В российских СМИ тема БПЛА стала модной со времён борьбы Южной Осетии и Абхазии за свою независимость, которые тогда не имели возможности эффективно бороться с этими новым «чудо-оружием»: радиотехнические средства ПВО отсутствовали напрочь, высоты, на которых обычно применялись эти средства разведки, превышали даже максимальную дальность стрельбы из стрелкового оружия, использование у большинства лёгких БПЛА электрических двигателей не оставляло никаких шансов применения против них переносных ЗРК. Грузия, естественно, очень активно использовало эти средства для ведения разведки над территорией этих уже тогда де-факто независимых государств.
Проблемы, с которыми российская армия столкнулась в Абхазии и Южной Осетии, тоже в определённой мере послужили катализатором ускоренного развития этого направления в российском ВПК. Осознание важности развития БПЛА в России произошло до войны с Грузией 2008 года и выразилось оно в закупке пробной партии этих средств разведки в Израиле. Впрочем, грузинская армия также была оснащена беспилотниками израильского производства.
Итак, по состоянию на начало 2009 года российская промышленность не могла предоставить российской армии современный БПЛА, по основным характеристикам не уступающий основным зарубежным аналогам.
Путь, найденный для закрытия бреши в национальной обороне, большой оригинальностью не отличался. «В 2010 году российская компания «Оборонпром», входящая в состав госкорпорации «Ростехнологии», подписала с израильской компанией IAI контракт, согласно которому в России будет создано совместное предприятие по сборке беспилотных летательных аппаратов. Стоимость сделки составляет 400 млн долларов; контракт предполагает поставку израильской стороной комплектующих для сборки беспилотников и их сервисное обслуживание» (это ключевые моменты).
Ведущие российские авиационные КБ, нужно отдать им должное, сумели что-то сохранить с момента планового и беспощадного уничтожения советского ВПК. Многие из них с начала 2000-х вели самостоятельные разработки в области развития БПЛА и их боевого применения. События в Чечне, естественно, не могли не подтолкнуть к такому решению.
Можно смело предполагать, что по уровню инноваций и перспективности дальнейшего развития и модернизации разрабатываемых комплексов, отечественные разработки вполне могут превосходить иностранные компании, которые на сегодняшний день считаются ведущими разработчиками и производителями беспилотных летательных аппаратов.
Применительно к России интеллектуальная составляющая проекта редко выступает сдерживающим или непреодолимым фактором. Чего, к сожалению, нельзя сказать об отечественной промышленности. Можно налаживать отвёрточное производство самокатов и даже машин, но в оборонной сфере подобные решения чреваты серьёзными последствиями. Новое и самое современное России никто не продаст - это очевидно. Покупая, мы не можем на 100% быть уверенными, как эти комплексы будут функционировать в условиях вооружённого противостояния с тем же НАТО и уж подавно глупо надеяться на «поставку комплектующих и сервисное обслуживание» в условиях даже простого «охлаждения» отношений.
Опять же, отдавая деньги в Израиль Россия укрепляет, скорее всего, его, а не себя. Уже даже в самом миниатюрном разведывательном беспилотном комплексе используется огромное количество передовых технологий в области электроники, связи, информатики, робототехники...
Пока «Ростехнологии» искали кратчайшие пути отчитаться о выполнении указания обеспечить российскую армию современными разведывательными БПЛА, США уже в течение почти 10 лет в боевых условиях успешно использовали тяжёлые ударные беспилотные комплексы.
Но то, что произошло 11 июля 2013 года, открывает новую эру в истории вооружённого противостояния человечества. Фактически произошло то, что ещё ближайшие 10-15 лет считалось почти невозможным. Ведь ВМФ США приступил к реализации программы БПЛА только в 2000 году. При всей мощи экономики этой страны, им понадобилось примерно 11-12 лет для получения блестящего результата. Беспилотник с дальностью полёта более 3000 км, способный нести пока ещё только две высокоточные авиационные бомбы, практически не определяемый локаторами РЛС в силу гораздо меньших размеров по отношению к типовым летательным аппаратам (нет лётчика и систем обеспечения его жизнедеятельности), - совершил успешный перелёт с материковой авиабазы и успешную посадку на качающуюся палубу авианосца.
Трудно сказать, насколько этот комплекс автоматизирован и автономен и какова степень участия наземных операторов в управлении им, но очевидно, что очень скоро в характеристиках американских авианосцев при перечислении состава авиационного крыла боевые дроиды будут составлять значительную его часть.
Появление наземной части этого воинства не заставит себя долго ждать. На земле все несколько проще, а технологические решения и некоторые системы даже могут быть унифицированы.
В совокупности это позволяет говорить об очень серьёзной заявке на мировое лидерство в военной сфере. И при таких условиях пространство и человеческие ресурсы играют уже гораздо меньшее значение.
А если к этому добавить тотальную зависимость от американских программных и аппаратных продуктов во всем мире, то поводов для серьёзного осмысления происходящего становится гораздо больше.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям