МиГ-35: улетает в историю за ненадобностью
Ещё два года назад многие задавались вопросом, нужен ли ВКС/ВВС МиГ-35? Можно сказать, что ответ получен: не нужен. Совсем. И шесть экземпляров самолета, которые были выпущены, через какое-то время просто уйдут на свалку истории. Потому данный материал станет своеобразным некрологом этой весьма многообещающей машине, фактически венцом развития АО «РСК МиГ».
Вообще сам номер машины был несчастливым. Было столько проектов с таким названием, что когда смотришь на список, понимаешь: не к добру.
Название МиГ-35 в свое время носили:
- проект многофункционального истребителя пятого поколения МиГ 1.44;
- опытные экземпляры МиГ-29М и МиГ-29К с РЛС «Жук-А»;
- проект истребителя по индийскому конкурсу MMRCA;
- проект развития самолётов МиГ-29К/КУБ для ВМФ;
- проект развития МиГ-29М2, который в одноместном варианте стал МиГ-35, в двухместном – МиГ-35Д.
Сказать, что МиГ-35 – это модификация МиГ-29, у знающего человека не повернется язык. Да, это развитие модели, но настолько кардинальное, что реально это другой самолет. Хотя от своего предшественника МиГ-35 взял самое полезное: дешевизну эксплуатации, неприхотливость и способность садиться на грунтовые полосы.
Отличий от МиГ-29 намного больше:
- фюзеляж, единый для одноместной и двухместной модификаций;
- новое крыло большей площади и с более развитой механизацией;
- большая площадь стабилизаторов;
- РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой в комплектации для ВВС Индии, для ВКС России более дешевая версия РЛС «Жук-М» с обычной ЩАР или (не подтверждено, планировалось с «Жук-АМ»)
- комплекс обороны со средствами РЭБ, детекторами атакующих ракет и облучения лазерами, автоматами выброса ложных целей;
- открытая архитектура БРЭО;
- оптико-локационные станция и нашлемная система целеуказания и прицеливания;
- пониженная радиолокационная заметность;
- новая электронная система управления двигателем РД-33МК;
- трёхканальная электродистанционная система управления;
- увеличенный запас топлива, возможность дозаправки в воздухе;
- возможность использования МиГ-35 как топливозаправщика в воздухе.
И это далеко не все, чем был «богат» МиГ-35. Но увы, самолёт не «пришелся ко двору». И виной этому стали не какие-то недостатки МиГ-35, виной стали элементарные корпоративные сражения под коврами и на банных полях.
В сражении «Микояна и Гуревича» и «Сухого» победила фирма имени Сухого. В целом, конечно, хорошо, что у АО «Компания Сухой» дела идут весьма хорошо. Истребители, бомбардировщики, пассажирские лайнеры… АО «МиГ» фактически не осталось места на рынке.
Сегодня истребители и бомбардировщики Су составляют основное большинство ВКС России. Вопрос в том, насколько это хорошо. Так ли тяжелые истребители Су смогут решить все задачи, которые будет ставить современный воздушный бой?
Вообще Су и МиГ сравнивали очень часто. Конкретно Су-35 и Миг-35 разобрали «по косточкам».
МиГ-35 способен на равных сразиться со всеми существующими машинами вероятного противника. Да, «4++» - это почти «5», но почти. Однако, у МиГ-35 есть неоспоримое преимущество: небольшой вес и прекрасная маневренность.
Вес 27,5 тонн. Скорость 2600 км/ч, дальность полета с нагрузкой – 3 000 км. Боевой радиус – 1000 км. Скороподъемность одна из лучших в мире – 330 м/с. Радары способны видеть цель на расстоянии 200-250 км. Боевая нагрузка – 7 тонн. 30-мм пушка ГШ-30-1, 10 точек подвески для ракет, бомб, мин.
Су-35 отличается именно тем, чем тяжелый истребитель должен отличаться от легкого. Вес 34,5 тонны. Скорость те же 2500 км/ч, что и у МиГ-35. Дальность полета – 3 500 км. Боевой радиус – 1 800 км. Скороподъемность 280 м/с. Радары обнаруживают цель с расстояния 400 км. Боевая нагрузка 8 тонн. Пушка ГШ-30-1, совершено те же ракеты, что у МиГ-35. Средства радиоэлектронной борьбы, РЛС «Ирбис» на порядок мощнее, плюс оптико-локационная станция.
В принципе – почти одинаковые самолеты, способные решать одни и те же задачи. Завоевывать превосходство в воздухе, наносить удары по наземным и надводным целям. Боевая нагрузка у «тридцать пятых» почти одинакова, соответственно, задачи, которые с ее помощью могут решать самолеты, тоже.
Су-35 «видит» дальше МиГа, но «МиГ» ощутимо дешевле. В случае боевого применения легкие истребители типа МиГ-35 более выгодны. Они не причиняют такой финансовый ущерб в случае потери, их выход из строя проще и быстрее компенсировать. А если с поставленной задачей с одинаковой результативностью смогут справиться оба истребителя, легкий и тяжелый, то лучше поднять в небо легкий и дешевый «МиГ», чем дорогой «Су».
Не раз было говорено на тему того, что «МиГ» - это воздушный рабочий войны. Кстати, конфликт на Украине это показал. Легкий истребитель – это лучшая машина для боев на близких дистанциях и больших скоростях. МиГ-35 несколько меньше в размерах, чем Су-35, несет немного меньше вооружения, но благодаря этому он немного быстрее и маневреннее.
Да, в плане радиоэлектроники, обнаружения целей, «МиГ» уступает «Су». Но за это «Су» платит намного большим взлетным весом.
Самолеты схожи по функциональным возможностям, хотя и принадлежат к разным классам. Легкий истребитель можно использовать там, где тяжелый будет применять просто невыгодно: сбить дрон-разведчик на большой высоте, необязательно использовать для этого дорогостоящую ракету ЗРК. Да и зачем поднимать то, что дороже в обслуживании и эксплуатации, если ту же задачу может решить более дешёвый самолет?
МиГ-35 это истребитель для работы на ближнем расстоянии, для получения максимального эффекта при минимальных затратах.
Су-35 все-таки дорогой истребитель, в основном предназначенный для защиты или нападения на дальних рубежах.
И здесь, защищая МиГ-35, хочу привести расклад в ВВС США. У наших потенциальных на вооружении стоит около 450 единиц F-15 всех модификаций. А что такое F-15? Это всепогодный истребитель-бомбардировщик, способный решать примерно тот же спектр задач, что и Су-35.
А вот F-16, который как раз есть легкий истребитель, в ВВС США насчитывается более 1000 штук. И вообще, универсальный и дешевый «Сокол». Способный нести 9-10 тонн вооружений на дальность от 1 800 км, является самым популярным самолетом в мире. По крайней мере, так считают в 25 странах, на вооружении которых стоит этот самолет.
МиГ-35 ничем не уступает F-16, а в плане скорости, скороподъемности и маневра превосходит американца. Су-35 может полагаться на более раннее обнаружение и более дальнобойные ракеты. Но это не способ решения всех проблем. От тяжелой и не очень маневренной Р-37 можно и уклониться, это факт.
Жаль, но в нашем Минобороны не понимают, что производить надо и МиГ-35, и Су-35. Просто потому, что эти самолеты способны по-разному решать разные боевые задачи. Но увы, в нашей стране большее значения имеют возможности закулисного решения всех проблем, а потому «РСК МиГ» останется без заказов. И МиГ-35 уйдет в историю, как ушли многие другие самолеты.
Не факт, что это правильный путь. Да и он, в принципе, фактически окончен.
Артем Микоян, основатель КБ, создавшего многие МиГи, был весьма посредственным авиаконструктором и просто бесподобным организатором.
Родственные связи, правительственный и административный ресурс, все это позволило Артему Ованесовичу построить целую империю, ставшую «РСК МиГ», давшую миру такие выдающиеся самолеты, как МиГ-15, МиГ-17, Миг-21, Миг-25, Миг-31 и МиГ-29.
Но после смерти Микояна в 1970 году начался закат «МиГа». Последователи Микояна вчистую проиграли поединок с представителями компании «Сухой», ведомых злым гением авиации Михаилом Погосяном.
Кстати, немногие знают, но шесть последних генеральных директоров АО «РСК МиГ» были выходцами из АО «Компания Сухой» или АО «Иркут». То есть, прямых конкурентов.
Как результат – увольнения. Потеря кадров. Практическая остановка опытных конструкторских работ.
Даже в ОАК, в которую входит «МиГ», признали, что корпорация сегодня фактически утратила значение в качестве самостоятельного разработчика авиационной техники и последние 15 лет занимается исключительно работами по модернизации истребителей семейств МиГ-29 и МиГ-31. На большее нет ни сил, ни возможностей.
При этом считается, что потенциал модернизации МиГ-29 практически исчерпан. То есть, дальнейшая модернизация не имеет ни финансового, ни производственного смысла. А потому будет свернуто производство МиГ-29К за ненадобностью, после выполнения контракта с Египтом свернут производство МиГ-29М2, а техническое обслуживание МиГ-31, МиГ-29К и МиГ-29СМТ отдадут группе из компании «Сухой».
И на этом можно будет сказать последнее «прости» в адрес компании «МиГ», сделавшей столько для того, чтобы над нами было чистое и спокойное небо.
И последний представитель, созданный этой компанией, МиГ-35, уйдет в небытие так же, как и вся компания, создавшая его.
Воистину, последний полет в историю.