является неоспоримым приоритетом. Для внедрения идей в реальную жизнь было создано Командование СВ США по фьючерсам (AFC). А также научно-техническим подразделением СВ (S&T), Командование по развитию боевых возможностей СВ США (CCDC), входящее в состав AFC, обладает уникальными возможностями для формирования концепций будущего, а также для синхронизации и интеграции S&T в рамках предприятия по модернизации сил будущего. CCDC состоит из семи центров, Исследовательской лаборатории СВ США (ARL) и группы ученых и инженеров, которые открывают, разрабатывают и поставляют технологии на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу. А также проводят исследования и эксперименты в современной инфраструктуре, используя передовые лаборатории и оборудование. Одной из ключевых задач упомянутых структур является дальнейшее развитие единой информационной сети, полностью защищенной от внедрения противника.
Однако деталей по этому вопросу не отыскать – они тщательно скрываются. Известно лишь, что разработчики в США концентрируются на четырех направлениях модернизации сети АСУВ: непосредственно создание и совершенствование единой сети; создание упрощенного набора командных приложений; улучшение взаимодействия между элементами армии наряду с партнерами по объединенным силам и коалиции; и обеспечение выживаемости командных пунктов.
Вообще следует подчеркнуть, что между достижением ситуационной осведомленности в рамках таких систем управления тактического звена как SitaWare и АСУВ оперативно-стратегического уровня, пропасть. О последних не публикуется детальная информация в открытых источниках. Причина проста: оперативно-стратегический уровень автоматизации управления войсками – это уровень национальных разработок, которые не перепродаются с силу чувствительности информации и софтов для всей системы безопасности. И это объясняет, почему, к примеру, Россия вполне могла заказать у французов вертолетоносцы типа «Мистраль», но не могла заказать АСУВ.
Откровенно говоря, РФ в области создания и внедрения систем автоматизированного управления войсками и вооружением существенно отстает от США и НАТО. Специалисты говорят о дистанции, как минимум, в десятилетие. Однако они же и признают: даже санкции и превращение России в технологического изгоя не остановили продвижения россиян в области разработок передовых автоматизированных систем управления. Очевидно потому, что переход к военным действиям в едином информационном поле является для Кремля задачей номер один. И известно, почему: эта задача несет нынешней воинственной России экзистенциональный вызов в противостоянии с Западом. Как это ни удивительно, для Украины задача АСУВ имеет свой экзистенциональный смысл, но уже в противостоянии с Россией. Только в Киеве, кажется, это не до конца осознают.
Управление войсками по-украински
В книге первого вице-президента Национальной академии наук Украины, академика Владимира Горбулина «Как победить Россию в войне будущего» можно отыскать следующее утверждение: «Ключевым трендом XXI века стала глобальная роботизация армий. Чаще всего она идет вслед за внедрением автоматизированных систем управления. Специалисты небезосновательно утверждают, что создание и внедрение таких систем в вооруженных силах способно на 40% улучшить реагирование на военные атаки и вовремя подготовиться к ответу на развертывание войск противника, что существенно снизит потери личного состава».
Украина как будто в тренде. Не исключено, что на параде к 30-летию независимости государства летом 2021 годы можно будет увидеть первый боевой робот – во всяком случае, президент Зеленский такое распоряжение дал. Заказана и партия турецких беспилотников. Довольно активно переоснащаются на новые средства защищенной связи Силы специальных операций, ДШВ и ВМСУ. Как будто ведутся и финансируются в Украине разработки АСУВ. Согласно сообщению агентства Defense Express в феврале сего года, в 2021 году на создание системы автоматизированного управления войсками выделено почти 300 млн грн. Впрочем, специалисты поправляют: гособоронзаказ-2021 еще не принят, так что ничего пока реально не выделили; а указанная сумма много меньше. Более того, в условиях украинской традиции «перераспределения» ГОЗ-ресурсов на всем понятные закупки, например, боевых машин, может вообще свести у нулю финансирование работ по автоматизации.
Но, на самом деле, разработки автоматизированной системы управления «Дзвін АС», которые проводились в течение четырех лет, могут не попасть ВСУ. Минобороны, после огласки в СМИ о результатах аудита управленческих решений, приняло решение остановить на неопределенное время дальнейшее финансирование этой разработки. К этому можно добавить, что если раньше вопросами автоматизации пунктов управления ВСУ, связью и кибербезопасностью занимался непосредственно Генеральный штаб (выступая заказчиком), то в настоящее время Управление развития автоматизации подчинено Главнокомандующему напрямую (а управление J6 - через начальника Генштаба ВСУ). Это важно для понимания вертикали ответственности за автоматизацию, а также связь и кибербезопасность. Потребности армии в принципе формирует Генеральный штаб ВСУ, а с весны 2020 года главную роль в этом процессе играет Главнокомандующий – исполнителем воли военного руководства и реализацией процессов является Минобороны.
Директор компании «ЭВЕРЕСТ ЛИМИТЕД» Юрий Пастухов на днях заявил в интервью профильному изданию Defense Express следующее: «Минобороны уже полтора года не финансирует проведение опытно-конструкторской работы «Дзвін АС». С 2020 года от них не было получено ни копейки, несмотря на то, что мы продолжали работы, и в октябре завершили очередной этап работ, который принято комиссией в составе 59 уполномоченных лиц. Однако по неизвестным причинам положительный акт не был утвержден решением только одного чиновника. То есть один начальник управления единолично нивелирует решение не только полсотни военных».
Попробуем коротко взглянуть на ретроспективу этой работы.
Первые годы войны удалось выстоять за счет патриотизма, стойкости добровольцев и волонтеров. В области управления тогда нередко применялся военный планшет, совмещенный через Wi-Fi с Motorola - схожее решение было реализовано в волонтерской работе под названием «Крапива».
Но даже в настоящее время решения после получения разведывательной информации, например, от беспилотников, обрабатываются часами - on-line система обработки и передачи данных не внедрена. До достижения такого уровня автоматизации и оцифровывания армии, когда ВСУ будут способны вести боевые действия в едином информационном поле, марафонская дистанция.
В свое время в области разработки автоматизированных систем управления ВСУ был открыт ряд опытно-конструкторских работ. Да и выхода иного в этой сфере нет: если средства связи еще можно импортировать, то АСУ продавать в мире не принято. Уже в ноябре 2019 г. Генштаб продемонстрировал депутатам профильного комитета Рады и Совбезу готовность ряда элементов Единой АСУ ВСУ, построенных по принципам натовской концепции. Это АСУ Центра оперативного управления («Дзвін-АС»), АСУ боевого управления ВС ВСУ «Ореанда ПС» и АСУ тактического звена управления («Простір»).
«Дзвін-АС» является базовой частью единой автоматизированной системы управления ВСУ. Это высокоинтегрированная автоматизированная система управления и контроля боевыми действиями стратегического, оперативного и частично тактического уровня. Она, среди прочего, позволяет в полуавтоматическом и автоматическом режимах генерировать документы боевого управления, создавать и отслеживать карты, оперативно обмениваться исчерпывающими данными о своих войсках, имеющимися разведданными, данными о войсках противника, а также проводить расчеты соотношения сил и средств, оптимальности их применения в различных сценариях. Система «Дзвін-АС» является децентрализованной (построена на технологии распределенных серверов) и продолжает работать даже тогда, когда нет канала связи или он слишком слаб. АСУ «Простір» - это автоматизированная система управления тактического звена (батальон-рота-взвод-отделение-солдат), позволяющая в автоматическом и полуавтоматическом режимах осуществлять управление до экипажей боевых машин и расчетов. Наконец, «Ореанда-ПС» - это защищенная АСУ авиацией и средствами противовоздушной обороны. Она интегрирует комплексы управления авиации, радиотехнической и авиационной разведки, а также средств поражения и пунктов управления и работает в интеграции с «Дзвін-АС». При этом позволяет на треть сокращать численность оперативно-личного состава, многократно сокращает время планирования на постановку и выполнение боевых задач. К моменту демонстрации ОКР «Ореанда-ПС» уже был завершен, и, по мнению военных, требовал некоторой доработки.
Указанные АСУ тестировались в ходе ряда учений, продемонстровав, что скорость принятия решений уменьшается до считанных секунд. В ноябре 2019 года, заместитель начальника Генштаба генерал-лейтенант Радион Тимошенко сообщил, что комплексы средств автоматизации создают единую вертикаль, например, в реализованной работе «Ореанда-ПС» (вместе со смежной ОКР «Вертикаль»), от пункта управления до пусковой установки. Он также отметил, что АСУ «Дзвін-АС» и «Простір» полностью адаптированы и готовы к интеграции в ЕАСУ. «В Генштабе уже развернут пункт управления, который полностью работает в автономном режиме. Обмен информацией, который ранее осуществлялся в течение 4 – 6 часов, ныне занимает 20-30 секунд», - резюмировал тогда замначальника Генштаба ВСУ.
Тогда предусматривалось создание стационарных защищенных пунктов управления для стратегического уровня и военного управления оперативного уровня. За 2020 г. планировалось ввести в эксплуатацию 12 новых объектов ЕАСУ ВСУ. Увы, планы не были реализованы. Несмотря на то, что было открыто несколько новых ОКР для построения устойчивой системы управления войсками: «Логистика IT», «Регламент IT», «Базис», «Сфера», «Артиллерия IT», «Радник». То есть, фронт работ для создания ЕАСУ был развернут немалый (по сути – по АСУ всех видов и родов ВСУ). При этом тогда из реальных, но устранимых проблем, называли разве что совместимость некоторых составляющих ЕАСУ.
Теперь же, на фоне обозначенных результатов вполне успешно проводимой АСУВ «Дзвін АС» работы по ряду задач автоматизации могут быть свернуты. Несмотря на использование АСУВ «Дзвін АС» на десятках учений и подтверждения эффективности. Кстати, до завершения этой многолетней разработки фактически осталось несколько этапов – она фактически на «финише».
На решения военных резко негативно отреагировали в Лиге оборонных предприятий Украины – объединении, куда входит порядка 70 частных структур ОПК. «Пока у общественности (на основе предположений и субъективных выводов, без доказательства факта вины) сформировано негативное отношение как к руководству Министерства обороны Украины, Вооруженных Сил Украины, ООО «Эверест ЛИМИТЕД», так и к самому факту необходимости выполнения ОКР, шифр «Двзін АС» и использования ее результатов».
По ходу стало известно, что аудит проводился для оценки управленческих решений Управления развития автоматизации Генштаба ВСУ. И это был вовсе не технический аудит ОКР «Дзвін АС» - его проводили аудиторы военного ведомства, которые имеют ни опыта, ни специальных знаний. Об этом они сами сообщили в отчете. Но это еще не все. Дело в том, что к аудиту привлекли сомнительных «экспертов», продвигающих в ВСУ другую систему – «Дельта». Даже в самом Минобороны профильные специалисты считают, что в случае боевых действий существенные недостатки «Дельты» – архитектурное решение по модели «клиент-сервер», - сделают ее беспомощной перед средствами подавления и бесполезной для армии. Поскольку она развернута на центральном сервере и полностью зависит от качества канала интернета.
Фактически выходит, что решение военных базируется на публикациях СМИ, а публикации в СМИ появились путем очевидных манипуляций – подключению к формированию выводов людей, имеющих с разработчиком прямой конфликт интересов. Попросту – конкурентов, хотя в техническом отношении они конкурентами быть не могут в принципе, в силу несопоставимости технологий. То есть, по сути дела, не исключено, что руководство ВСУ и Минобороны попросту ловко подставили – решения ведь принимают люди, опираясь на предоставленную информацию и ее интерпретации.
Но в итоге Вооруженные Силы могут оказаться надолго отброшенными назад в области управления войсками и вооружением.
Вместо выводов
Новая Стратегия военной безопасности, существенная коррекция в области закупок новых вооружений, уточненные отношения с западными партнерами в части военно-технического сотрудничества, оглашенные задачи оборонно-промышленной реформы – все эти факты и принятые решения говорят в пользу позитивных изменений в головах военно-политического руководства. У нас как будто научились выбирать приоритеты.
Но в части их реализации, как и прежде, царит неразбериха. Только такой вывод можно сделать всего лишь на одном примере – реализации задачи построения АСУВ.
Даже беглый обзор систем управления противника говорит о вопиющей отсталости Украины. Киев же, вместо того, чтобы ловко использовать санкции против РФ и сократить пробелы в области перевооружения, удивляет непоследовательностью. При том, что Украина является родиной одних из лучших в мире IT-специалистов и способна за несколько лет преодолеть дистанцию, на которую другие государства тратили десятилетия. В том числе, в области автоматизации управления войсками и вооружениями.
Между тем, на фронте очередное обострение – 26 марта под минометным обстрелом погибли четверо военнослужащих, еще двое ранены. Не исключено, огневые атаки стали следствием того, что в новой военной доктрине Россия названа противником и оккупантом. Так или иначе, никто не скажет, когда кремлевская военная машина, что называется, сорвется с цепи. Тогда Иловайск и Дебальцево могут показаться мелочью по сравнению с новыми трагедиями. Ибо в то время, когда на уровне подготовки солдата и офицера происходит закалка армии на реальной войне, на уровне военно-политического руководства должной подготовки к войне нет – ВСУ пока остается без системы управления войсками. А с картой и фонариком много не навоюешь…