В Казани взлетел первый в РФ конвертоплан05.10.2011
Конструкторы КНИТУ-КАИ провели успешные испытания диковинного аппарата — беспилотника, взлетающего и садящегося по-вертолетному, а летящего по-самолетному. В вузе уверяют, что это не просто красивый эксперимент, но работа, имеющая ближайшее практическое значение.
Идея самолета-вертолета давно занимала авиаконструкторов. Но вот создать такой аппарат оказалось чрезвычайно сложно. Единственная на сегодня схема, удовлетворяющая самолетно-вертолетным условиям, - конвертоплан. Это летательный аппарат, совмещающий вертикальные взлёт и посадку по вертолётному принципу с горизонтальным полетом на высоких, самолетных скоростях. «Гибридность» достигается при помощи изменения в полете положения гондол с турбовинтовыми двигателями - из вертикального в горизонтальное. Встречаются экспериментальные конструкции, у которых поворачивается всё крыло, а не только двигатели. В мире есть всего один серийный конвертоплан — американский транспортно-десантный V-22 Osprey, родившийся (авиастроительные монстры Bell и Boeing-Vertol создавали его аж 30 лет) в муках-катастрофах, и проблемы которого не решены до сих пор... Винтоплан был спроектирован и в СССР, но реализации проекта Ми-30 помешала перестройка.
У разработавшей конвертоплан конструкторской группы КНИТУ-КАИ уже есть солидный опыт создания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) по заказу известной «беспилотной» фирмы ООО «Ижмаш» - Беспилотные системы». «Но в тех проектах наша задача заключалась исключительно в создании «аэродинамики», мы не затрагивали «мозги» летательных аппаратов, - объяснил «БИЗНЕС Online» научный руководитель работы, заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ Владимир Гайнутдинов. - Теперь же мы решили заняться и ими. «Мозги» - это математическое обеспечение БПЛА. Вот в России начнут собирать израильские беспилотники. Но мы будем делать лишь планеры! Израильтяне никогда не позволят нам заглянуть в «мозги» этих аппаратов, потому что в них - все. И представьте: у вас в руках робот, запрограммированный не вами, и вы не знаете, в какой момент он будет работать на вас, а в какой — против».
Собственно, без этого сложного математического обеспечения конвертоплан и вовсе невозможен — процесс перехода из горизонтального полета в вертикальный требует высокой автоматизации управления. Именно на этом отрезке полета бились и продолжают биться немногочисленные конвертопланы.
http://www.business-gazeta.ru/article/47367/