Обе противоборствующие стороны озвучивают разные цифры потерь украинской армии. 8 июня 2014 года начальник военно-медицинского департамента Минобороны Украины Виталий Андронатий сообщил о 147 убитых и 389 раненых военнослужащих. Представители донецких повстанцев в тот же день озвучили куда большие цифры — более 2890 убитых и раненых солдат и офицеров.
Через полтора месяца все тот же Андронатий сообщил, что по состоянию на 22 июля с момента начала боев ранения получил 991 военнослужащий, количество убитых он уже не оглашал. Поясним, что Андронатий говорил именно о солдатах и офицерах Вооруженных сил Украины, потерь других силовиков (МВД и Нацгвардии) он не касался. Одновременно представители донецких и луганских повстанцев сообщили, что со 2 мая по 23 июля все силовики Киева потеряли убитыми и ранеными 6489 человек.
Вероятно, цифры обеих сторон не соответствуют действительности — занижены одной и завышены другими. Но несомненно, счет убитым и раненым давно перевалил за тысячу.
Потери техники Киев не оглашал, повстанцы юго-востока в своих пропагандистских сводках насчитали свыше сотни подбитых танков и свыше двух сотен уничтоженных БТР и БМП киевских войск. Вероятно, боевые потери куда меньше, но несомненно, что старые боевые машины при интенсивной эксплуатации массово выходят из строя. Однако сильной стороной украинской армии является не только большое количество еще советской техники на складах и в запасах, но также наличие ремонтно-восстановительных батальонов, способных в короткие сроки ввести в строй массы старых автомобилей и боевых машин. Ремонтно-эвакуационные группы были развернуты в Донбассе еще в июне и теперь могут обеспечивать украинскую армию танками и бронетехникой даже в случае заметных потерь в боях.
Наименьшие потери, что закономерно, у артиллерийских частей. Так, активно действовавшая 26-я артиллерийская бригада за первый месяц боев к 1 июля потеряла троих убитыми и семь человек ранеными — эти цифры уточнили местные журналисты из Бердичева и Житомира, где до начала войны дислоцировалась бригада.
В мае — июне у повстанцев практически не было средств контрбатарейной борьбы, и артиллерия Киева действовала безнаказанно, подавляя противника массированным огнем издалека с необорудованных позиций. С начала июля у повстанцев впервые в заметном числе появились артиллерийские средства, и они начали попытки противодействовать артобстрелам. Однако даже сами повстанцы сообщают незначительные цифры потерь киевской артиллерии — около двух десятков буксируемых гаубиц, дюжины систем залпового огня и несколько САУ.
По различным сообщениям повстанцев, им удалось подбить свыше трех десятков самолетов Военно-воздушных сил Украины. В реальности наблюдатели оценивают потери ВВС Киева в 12-15 авиамашин. До начала боевых действий на Украине насчитывалось около 150 боевых самолетов еще советского производства, но половина из них была небоеспособной. Поэтому потери авиации Киева следует признать высокими. Авиация, обладая полным господством над полем боя, так и не смогла серьезно воздействовать на повстанцев. Главными козырями киевских генералов остаются не самолеты и вертолеты, а многочисленные танки и артиллерия.
«Частичная мобилизация»
22 июля президент Порошенко подписал указ и закон «О частичной мобилизации». Это уже третья попытка провести такую мобилизацию на Украине. Первый указ такого рода появился еще 17 марта, второй 6 мая. Тогда в вооруженные силы Украины удалось призвать около 20 тысяч человек и еще 20 тысяч — в состав Национальной гвардии. Предполагается что «третья волна частичной мобилизации» (как это мероприятие официально называют в Киеве) позволит пополнить воюющие бригады и «привести в боевое состояние» еще примерно 60 частей украинской армии.
Еще в апреле с началом мобилизации и боевых действий стала очевидной слабая оснащенность украинской армии, отсутствие элементарной современной амуниции, например, приборов ночного видения и бронежилетов у рядовых солдат. Поэтому Минобороны и власти Украины развернули демонстративную, явно рассчитанную на публичность кампании по сбору средств на бронежилеты, которые стали закупать везде, где возможно, первую крупную партию в несколько тысяч приобрели в Чехии. Закупки не обошлись без скандалов, когда Антимонопольный комитет Украины заблокировал закупки бронежилетов на внутреннем рынке без конкурса, а первые поступившие в войска партии бронежилетов оказались самых низких степеней защиты, они не защищали даже от пистолетной пули.
Боевые действия, естественно, привели к резкому росту военных расходов. Министерство финансов Украины еще в мае объявило о запланированном росте военной части бюджета на 50%. В прошедшем 2013 году военный бюджет Украины оценивался в $2,4 млрд (для сравнения, РФ в том же году — $71 млрд, то есть почти в 30 раз больше).
Рост расходов на оборону породил в среде некоторых представителей украинской армии и ВПК заметную эйфорию. Так, официальный журнал Минобороны «Войско Украины» 21 июня 2014 года даже поместил статью с характерным наименованием «Золотая пора украинского ВПК», где сообщалось, что предприятия украинского военно-промышленного комплекса уже «получили многомиллионные контракты на ремонт и обновление разной военной техники».
Рост военных заказов на Украине, действительно, подтверждается из различных источников. 18 июня на пресс-конференции Совета национальной безопасности и обороны Украины было сообщено о планах закупить для армии тысячу новых бронетранспортеров Харьковского конструкторского бюро имени Морозова (в советское время один из ведущих разработчиков и производителей бронетехники).
Однако «золотая пора украинского ВПК» тоже не обошлась без коррупционных скандалов. Так 16 июля СБУ объявило об аресте директора госпредприятия «Киевский бронетанковый завод» за махинации с финансовыми средствами, только что выделенными на оснащение Национальной гвардии бронетранспортерами.
Еще 4 июня 2014 года министерство обороны Украины объявило о том, что все военнослужащие, принимающие участие в АТО на Востоке будут получать 100% денежную надбавку. Если в мирное время служащий по контракту рядовой вооруженных сил Украины получал 2700 гривен (около 8 тысяч рублей), а командир отделения 4100 гривен (около 12 тысяч рублей), то с июня они при участии в боевых действиях будут получать в два раза больше. Поскольку средняя зарплата на Украине в начале 2014 года составляла около 3000 гривен, для многих это уже неплохие деньги.
Недостатки и достоинства армии КиеваНедостатки украинского войска очевидны. Ранее эта армия никогда не воевала, да и в качестве армии мирного времени была очень далека от идеала. Все двадцать с лишним лет независимости вооруженные силы Украины существовали при минимуме финансирования, оснащения и подготовки.
18 июня на выпуске офицеров Национального университета обороны Украины (главного военного ВУЗа страны) новый президент Порошенко в своем программном выступлении перед украинскими военными, так охарактеризовал состояние армии: «У нас еще есть недостатки. Это и проблемы координации, и организация связи в ходе боя, неэффективность войсковой разведки. Наши приоритеты — преодолеть эти недостатки: связь, разведка, качество тылового обеспечения, качество мобилизации...»
Нельзя сказать, что эти недостатки преодолены. В тактическом плане украинские силовики все еще явно уступают повстанцам, среди которых немало командиров с большим опытом боев на Северном Кавказе.
Однако достижения Киева в армейском плане тоже очевидны. По состоянию на середину марта это был полный ноль, большинство частей оказались неспособны покинуть казармы, не умели и, главное, не желали воевать. Но за два-три месяца к лету удалось сколотить и бросить в бой почти все наличные бригады сухопутных войск. Армия, при всем недостатке опыта солдат и командиров, начала серьезно воевать в условиях относительно больших потерь, плохого оснащения и обеспечения. Постепенно формируется костяк командиров с реальным боевым опытом — как в России во время чеченских войн.
Властям Киева удалось запустить худо-бедно работающий конвейер мобилизации, позволяющий использовать против повстанцев сильные стороны украинской армии — превосходство в живой силе и технике. Производство нового вооружения будет налажено еще не скоро (если будет вообще), но на поток поставлена расконсервация старых советских запасов. Мобилизованы специалисты необходимых воинских профессий, заработали ремонтные части и оставшиеся от СССР заводы. Так что дефицита старой советской техники в армии Киева не предвидится, даже в условиях высоких потерь.
Но при всем росте боеспособности и сил украинской армии уже в ближайшем будущем ей придется столкнуться с новыми проблемами. К середине лета стали проявляться негативные последствия социально-экономического кризиса, вызванного майданной революцией и военным противостоянием на Востоке. Кризис неизбежен, его всплеска ждут к осени. Одновременно с июля впервые стало выходить на поверхность недовольство затянувшейся войной. Появились первые сообщения о протестах против мобилизации и массовых уклонениях от нее. Что характерно, сообщения о таких происшествиях появляются чаще на западе страны, который долгие годы считался оплотом национализма и патриотизма.
Если в ближайшие недели армия Киева не сможет разгромить повстанцев, ей неизбежно придется столкнуться с большими проблемами в тылу. С теми проблемами, которые не решаются националистическими лозунгами и мобилизацией старого советского оружия.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям