Автор Тема: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах  (Прочитано 7397 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« : 18, Декабрь 2009, Пятница, 09:49:35 am »
В условиях, когда каждой домохозяйке стали доступны гигабайты и гигагерцы, невероятным, я думаю, покажется факт, что у первой советской крылатой ракеты, принятой на вооружение, было всего 16К(!!!) оперативной памяти.
 
Вообще история создания этой ракеты очень интересная и поучительная. Поскольку я был непосредственным участником событий и прошло достаточное время с тех событий, немного расскажу...
 
Итак, в конце 70-х годов стало известно, что американцы успешно продвигаются по пути создания своей крылатой ракеты. Впоследствие она получила название BGM-109 "Томагавк". Ракета применялась на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности и могла нести ядерный заряд. Скорость дозвуковая порядка 850-900 км/ч, дальность порядка 2500 км.
 
Стало очевидным, что
а. нужны адекватные средства защиты ПВО, Матиас Руст тоже совершенно не зря летал;
б. нужен адекватный наступальный ответ в виде подобного оружия.
 
И вот в 1976 году выходит постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании на конкурсной основе универсальной крылатой ракеты большой дальности. Своеобразный тендер выигрывает НПО "Радуга" под руководством генерального конструктора И.С.Селезнёва.
 
В 1983 году достаточно сырая ракета, вернее весь комплекс спешно поступает на вооружение, 31 декабря.  В том же году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ "Радуга" и Дубнинского машиностроительного завода удостоена Ленинской и Государственной премий.  В 1985 году производство было передано на Кировский машиностроительный завод. Военных испытателей наградили орденами и медалями.
 
У этой ракеты и было 16К оперативки.
 
Создание этой ракеты и процесс её модификации сыграли интересную роль и в моей судьбе.
 
Когда встала необходимость создания этой ракеты выяснилось, что в стране туго не только с цифровыми технологиями, но и со специалистами, особенно армейскими.
И было принято решение готовить в Киеве специальную группу инженеров-математиков, в которую я и попал. А ещё по выпуску это позволило сопливому лейтенанту по выпуску стать ведущим инженером-испытателем, подполковничью должность, на которой большинство заканчивает службу.
 
Ну и в заключение немного о роли Украины в "судьбе" Х-55. Носителями ракеты являются дальние бомбардировщики ТУ-95МС и Ту-160. Каждый бомбардировщик Ту-95МС-6 может нести до шести ракет , расположенных на пусковой барабанной установке МКУ-6-5 катапультного типа в грузоотсеке самолета. Вариант Ту-95МС-16 несет шестнадцать Х-55: шесть на МКУ-6-5, по две на внутренних подкрыльевых катапультных установках АКУ-2 у фюзеляжа и по три - на внешних установках АКУ-3, размещенных между двигателями. В двух грузоотсеках сверхзвукового Ту-160 может располагаться 12 крылатых ракет большой дальности Х-55СМ (с дополнительными баками) или 24 обычных крылатых ракеты Х-55.
Так вот в Украине базировался полк ТУ-95МС в Узине и единственный полк в СССР Ту-160 в Прилуках.
 
После распада СССР дальние бомбардировщики ТУ-95МС, часть Ту-160 передали России в счёт оплаты газа, один Ту-160 передали в украинский музей авиации.
 
Теперь по ракетам. Всего изготовлено более 1500 ракет семейства Х-55. После распада СССР 1068 ракет остались на Украине. В 2000 году 114 ракет были переданы России (вместе с самолётами Ту-160), остальные уничтожены до декабря 2001 года. На 2001 года в ВВС России числилось 504 ракеты.



 


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #1 : 18, Декабрь 2009, Пятница, 10:04:16 am »
А самым удивительным был пожалуй процесс организации кооперации внутри Советского Союза. Была задействована огромная масса организаций и не только научных. Например, нерешаемой была задача использования советской магнитной плёнки для записи полётных заданий, бобины с плёнкой ставились на борт и во время полёта ракетоносца и задания закачивались в ракету во время полёта к району пуска.
 
Необходимую плёнку добывали заграницей  8)
 
Второй поразительно-удивительный момент - это работа спецслужб советских. На тот момент в Штатах был суровый запрет на экспорт технологий двойного назначения, но были и фотографии американского аналога, с которого содрали аэродинамику и компоновку. У разработчиков на тот момент были суперкомпьютеры - суперкрэй в частности...


Оффлайн Bricks

  • Знаменитый писатель
  • ***
  • Сообщений: 7592
  • Репутация: +100/-2
  • Пол: Мужской
  • Хвастливый адепт темной стороны КС (с)
  • награды 10 лет на форуме
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #2 : 18, Декабрь 2009, Пятница, 15:56:00 pm »
А самым удивительным был пожалуй процесс организации кооперации внутри Советского Союза.

Так этот вопрос после распада Союза ( и части оборонных предприятий Украины)....решил участь "Скальпеля"...обалденной, я так считаю, разработки Уткиных.....
А причина снятия с вооружения  "Скальпеля" это банальний регламент и продление срока эскплуатации, после очередного ТО....
Некому оказалась делать заводское регламентное обслуживание ....завода не стало....и "Скальпеля" не стало....

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #3 : 18, Декабрь 2009, Пятница, 16:02:13 pm »
А самым удивительным был пожалуй процесс организации кооперации внутри Советского Союза.

Так этот вопрос после распада Союза ( и части оборонных предприятий Украины)....решил участь "Скальпеля"...обалденной, я так считаю, разработки Уткиных.....
А причина снятия с вооружения  "Скальпеля" это банальний регламент и продление срока эскплуатации, после очередного ТО....
Некому оказалась делать заводское регламентное обслуживание ....завода не стало....и "Скальпеля" не стало....
Это тотальная проблема, причём эта не самая опасная. Самая опасное это "игры" с продлением ресурса в ВВС ибо самолёты иногда поднимают в воздух. Или должны поднимать в воздух, потому что давненько не видел полётов. Недавно был недалеко от Василькова под Киевом, тишина

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #4 : 19, Декабрь 2009, Суббота, 09:04:03 am »
У Скальпеля очень интересная история создания, собственно, как и у любого оружия, создаваемого "с нуля". Итак,
 
Ракетный комплекс железнодорожного базирования Скальпель
 
В середине 80-х годов в СССР был построен поезд-ракетоносец, который, видимо, останется в истории человечества единственным и неповторимым. По признанию специалистов, это самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на земле. Его создали коллективы, руководимые братьями академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным.
 
Немного об инженерах-создателях
 
Одному из братьев Уткиных, Владимиру Федоровичу, 17 октября 2003 года было бы 80 лет. Родились братья на Рязанщине, в поселке Лашма на берегу Оки. В семье было еще два брата. Вклад этой семьи в оборону страны трудно переоценить. В 1941 году, окончив школу в городе Касимов, Владимир ушел на фронт и воевал всю войну от первого до последнего дня. Был связистом, и эта военная специальность привила ему особую ответственность. В войну он чудом остался жив. Закончилась она для Владимира Уткина в октябре 1945 года. А осенью 1946-го, по примеру братьев Николая и Алексея, поступил в Ленинградский Военмех. Жили братья дружно, но трудно, подрабатывали на железнодорожной станции. Разгружали уголь и не думали о том, что когда-нибудь им придется загружать вагоны стратегическими ракетами.
 
Предпосылки создания ракетного комплекса "Скальпель"
 
В октябре 1961 года с трибуны XXII съезда КПСС вдруг неожиданно, в характерной для него эмоциональной манере Никита Сергеевич Хрущев обрушил на весь мир сокрушительное сообщение: СССР испытал на Новой Земле водородную бомбу мощностью 50 миллионов тонн тротила - это больше, чем было взорвано тротила за шесть лет Второй мировой войны всеми ее участниками. Этим сообщением был дан сигнал американцам: хотя вы и превосходите нас в 10 раз по носителям ядерного оружия, но одна только такая бомба, доставленная до территории США, обеспечит неизбежность возмездия.
 
Это все так, но при всех своих преимуществах ракетно-ядерное оружие было все-таки уязвимо, и нашим потенциальным противникам давно были известны стартовые площадки межконтинентальных ракет. Взорвись водородная бомба над районом ракетного базирования или над аэродромами стратегической авиации, и от былого ядерного могущества мало бы что осталось.
 
Доктрина неотвратимости возмездия затрещала по всем швам. И тогда гонка вооружения началась на новом уровне: созданием шахт для ракет, которые могли бы нанести ответный удар, перенос их на подводные лодки, на борт стратегических бомбардировщиков. Американцы прятали в шахты свои "Титаны-2", мы - "Р-16". Но очень скоро стало ясно, что точно наведенная межконтинентальная ракета может достать цель и в шахте. Ракета "Першинг-2" способна была долететь к нам из Европы за 6-8 минут. Ровно столько времени требовалось, чтобы открыть 200-тонный люк нашей ракетно-ядерной шахты. Мы вовремя отвечали американцам, но они уже завершали создание ракет четвертого поколения "Трайдент-2", и никакая инженерная защита не помогла бы выжить ракетным системам в случае ракетного нападения. Поэтому было принято решение о создании мобильных ракетных систем.
 
В Кремле понимали: нужны принципиально новые технические решении. В 1979 году министр общего машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев поставил перед конструкторами Уткиными фантастическую задачу. Вот что сказал незадолго до смерти Владимир Федорович Уткин:

"Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?"
 
Изыскания инженерного гения
 
Да, вопросов было много, но решать их было необходимо. Алексей Уткин взял на себя стартовый поезд, а старший Уткин - саму ракету и ракетный комплекс в целом. Возвращаясь в Днепропетровск, он мучительно думал: "А выполнима ли эта задача? Вес до 150 тонн, почти мгновенный запуск, 10 ядерных зарядов в головной части, система преодоления противоракетной обороны, как вписаться габариты обычного вагона, а в каждом поезде три ракеты?!" Но как часто бывает, сложные задачи всегда находят гениальных исполнителей. Так в конце 70-х Владимир и Алексей Уткины оказались в самом эпицентре "холодной войны", и не просто оказались, а стали ее главнокомандующими. В Днепропетровске, в КБ "Южное" Владимир Уткин заставил себя забыть о сомнениях: такую ракету можно и нужно построить!
 
Двигатель решили сделать на твердом топливе, но подобных разработок в КБ тогда не было. Несмотря на колоссальные трудности, такой двигатель был создан. Далее: ракета с ТПК должна весить не более 130 тонн, иначе железнодорожное полотно не выдержит, а значит, нужны новые материалы; ракета не может быть длиннее обычного вагона-рефрижератора, но таких коротышек в КБ не создавали. Тогда решили убрать сопла в сами двигатели, хотя мировая практика ракетостроения не знала таких решений. С другого конца вагона высовывается головной обтекатель, без него нельзя - точности не будет, сперва сделали его надувным, но, по расчетам, он не смог бы преодолеть заслон ядерных взрывов противоракетной обороны. Тогда сконструировали металлический складывающийся обтекатель!
 
А тем временем в КБ специального машиностроения Алексей Уткин с коллегами уже проектировал уникальный космодром на колесах. На полигоне под Ленинградом начались испытания узлов и агрегатов будущего ракетоносца. Вопросов стояла масса: как отвести контактные провода на электрифицированных участках, как поднять ракету в вертикальное положение за считанные секунды, как обеспечить старт через две минуты после остановки поезда? И главное - старт. Как сделать, чтобы огненный хвост ракеты не сжег, как спички, шпалы, не оплавил бы рельсы своей адской температурой? И как решить эти вопросы? Решили! Пороховой двигатель выталкивает ракету на небольшую высоту, включается двигатель маневра ракеты, и газовая струя маршевого двигателя ракеты проходит мимо вагонов, контейнера и железнодорожного полотна. Нашлось-таки главное решение, которое венчало все остальные и обеспечивало запас инженерной прочности на много лет вперед. Ведь к тому моменту никто в мире не смог создать ничего подобного. "Я горжусь тем, что наши коллективы решили эту фантастически сложную задачу, - позже сказал Владимир Федорович. - Мы должны были сделать этот ракетный поезд и мы сделали его!" Первый ракетный состав был принят на вооружение в 1987 году, последний - 12-й - сдан в 1992-м.
 
Ракетные поезда стали постоянной головной болью американцев. Пентагон тратил на их отслеживание больше средств, чем братья Уткины на создание. Двенадцать спутников-разведчиков искали их по всей нашей стране и даже из космоса не могли отличать эти поезда-призраки от обычных рефрижераторов. Еще в 60-х годах прошлого столетия американцы начали разработку аналогичных комплексов, но дело не шло. И уже после выхода ракетных поездов на пути МПС они предприняли беспрецедентную акцию: под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии транзитом ими были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой для радиоперехвата, анализа радиационной обстановки и даже киносъемки через потайную мембрану в корпусе контейнера-шпиона. Но после отхода поезда из Владивостока контейнер был вскрыт нашими контрразведчиками. Задумка американцев провалилась.
 
Но времена изменились, в начале 90-х годов наши потенциальные противники превратились едва ли не в приятелей, правда, тоже потенциальных. Мы взрывали шахты, резали ракеты. А сейчас приглядываются к тому, как можно будет обезглавить наш "Скальпель". Ракетные железнодорожные космодромы гонять по всей стране было признано нецелесообразным, принято решение о переводе "Скальпелей" на дежурство в закрытых зонах. Теперь, к радости американцев, все они там и находятся, и охраняют их разве что от грибников...
 
Да, американцы многого добились, они поставили условием на переговорах по разоружению уничтожение именно ракет СС-18, "ласково" ими называемых "Сатана", и уникальный ракетный поезд "Скальпель". Пришедший к власти Горбачев сразу же согласился, Ельцин последовал его примеру. Американцы поспешно выделили деньги на уничтожение ненавистных им ракет и даже предоставили новейшие режущие аппараты. Один за другим ракетные комплексы превращались в металлолом. Хотя на тех ракетах можно было запускать спутники, пригодные в народном хозяйстве. Ведь непростительно глупо уничтожать комплексы, над созданием которых трудился весь цвет отечественной науки в разных отраслях.
 
Зато сегодня Украина с гордостью несет звание безъядерной державы. От недавних событий остался лишь памятник "Скальпелю" у Павлоградского механического завода, а в цехах днепропетровского "Южмаша", где 16 лет назад создавались ракеты, сейчас собираются троллейбусы. И откуда теперь, если понадобится, возьмутся новые "Скальпели" - неизвестно.
 
Назначенный директором головного института "ЦНИИМАШ" Владимир Уткин навсегда оставляет конструкторскую работу по созданию боевых ракетных комплексов, и судьба вновь сводит его с американцами, но теперь астронавтами. Встречаясь с ними, Владимир Федорович сказал: "Космос - это поле, где мы должны сеять только мирные семена и не лезть в этот космос ни с чем другим. И оттуда научиться жить на Земле так хорошо, чтобы вы видели и думали: "Чего они там, на маленькой Земле, делают? " И эти слова - не отступление от прежних позиций, а понимание того, что все свои работы по разработке ракетных комплексов он создавал вынужденно, в ответ на угрозу со стороны противной стороны, в интересах защиты Родины. Создавал паритет, который в конечном итоге помог и помогает сохранить мир от термоядерной войны.
 
Владимир Федорович Уткин, дважды Герой Социалистического Труда, академик, лауреат Ленинской и Государственной премий, к сожалению, не дожил до своего 80-летия. В городах Рязани и Касимове, а также на Троекуровском кладбище Москвы, где похоронен Владимир Федорович, ему установлены памятники. 11 октября на родине в Лашме будет открыт бюст и памятная доска на доме, где жил великий конструктор, а 17 октября - памятная доска на здании института "ЦНИИМАШ".
 
Да, он был великим конструктором, но о нем знал лишь узкий круг людей. Владимир Уткин создал ракету СС-18 - самую мощную и надежную в мире, которая несет 10 ядерных боеголовок и 40 ложных целей. До сегодняшнего дня американцы не могут сделать ничего подобного.
 
С созданием ракетного комплекса железнодорожного базирования "Скальпель" жизнь братьев Уткиных превратилась в легенду. Они удивительно талантливо, с невероятной изобретательностью выполнили порученное им страной дело.
 
Новейшая военная история
 
В 2005 году боевой железнодорожный ракетный комплекс РС-22 /по классификации HАТО "Скальпель"/ снимается с боевого дежурства в Ракетных войсках стратегического назначения. Об этом заявил сегодня журналистам командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов.
 
Командующий сообщил, что взамен железнодорожного комплекса с 2006 года в войска начнет поступать мобильный ракетный комплекс "Тополь-М". "В октябре минувшего года руководство страны приняло решение о развертывании этого комплекса", - сказал Соловцов. В настоящее время на боевом дежурстве в РВСH находятся пять полков "Тополь-М" шахтного базирования. Предполагается, что ракеты этого типа шахтного и мобильного базирования составят основу боевой мощи РВСH в ближайшей перспективе. БЖРК находились на вооружении РВСH в течении 15 последних лет.
 
А что скрывается за официальным сообщением? Прежде всего то, что вместо 36 ракетных установок Скальпель, ракеты которых несут по 10 разделяющихся ядерных зарядов и местоположение которых до сих пор не удавалось раскрыть иностранной разведке, Россия будет иметь только легкие комплексы "Тополя-М" автомобильного базирования. Ракета "Тополь-М" несет только одну боеголовку. Сами ракетчики окрестили Тополь насмешливым прозвищем "карандаш".
 
16 июня 2005 года предпоследний из ракетных комплексов железнодорожного базирования "Скальпель" был отправлен из Костромского соединения ракетных войск на базу хранения для последующей ликвидации. Последний из них запланировано уничтожить в сентябре 2005 года. Официальной причиной, по которой "Скальпели" снимается с вооружения называется истечение сроков эксплуатации, хотя если принять во внимание, что взяты на вооружение они были в 91-94 годах, этот срок должен истечь только к 2018 году при условии, что будет проводится регулярное обслуживание заводом-изготовителем. Но завод в Павловграде (Украина) теперь вместо ракет делает троллейбусы. А Украина, став безъядерной державой, по условиям соглашения не может ни иметь, ни производить или обслуживать ядерное оружие, особенно теперь, когда новыми украинскими властями взят курс на запад. А оборудование для производства ракет, стоящих на вооружении у России пускается на переплавку.
 
Обидно конечно и то, что такое уникальное творение инженерной мысли будет уничтожено.






Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #5 : 19, Декабрь 2009, Суббота, 09:05:33 am »
Ну и в заключение, небольшое видео
 

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #6 : 25, Декабрь 2009, Пятница, 13:36:39 pm »
Не сдержался  ;D Добавлю фотку Ту-160. Сильнейший самолёт, реально чудо инженерной мысли. Но время не стоит на месте. Россияне сообщают о том, что к 2012 году завершатся все научно-исследовательские работы по разработке перспективного авиационного комплекса Дальней авиации.
 
Новый самолет придет на смену бомбардировщикам Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, составляющим сейчас основу Дальней авиации России.
 
Новый самолет будет малозаметен, но полностью исключить его видимость для самолета такого класса невозможно.
 
Новый бомбардировщик поступит на вооружение в 2025-2030 году.


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #7 : 17, Декабрь 2010, Пятница, 12:54:48 pm »
История зарождения Ракетных войск стратегического назначения начинается с 1946 года. 13 мая того же года Совет Министров СССР принял постановление, в котором определил задачи государственных и военных органов по созданию новой отрасли промышленности — ракетостроения и освоения ракетного оружия в войсках.
 
Первым ракетным соединением, вооруженным баллистическими ракетами дальнего действия, стала бригада особого назначения резерва главного командования. Появлявшиеся в последствии соединения до 1955 года были вооружены баллистическими ракетами «Р-1» и «Р-2» с дальностью 270 км и 600 км. Бригады подчинялись командующему артиллерией Советской Армии. В марте 1955 года была введена должность заместителя Министра обороны СССР по специальному вооружению реактивной техники. На этот пост был назначен маршал артиллерии М. И. Неделин, при котором был создан штаб реактивных частей.
 
4 октября 1957 года с полигона Байконур личным составом отдельной инженерной испытательной части боевой ракетой «Р-7» впервые в мировой истории был осуществлен успешный запуск первого искусственного спутника Земли. Со временем радиус действия ракет увеличивался, совершенствовались и другие боевые качества. 17 декабря 1959 года войска получили статус самостоятельного вида Вооруженных Сил. Указом Президента Российской Федерации от 10.12.95 N 1239 установлен День Ракетных войск стратегического назначения.

Развитие РВСН содействовало установлению ядерного паритета между СССР и США в 70-х годах XX века. Сегодня Ракетные войска стратегического назначения – это род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся важнейшим компонентом Стратегических ядерных сил России. Ракетные войска стратегического назначения – войска постоянной боевой готовности, несущие непрерывное дежурство в готовности к выполнению боевых задач по приказу Президента Российской Федерации – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России.

Современные Ракетные войска стратегического назначения включают: командование РВСН, ракетные армии, дивизии, полки и отдельные воинские части обеспечения. Кроме этого, в состав РВСН входят полигоны, научно-исследовательские организации, высшие военные учебные заведения, учебные центры по подготовке младших специалистов, арсеналы, базы хранения вооружения и военной техники и центральные ремонтные заводы. В составе современной группировки РВСН на боевом дежурстве находятся боевые ракетные комплексы как стационарного, так и мобильного базирования. Основу группировки стационарного (шахтного) базирования составляют ракеты тяжелого и среднего класса.

За исторически короткий срок, пройдя трудные и сложные этапы своего становления и развития, РВСН стали надёжной опорой государства в обеспечении безопасности страны. Ракетные войска стратегического назначения горды тем, что в их рядах проходили службу шесть дважды Героев Советского Союза, 84 Героя Советского Союза, шесть Героев Российской Федерации, 35 Героев Социалистического Труда. Среди воинов-ракетчиков – 52 лауреата Ленинской премии, 226 лауреатов Государственной премии СССР и 17 лауреатов Государственных премий Российской Федерации.
 
В отличие от других видов вооружения, стратегические ракеты создавались не для боевого применения, а для предотвращения глобальной войны. По мнению многих аналитиков, существование Ракетных войск стратегического назначения является единственным фактором, способным уберечь Россию от развития ситуации по югославскому сценарию. Ядерное сдерживание остается основным элементом в области обеспечения национальной безопасности России. Без ракет, ракетно-ядерного оружия нашей стране не обойтись. И как бы ни менялся мир, Ракетные войска стратегического назначения всегда развернуты в боевой порядок. Их боевое дежурство не прерывается ни на секунду. Они – всесокрушающий меч Родины. Россия была, есть и будет оставаться великой державой. И один из залогов ее величия – РВСН, чей день отмечается 17 декабря.

Украина же свои ракеты утилизировала...

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #8 : 17, Ноябрь 2013, Воскресенье, 06:52:25 am »
Просматривая новости по крылатым ракетам, обнаружил интересную заметку. Украина, как выясняется поступила по-хозяйски - она не все ракеты утилизировала, часть продала. Но ракеты не иголка, грянул скандал. Кроме самих ракет в Украине до 1987 был завод по их производству, где была конструкторская документация.

Украинский пролет крылатых ракет

Вытолкать Украину с мирового рынка продажи крылатых ракет Х-55 оказалось несложно: скандал с поставками украинских ракет в Иран и Китай в начале века помог Кремлю самостоятельно войти в этот международный бизнес. Но у Киева остался лакомый кусок - производство и наладка. Сегодня происходит завершающая стадия: нас окончательно выдавливают с рынка самыми живописными методами - от банкротства украинских заводов до их поглощения.Так мы теряем кусок оружейного пирога ценой в сотни миллионов долларов.

История Х-55: скандалы, объединение и совпадение

Крылатая аивационная ракета украинского производства Х-55, которая по квалификации НАТО носит имя AS-15 Kent, на протяжении последнего десятилетия закрепилась в роли рекламного «бестселера» зарубежного военно-технического сотрудничества Украины. Первая пи-ар акция мирового масштаба состоялась в 2000 году: тогда грянул громкий скандал вокруг контракта на поставку в Иран и Китай 12-ти неоснащенных ракет этого типа и установку оснащения боеголовками КНО-120.

По контракту Украина продала ракеты, произведенные в 1987 году и к моменту сделки исчерпавшие свой технологический ресурс. Эта поставка визвала горячий интерес украинской и зарубежной прессы. Дело в том, что продажа просроченных изделий - это всегда намек на экспорт заводских специалистов. Еще шире, в 2005 году, пресса освещала судебные процессы вокруг самой сделки. Сейчас, по прошествии лет, стало очевидным, что поставка осуществлялась в рамках очередного украино-российского договора об урегулировании нашей задолженности за поставки природного газа. По сей день ни одно из украинских официальных лиц, инициироваших залючение этого «ракетно-газового» договора, к отвественности так и не привлечено. Некоторые занимают руководящие должности до сих пор, а фигурантами и обвиняемыми по делу стали стрелочники-исполнители. На сегодня в списке фигурантов обнаруживаем пять покойников. В 2002 году в Украине погиб в атокатастрофе глава «Укрспецэкспорта» Валерий Малев, в молодости занимавшийся авто гонками. На Кипре нелепо разбился на картинге австралийский посредник Хайдер Сарфраз. В 2007-м убит в Лукьяновском СИЗО россиянин Олег Орлов,  обвинявшийся в незаконной поставке Х-55 Ирану. В 2009 году в России скоропостижно скончался полковник Антон Суриков, принимавший активное участие в освещении прессой мирового рынка ракет Х-55.

Но этими скандалами процесс передела рынка не ограничился - вторую известность ракетам Х-55 может принести начатая в 2010 году передача России харьковского авиазавода ХГАПП - бывшего украинского головного производителя Х-55. Передача завода и его технологий осуществляется  под соусом создания новой украино-росийской авиасторительной компании «ОАК Антонов», в состав которой вводится ХГАПП. Финансово стабильным предприятие не назовешь. Следовательно, завод легко фрагментировать. Все это не имело бы отношения к расширению рынка крылатых ракет, если бы не одно «но». Паралельно с изоляцией ХГАПП в рамках «ОАК Антонов», к 2011 году компании Китая, Тайваня и Ирана начали  развертывать серийное производство ракет, технологически очень схожих с украинской Х-55. На первый взгляд, эта подобие выглядит совпадением и не более.

Ракетные рынки без инженеров - нонсенс

 Ключевой технической тонкостью экспорта большинства ракетных технологий традиционно является не сама поставка, а наладка оборудования. Инжиниринг под проектным надзором конструкторського бюро-разработчика обычно производят предприятие-производитель ракет и предприятие-производитель двигателей. Единственным в мире производителем двигателей для Х- 55 является запорожское ОАО «Мотор Сич». Разработчиком ракет является КБ «Радуга» из Дубны Московской области. Головным производителем ракет Х-55 в 1980-1986 годах был цех №86 харьковского ГАПП. О значеними этого завода для Украины можно судить по карьере его руководителей. Одним из первых директоров  цеха №86  был Анатолий Мялица, который возглавлял ХГАПП в 1980-1989 годах, 1996-2002 годах и 2008 году. В 2002-2004 годы он дорос до главы Минпромполитки в правительствах Анатолия Кинаха и Виктора Януковича, а затем трудился советником премьера Юлии Тимошенко.  Для Украины такая карьера бывшего первого секретаря Харьковского обкома КПСС исключительно неординарная.

Именно при Мялице, еще до провозглашения независимости Украины, в 1986-1992 годах 86-й ракетный цех и оборудование по производству Х-55 вывезли с ХГАПП на российский Кировский механический завод, ныне ОАО «АВИТЕК». Производство ряда сегментов ракет начал Смоленский авиазавод.

С тех пор, как кировский завод АВИТЕК стал собственником харьковских технологий производства Х-55, Россия достигла независимости и профинансировала начало производства крылатой ракеты Х-56. Сегодня эта модификация базового типа Х-55 в полной мере считается российской собственностью. Что касается юридического права на «харьковско-кировские» технологии Х-55, тут все сложнее. Принадлежость технологий – это, прежде всего, право ремонта и модернизации, что на международном рынке стоит порой дороже самого оружия. Это право регулируется рядом действующих доныне соглашений между Украиной и РФ в сфере военно-технического сотрудничества. По ним собственником любой военной технологии бывшего СССР, вне зависимости от принадлежности КБ-разработчика и завода-производителя, является государство, на территории которого это вооружение дислоцировано. В такой сути договора есть логика, потому без него формально могло оказаться, что на вооружении РФ стоят не российские, а украинские танки и баллистические ракеты. 

В случае с Х-55, поставленными Ирану и Китаю, буквально до 2002 года включительно, 85% общего парка ракет этого класса в бывшем СССР дислоцировались в Украине. Следовательно, по этим соглашениям, вне зависимости от того, где они были произведены  – в Кирове или Харькове – фактическим обладателем технологий Х-55 являлась Украина. Кроме того, Украина – страна-производитель двигателей для этих ракет. Указанные два веских обстоятельства, по-сути, по прежнему являются главной причиной пристального внимания многих иностранных государств к суду, начавшемуся в 2005 году в Украине. Ведь владельцем технологий производства стратегических ракет Х-55, как ни крути, является Украина, а технологией  применения этих ракет – Россия.

Эта чрезвычайно важная деталь объясняет, зачем вобщем-то малопривлекательный ХГАПП столь настойчиво затягивают в украино-российскую «ОАК Антонов».Вполне возможно, что речь идет либо о попытке закрыть внешние рынки для украинских ракетних технологий, либо же, что более вероятно, речь идет о неких совместных планах расширения мирового рынка стратегических крылатых ракет. И та и другая версии впоєне «рабочие». Потому что создание авиастроительной компании – не единственная подобная инициатива нынешних украинских властей. Также в стадии реализации находится проект создания аналогичной, но уже полностью специализированной украино-российской компании в сфере производства авиационных ракет. В нее могут войти киевское КБ «Луч» и ПО «Завод им. Артема», а также российская корпорация «Тактические Ракетные Вооружения». На какой результат нацелены эти проекты?  Будет ли этот результат законным и отвечающим внеблоковой политике Украины?   

Внеблоковость как дымовая завеса

По мнению части украинского экспертного сообщества, провозглашение Украиной в 2010 году курса на внеблоковую внешнюю политику, отрицающую участие в военных союзах, на самом деле является дымовой завесой. Ее цель – дать время для реализации проектов в военно-технической сфере, схожих с многолетней эпопеей на рынке ракет Х-55. Логическим завершеним масштабних авантюр подобного рода вполне может стать вовлечение страны в военный блок «Ташкенского Пакта». Ведь во всем мире кооперация на рынках стратегических вооружений - это первый шаг к вхождению в военный союз. Исключений из этого правила не бывает.

На словах официальный Киев такой шаг отрицает. По словам украинских чиновников, у них нет новых планов относительно Организации Договора о коллективной безопасности стран СНГ (ОДКБ СНГ). В то же время, подтверждение подлинности информации о событиях в оборонной политике тонет в искусно созданной бюрократической и кадровой путанице. Путаница стала очевидной зимой 2011 года. Тогда со своей должности без объяснения причин был уволен куратор оборонной политки Президента, экс-генпрокурор Геннадий Васильев, занимавший должность заместителя главы Администрации Президента. Вместе с этим увольнением, был смещен и подчинявшийся Васильеву начальник Главка оборонной политики и координции правоохранительных органов. Уже почти полгода эти долности остаются вакантными.

В ответах на официальные запросы прессы о том, что происходит с оборонным планированием, Администрация Президента отвечает скупо. По ее комментариям, за оборонную политику Президента ныне отвечает Елена Лукаш. Но Лукаш явно не обладает должной компетенцией. К тому же,  она является уполномоченным представителем Президента в Конституционном Суде, и у нее есть чем заняться. С другой стороны, она может выглядеть и подходящей фигурой. По крайней мере, как жена Григория Ильяшова, главы Службы Внешней Разведки Украины.

Словом, куда и за что «пропал с радаров» экс-генпрокурор Васильев, лишившийся должностей в Администрации и СНБОУ, пока является вопросом без внятного ответа. Единственная версия происходящего - предположения прессы о сугубо политической интриге, разразившейся между чиновниками, отвечающими за неприсоединение страны к военным блокам. Если верить этим версиям, уволенный Васильев вместе со своим партнером Геннадием Нусенкисом, основателем финансовой группы «Донецксталь», представляет пророссийское крыло Партии Регионов, которое выкристализовалось как противовес господствующим в этой организации «донецкому клану» Ахметова-Клюева-Колесникова, и «киевской группе» Фирташа-Бойко-Левочкина-Хорошковского.

Коль так, нынешней украинской власти сегодня явно не до контроля над процессами, которые происходят в оборонной промышленности.  В таком случае Украина обречена на повторение историй наподобие суда по поставке Х-55 Китаю и Ирану. А как это повторение произойдет, то ли в процессе торговли, то ли при выполнении субподряда или создания украино-российских СП – это, по-сути, вопрос не существенный.

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #9 : 17, Ноябрь 2013, Воскресенье, 07:36:13 am »
А чего же достигла Россия в части создания крылатых ракет за последние 25 лет? Как ни странно, очень мало.

В конце 80-х начались работы по модификации Х-55 оптическим корректором на конечном участке для увеличения точности с километра до десятков метров и возможности применения обычной боевой части.  Опытная разработка носила название Х-55ОК. Начало работ было малоуспешным - оптический коррелятор выдавал запрет коррекции в абсолютном числе пусков.

Затем Советский Союз развалился и финансирование работ в России встало. По разным сведениям ракету вроде бы доиспытали, присвоили индекс Х-555, но на вооружение они не пошли.

До сих пор главной ударной силой остаются Х-55СМ. Правда, в связи с моральным старением СМ-1820 они были заменены эмуляторами на современных ПЭВМ для расчёта полётных заданий.

Пока продолжался застой сильно развились спутниковые системы навигации и в середине девяностых МКБ «Радуга» начало проект, целью которого являлось создание двух крылатых ракет большой дальности: Х-101 и Х-102. Х-101 должна нести осколочно-фугасную головную часть, Х-102 – ядерную.

По отрывочным публичным сведениям, российским и зарубежным, испытания подходят к концу и ракеты примут на вооружение.


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #10 : 17, Ноябрь 2013, Воскресенье, 07:41:41 am »
Вот что пишет Военное обозрение:

Интересны имеющиеся данные о точности новой ракеты. Согласно отечественным источникам, круговое вероятное отклонение Х-101 находится в пределах 10-20 метров. По данным агентства Jane’s, этот параметр не превышает 6-10 метров для ракеты с конвенциональной боевой частью и 100 метров для варианта с ядерным оснащением. По понятным причинам, обе версии информации о точности на данный момент не получили официального подтверждения, равно как и не были опровергнуты.

В некоторых источниках упоминается третий вариант перспективной крылатой ракеты для дальней авиации. Боеприпас с условным названием Х-СД должен иметь среднюю дальность полета, что заметно расширит возможности разрабатываемого семейства ракет. В то же время, такая разработка на базе Х-101 последний раз упоминалась несколько лет назад, что можно толковать по-разному. В частности, нельзя исключать вариант, при котором заказчик отказался от крылатой ракеты средней дальности и все работы по ней были свернуты.

Открытые данные о времени и ходе испытаний также отсутствуют. В разных источниках упоминаются разные даты начала таких работ, от второй половины девяностых до середины двухтысячных. Стоит отметить, основная масса фотоматериалов, на которых изображены самолеты Ту-95МС с новыми ракетами, появилась в течение нескольких последних лет. Это может говорить об интенсификации испытаний и завершающем их этапе.

В прошлом 2012 году в официальных заявлениях руководства Минобороны несколько раз упоминалось завершение работ над новым проектом и скорое принятие ракеты на вооружение. Более того, весной министр обороны А. Сердюков упомянул, что военно-воздушные силы уже получили новую ракету. Однако несколько месяцев спустя, в сентябре, в прессе появилась иная информация. Со ссылкой на замминистра обороны А. Сухорукова утверждалось, что в течение ближайших месяцев будет принят на вооружение новый боеприпас для дальней авиации. Вероятно, заявления обоих руководителей военного ведомства касались именно ракет Х-101 и Х-102.

С момента тех заявлений прошло несколько месяцев, но официальных сообщений о принятии на вооружение крылатой ракеты Х-101/102 пока не было. Таким образом, вероятно, в течение ближайшего времени арсенал стратегической авиации действительно пополнится двумя типами новых крылатых ракет с конвенциональной и ядерной боевыми частями.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #11 : 17, Ноябрь 2013, Воскресенье, 07:43:10 am »

Оффлайн Advoc@te

  • Знаменитый писатель
  • ***
  • Сообщений: 4727
  • Репутация: +40/-4
  • Пол: Мужской
  • Крымский МЕГАватник
  • награды Пострадал от Красного
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #12 : 18, Ноябрь 2013, Понедельник, 12:39:23 pm »
А чего же достигла Россия в части создания крылатых ракет за последние 25 лет? Как ни странно, очень мало.
Как раз таки ничего странного: в стране, в которой чиновники привыкли всё разворовывать, а 99% дохода государства наполняется за счёт высоких цен на нефть и газ, ничего удивительного.
Супер МТС (RU)
Volna Mobile (RU)

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #13 : 27, Март 2014, Четверг, 19:37:29 pm »
30 июня вице-премьер -- министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что имеются данные о продаже Украиной стратегических крылатых ракет авиационного базирования Х-55 Китаю и Ирану. Эту сделку в 2000--2001 годах осуществила фирма «Прогресс», дочернее предприятие «Укрспецэкспорта».
Данный факт еще в марте 2005 года признал генпрокурор Украины Святослав Пискун. Именно он тогда в интервью британской газете «Файнешнл таймс» рассказал о том, как и почему Пекин и Тегеран стали обладателями КР Х-55. Расследование проводилось по требованию группы депутатов Верховной Рады. Генпрокурор утверждал, что в 2004 году была пресечена деятельность международной преступной группы торговцев оружием, в которую входили граждане Украины, России и Австралии.

Крылатые ракеты вывозились по подложным документам, в которых они фигурировали как изделие «Икс-11». Странным образом ни одна украинская контролирующая инстанция не заметила подлога, равно как и тогдашний премьер-министр страны Виктор Ющенко. Но будущего президента от уголовного преследования спас бывший руководитель Службы безопасности Украины Игорь Смешко. По его словам, глава кабинета министров не имел реального влияния на оружейный экспорт. Сам Ющенко впоследствии говорил, что контрабандой занималась «прежняя власть». К каковой он, видимо, себя не причислял...

Между тем в ходе следствия, о результатах которого поведал СМИ Святослав Пискун, выяснилось, что в 2000 году в Китай были проданы шесть ракет Х-55СМ, а в 2001 году -- также шесть ракет Х-55 и комплект проверочного оборудования КНО-120 -- в Иран. За эти коммерческие операции гендиректор фирмы «Укравиазаказ» Владимир Евдокимов в 2005 году получил по приговору суда 6 лет лишения свободы. Еще два фигуранта уголовного дела -- экс-глава «Укрспецэкспорта» Валерий Малеев и австралиец Хайдер Сарфраз -- погибли в странных автокатастрофах. Их «соратнику» российскому бизнесмену Олегу Орлову повезло больше: в феврале нынешнего года он, живой и невредимый, был экстрадирован на Украину из Чехии. 5 июля 2007 г. Орлов был задушен в следственном изоляторе №13 г. Киева.

Журналист Гонгадзе, который пожелал опубликовать материалы о договорённостях 2000 г. был похищен и обезглавлен.

Организаторы незаконной сделки и ликвидации неугодных свидетелей до настоящего времени не названы и не понесли заслуженного наказания. Их личные состояния исчисляется в десятках миллионов и миллиардах долларов.


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73901
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Re: О Х-55, гигабайтах и гигагерцах
« Ответ #14 : 17, Декабрь 2016, Суббота, 08:19:32 am »
В 2001 г. разразился крупный международный скандал, связанный с обвинениями в контрабанде ракет Х-55 из Украины в Китай и Иран. По версии следствия, на основании поддельного сертификата конечного пользователя ГК «Росвооружение», дочерним предприятием «Укрспецэкспорта» внешнеторговой фирмой «Прогресс» был подписан контракт   PR-28-1/KE-2000 на поставку 20 крылатых ракет воздушного базирования типа Х-55, Х-55СМ 1987 года выпуска. В рамках указанного контракта 6 ракет были отгружены в адрес заказчика с аэродрома Гостомель самолетом Ил-76ТД с казахстанской регистрацией, но в итоге оказались в Китае. Этим же бортом в начале 2000 г. согласно приложения к контракту в Иран были переправлены еще 6 таких ракет и комплекс наземного обслуживания для проверки Х-55 КНО-120. Исходя из имеющейся информации, можно сделать вывод, что в число контрабандных ракет могло войти не более двух Х-55СМ, остальные были либо Х-55, либо учебные изделия, на чем особенно настаивала защита единственного дожившего до суда обвиняемого по этому уголовному делу – директора украинской компании «Укравиазаказ» Владимира Евдокимова, обеспечившего выполнение финансовых операций и транспортировки по этому контракту.

Правительства Ирана и Китая единодушно отказались от обвинения в получении Х-55, хотя спустя несколько лет на вооружении обеих стран появились КРВБ собственного производства, сильно напоминающие контрабандные изделия. Первый испытательный пуск CJ-10, как стали называть аналог Х-55 в Китае, состоялся 10 августа 2004 г. Ракета применяется как в наземном варианте, так и  с бомбардировщика H-6. Кроме того, начиная с 2006 г. на выставках выставлялись масштабные модели китайской противокорабельной ракеты YJ-62 (C-602) в конструктивных решения которых также угадывалась Х-55.

Из Ирана также еще весной 2001 г. поступило сообщение о том, что на одном из специализированных предприятий было отмечено появление «неизвестного корпуса, имевшего 5,5 м в длину и 0,7 м в ширину», а в августе 2005 г. представитель иранской оппозиционной группировки NCRI Алиреза Джафар-заде сообщил, что на иранских предприятиях освоены технологии производства Х-55.