Автор Тема: В Украине разрабатывают и производят авиационные тренажёры  (Прочитано 3660 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 83515
  • Пол: Мужской
  • Есть вопросы? Пишите в личку
    • Награды
Львовянин Игорь Крол зарабатывает реальные деньги на виртуальных полетах

Многоцелевой истребитель МиГ‑29 проносится в нескольких метрах над землей, делает боевой разворот и снова взмывает вверх. Впереди два самолета противника. Пилот выпускает две ракеты  – обе находят цели. Задание выполнено, МиГ возвращается на базу. Но после приземления из кабины выходит человек, ни разу не летавший на боевых машинах. Фигуры высшего пилотажа выполнял предприниматель Игорь Крол, владелец компании «Маркет‑Матс». Он сидел за штурвалом специального авиатренажера, которые уже 20 лет выпускает его компания. Сегодня она  – крупнейший в стране производитель симуляторов военной техники. На тренажерах, разработанных «Маркет‑Матс», учатся и практикуются летчики и танкисты в Украине, Пакистане, Латвии и Азербайджане. Товар у Крола специ­фический. За последние два года компания продала лишь четыре авиатренажера. Зато стоят они недешево: покупатели заплатили за них $14 млн.

Карьера Крола с самого начала  была связана с военно‑промышленным ком­­плексом. После службы в армии он работал инженером во Львовском научно‑исследовательском радиотехническом институте, который разрабатывал радиоэлектронику для армии, выполняя многомиллионные заказы. Но в 1988 году, с началом в СССР программы конверсии, финансирование советского ВПК сократили вдвое.

Тогда Крол решил попытать счастье в бизнесе. В Союзе как раз начали появляться первые кооперативы и частные предприятия. В 1989-м он основал компанию «Вертер», которая стала подрядчиком Научно-технического центра радиоэлек­троники при Академии наук СССР. Компания занималась разработкой навигационных систем для военного и гражданского транспорта. Однако в 1991 году, после развала СССР, проект был заморожен. Молодому украинскому государству было не до военных разработок. Поэтому львовянин занялся традиционным для того времени бизнесом  – торговлей ширпотребом. Дела пошли, и в 1995‑м он уже управлял небольшим концерном «Матс». В него входило шесть предприятий, которые занимались разнопрофильной деятельностью: от монтажа систем пожарной безопасности и деревообработки до сельскохозяйственных работ и производства ювелирной продукции. За два года «Матс» стала одной из крупнейших компаний области, приносившей $2 млн ежегодно.

Несмотря на успешный бизнес, предпринимателя не отпускало его инженерное прошлое. Как‑то он узнал, что у армии практически не осталось тренажеров для подготовки танкистов и боевых пилотов. А те, что были, давно морально устарели. Крол стал заваливать письмами Минобороны и обивать пороги Генштаба с предложениями разработать необходимое для отечественной оборонки оборудование.

Про него вспомнили, когда Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова (ХКБМ) искало разработчика тренажера для механика‑водителя танка Т‑72. У КБ был контракт с Па­кистаном, который выпускал танк «Аль-Халид», построенный на ходовой части Т-72. В итоге подрядчиком стала команда инженеров Крола, которых ему удалось удержать в компании еще с начала 1990‑х.

Оборудование по львовским чертежам было готово через год. Тренажер моделировал езду по горам и пустыням, а виртуального противника можно было обстреливать из пушки и спаренного пулемета. Довольные пакистанцы заказали у украинцев еще одну учебную установку. Успешный проект открыл компании доступ к Минобороны Украины. В 1998 году Крол вновь предложил военным чиновникам заменить имеющиеся старые тренажеры для водителей советских танков Т‑64 и Т‑72 на новые, собственного производства. И, не дожидаясь заказа, предприниматель вложил несколько миллионов гривен в их доработку. Но риск не оправдался. Подряд на тренажеры для Т‑64 достался его бывшим партнерам из ХКБМ, а танк Т‑72 и вовсе сняли с вооружения. «Мы тогда понесли колоссальные убытки»,  – признается Крол.

Но пользу для бизнеса из контактов с Минобороны он все же извлек. Предприниматель узнал, что авиатренажеров в армии было еще меньше, чем танковых. А немногие работающие нуждались в модернизации. «В старых тренажерах даже взлетную полосу моделировали просто  – на длинном письменном столе»,  – рассказывает Крол. Он понимал, что обойтись без современных авиасимуляторов армия не могла: авиационный керосин стоил дорого и учить будущих пилотов на боевой технике было накладно. «Обеспечение военными тренажерами  – очень важно в любое время. Это гораздо дешевле и безопасней, чем учить на «живой» технике»,  – подтверждает координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук.

Крол снова пошел ва‑банк. Не дожидаясь живых контрактов, он начал разрабатывать пилотный тренажер МиГ‑29. Его расчеты основывались на том, что этих истребителей в Украине после распада СССР осталось больше всего  – 240 единиц. Кроме того, разные модификации МиГа стояли на вооружении многих стран Азии и Европы. Это расширяло потенциальный рынок сбыта. В «Маркет‑Матс» начали с разработки программного обеспечения, которое создавало виртуальную реальность боевого вылета. Картинка выводилась на специальный сферический экран вокруг кабины. При взлете пилот видит перед собой взлетно‑посадочную полосу и слышит работу двигателя. Уже «в воздухе» разворачивается трехмерный пейзаж: горы, равнины и морское побережье. В зависимости от задания на горизонте появляются наземные цели для бомбометания или самолеты противника. Львовяне смоделировали режим ночного полета и аварийную посадку при отказе оборудования. За поведением летчика в тренажере по радиосвязи следит «земля»  – инструктор в соседней комнате.

Первый стационарный вариант тренажера был готов в 2004 году. Симулятор получился в разы компактнее действующих аналогов  – оборудование Крола помещалось в небольшой комнате. За два следующих года по одному изделию у Крола купили украинские и азербайджанские военные.

В 2006‑м реалистичности «полетам» добавили специальные динамические платформы, которые меняют положение тренажера в зависимости от «крена». Летчик чувствует, как самолет сваливается в штопор, попадает в зону турбулентности или совершает маневр уклонения от ракеты противника. Первую такую платформу Крол купил у компании Bosch за 350 000 евро, и ее наличие сделало тренажеры «Маркет‑Матс» самыми реалистичными на украинском рынке в то время. «Идентичность тренажера с кабиной самолета достигала 97%, если бы мы смогли еще смоделировать перегрузки  – были бы все 100%»,  – рассказывает предприниматель. В процессе разработки его консультировал бывший заместитель команду­ющего Воздушных сил Украины по авиации, генерал‑майор Юрий Синенко.

На создание первого динамического тренажера у предпринимателя ушло 11 месяцев и $6 млн. Источником средств стал гражданский бизнес Крола. Бизнесмен представил симулятор на совещании в Главном штабе ВСУ. Почти все офицеры лично «полетали» на виртуальном МиГе, и в течение следующих двух лет Минобороны купило у «Маркет‑Матс» три авиатренажера. Еще один украинцы продали Азербайджану. Цена одного изделия – около $5 млн.

В 2010 году львовяне разработали новую модель тренажера  – для самолета Л‑39. Эта чешская учебно‑боевая машина до сих пор используется в качестве тренировочной для подготовки пилотов в армиях стран СНГ и Восточной Европы. В 2011 году Минобороны купило два таких тренажера по $3,5 млн.

Чтобы не импортировать дорогие комплектующие, в 2013‑м компания запустила собственный завод по их производству. Покупка помещения и нужного оборудования обошлась почти в $5 млн. Но это того стоило, говорит Крол. «Сейчас все комплектующие мы производим сами: системы визуализации, динамические платформы, программное обеспечение. Закрываем наши потребности на 100%»,  – отмечает предприниматель. За счет этого себестоимость продукции уменьшилась на 35%.

За последующие два года украинская армия заказала у компании «Маркет‑Матс» тренажеры для пилотов Л‑39, МиГ‑29 и боевого вертолета Ми‑24. Еще один тренажер  – для пилотов Л‑39  – у украинцев купили военные Латвии. «Они устояли на рынке, потому что могут производить конкурентную продукцию даже на экспорт»,  – полагает Сергей Згурец, директор информационно‑консалтинговой компании Defense Express, специализирующейся на военных исследованиях.

Впрочем, «Маркет‑Матс» не единственный игрок на этом рынке. Всего в стране три компании, которые производят такое оборудование. «Их главная разработка  – для МиГ‑29 и Л‑39. Не в обиду скажу: мы могли бы сделать тренажер МиГ‑29 и Л‑39 не хуже, а то и лучше. Им нужно много вкладывать в модернизацию, чтобы не отставать от мировых стандартов»,  – утверждает Александр Козенко, генеральный директор компании Helitraining Ukraine, которая также производит авиатренажеры. «Helitraining для нас не конкуренты вообще. Пусть сначала сделают такие же тренажеры, и тогда увидим их качество. Мы уже вышли на международный уровень, что еще тут сказать?»  – парирует Крол.

С началом военных действий на востоке страны продукция «Маркет‑Матс» стала особенно востребованной. В этом году Крол планирует поставить Минобороны четыре тренажера вертолета Ми‑24. Цена вопроса  – около $14 млн. По мнению Тымчука, армии могут дополнительно понадобиться и симуляторы истребителей. «Наши летчики активно учатся. Сейчас налет составляет как минимум 100–120 часов  – втрое больше, чем раньше»,  – говорит он. Кроме того, «Укроборонпром» намерен модернизировать около 300 танков Т‑72, которые сейчас находятся в резерве. «Мы готовы в любой момент возобновить производство тренажеров для их водителей‑механиков», – заверяет Крол.

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 83515
  • Пол: Мужской
  • Есть вопросы? Пишите в личку
    • Награды
Ни слова про Львовский авиаремонтный, который как раз ремонтирует и модернизирует Миг-29. Не думаю, что обошлось без завода.


Оффлайн Bricks

  • Знаменитый писатель
  • ***
  • Сообщений: 7599
  • Пол: Мужской
  • Хвастливый адепт темной стороны КС (с)
  • награды 10 лет на форуме
    • Награды
Ни слова про Львовский авиаремонтный, который как раз ремонтирует и модернизирует Миг-29. Не думаю, что обошлось без завода.
Кабина точно оттуда....

Joker

  • Гость
Интересно, какой софт используют.А то пете тоже показали "тренажор" с москальским симулятором LockOn.





Теги: