Автор Тема: Будущее скоринга в Интернете  (Прочитано 1476 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 84835
  • Пол: Мужской
  • Есть вопросы? Пишите в личку
    • Награды
Будущее скоринга в Интернете
« : 26, Июля 2013, Пятница, 12:40:01 pm »
Классические схемы ведения бизнеса меняются. Внезапно выяснилось, что есть ряд технологий, применяемых в Интернете, которые могут быть использованы банками. Правда, последние в силу своего консерватизма эти технологии игнорируют или не замечают.

Интернет бурно развивается. У нас один год за десять. Мы активно продаем рекламу. Стоимость рекламы растет, а клиенты требуют снижения затрат и хотят знать профиль пользователя. Года четыре назад мы первыми придумали, как по поведению в Интернете определить пользователя — его пол и возраст.

Сейчас те банки, которые к нам приходят, пытаются расширить свои знания о клиенте. Заемщики, уже взявшие кредиты, есть в БКИ, но есть огромная масса людей, которая не кредитовалась, и о ней в бюро ничего сообщить не могут.

Что происходит в Интернете? Например, есть поисковый запрос «машина времени». Очевидно, это мужчина в возрасте 40–50 лет. Поисковый запрос Tokio Hotel [немецкая рок-группа — прим. «Б.О»] — девушка 14–16 лет. Поисковый запрос «ремонтMercedes» — владелец дорогой иномарки. Хотя им может оказаться и водитель, но если будет второй запрос «машина времени», то с высокой долей вероятности можно утверждать, что это человек состоятельный.

Если будет запрос «купить ондулин», то с вероятностью 90% это будет занимающийся ремонтом мужчина, и 9% — поисковые оптимизаторы [оценивают позицию сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей — прим. «Б.О»], и может, жена, которая проверяет ценник. Есть интересный момент. Когда вы покупаете рекламу и пытаетесь оценить человека по его поисковым запросам, например, — «ипотека», то ее ищут не те, кто хочет взять. Выясняется, что 80% — поисковые оптимизаторы, которые проверяют, как их банки выглядят с позиции поисковых систем, и студенты, которые пишут рефераты. Реальных клиентов маловато, поэтому между профилем и поисковым запросом достаточно большая разница.

Сейчас банки строят различные скоринговые карты. Набор позиций в них ограничен. А в Интернете на каждого посетителя можно создать любой профиль. По поведению человека, наличия иномарки, вышивает ли он крестиком… Если мы рассматриваем ответы на эти вопросы, как позиции в скоринговой карте, то мы понимаем, что можем описать человека в совершенно любом его осмыслении. Если, например, у него есть бухгалтерский поисковый запрос, — значит он бухгалтер. Если он еще и спрашивает про БД, — значит это программист 1С. Средняя зарплата по рынку таких специалистов известна, значит можно определить уровень его дохода.

Когда заемщик приходит в банк, то он заполняет анкету. Если он брал кредит, то сведения о нем есть в БКИ. Если заемщик приходит на сайт банка, то кредитной организации о нем ничего не известно. В то же время Интернет знает что-то о посетителе.

Как это сейчас работает в нескольких банках? Человек приходит на сайт и заполняет заявку со своего компьютера. Это очень важно. Разумеется, он может заполнять и с чужого, но тогда ничего о нем не будет известно. Соглашается на обработку персональных данных — есть такой маленький юридический аспект. А дальше параллельно идет два процесса: направляем запрос в БКИ, и затем по стандартной процедуре ему присуждаются баллы, и одновременно проводим вторую часть — спрашиваем Интернет, что он знает об этом человеке. После этого рисуется профиль. И решение принимается на основании данных БТИ и Интернета.

Как это можно использовать? Во-первых, для расширения данных о клиенте, которые используются для построения скоринговых моделей. Во-вторых, я наблюдал это решение в одном из банков, основная задача — борьба за новых клиентов, которые еще не брали кредиты, и информации о них нет в БКИ. Поэтому банки выстраивают профили «хороших клиентов» на основе их поведения в Интернете. Например, если мы выяснили, что человек посещает раз в неделю «РБК» и два раза в неделю «ФИНАМ», то вероятность возврата кредита у него достаточно высокая. И дальше банки начинают рисково кредитовать. Главное убедиться, что клиент живой. Есть и третий вариант. Он старый и избитый, но его мало кто реализует. Например, если человек зашел на сайт банка, и известно, что он купил дом, то ему можно предложить кредит на строительство.

В чем проблема скоринговой карты? В том, что она конечна. Вы собрали какую-то информацию, и больше вы ничего не получите. Когда речь идет про Интернет, то появляется дополнительная возможность. Всегда можно вернуться в прошлое и на основании новых данных постараться разобраться с его историей. Например, классическая история. Есть Петр, иномарка, квартира и сын. Мы ему дали 50 тыс. рублей. И Ивану с теми же характеристиками дали 50 тыс. рублей. Петр вернул, а Иван — нет. Мы можем перестроить нашу скоринговую карту на основании тех данных, которые мы раньше не смотрели. Например, Иван посещал сайты вышивания крестиком. Выясняется, что те, кто посещал такие сайты, — на самом деле, нехорошие заемщики. Существуют различные медицинские и криминальные аспекты. По поведению человека в Интернете можно узнать достаточно много.

По моей оценке, людей в Интернете, о которых знает что-то БКИ, — 10%, а 90% — о которых не знает. Мы знаем, как в свое время «встал» на рынок Банк Русский Стандарт. Он, условно говоря, просто начал кредитовать рынок, который был ему неизвестен. Мне кажется, что тот банк, который пойдет кредитовать по Интернету — выиграет. Есть множество «смешных» стартапов. О них бумажная пресса любит писать. Если у человека есть аккаунт в Facebookи 5 тыс. друзей, то, например, ему можно дать 50 тыс. рублей. Данная ситуация доведена до абсурда. Но сама идея в том, что человек, находясь в соцсети, проявляет живость, а в потребительском кредитовании основная проблема — мошенничество (а это, например, поддельные паспорта). И основная задача дать кредит живому человеку. Важно то, что с момента выдачи человеку кредита до полного его погашения можно его мониторить.

Например, на предмет увеличения или снижения кредитного лимита при возникновении у заемщика тяжелых событий в жизни. При условии, что он дал согласие на обработку персональных данных. Например, если у него сгорел дом, то сразу же прислать смс с предложением: «возьми новый кредит» или, наоборот, «порезать» ему лимит. Это вопрос позиции банка.

Основная идея онлайн-скоринга — захватить тех людей, о которых банки ничего не знают, но у которых поведенческие паттерны совпадают с паттернами успешного человека. Например, если человек живой и регулярно посещает сайт «ФИНАМа» и брокерские конторы, то это тоже свидетельствует о том, что он не слесарь и финансово грамотный. Рекламодатели потребляют эту информацию уже лет пять. Профиль для рекламы, по большому счету, то же самое, что скоринговая карта.

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям
#Приватбанк фашисты. В нём ненавидят людей старшего возраста


Joker

  • Гость
Будущее скоринга в Интернете
« Ответ #1 : 26, Июля 2013, Пятница, 14:20:44 pm »
И появится новая профессия: скоринговый оптимизатор, который накручивает в интернете кредитный рейтинг клиенту.


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 84835
  • Пол: Мужской
  • Есть вопросы? Пишите в личку
    • Награды
Будущее скоринга в Интернете
« Ответ #2 : 26, Июля 2013, Пятница, 14:38:30 pm »
И появится новая профессия: скоринговый оптимизатор, который накручивает в интернете кредитный рейтинг клиенту.
100%
#Приватбанк фашисты. В нём ненавидят людей старшего возраста

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 84835
  • Пол: Мужской
  • Есть вопросы? Пишите в личку
    • Награды
Re: Будущее скоринга в Интернете
« Ответ #3 : 03, Декабря 2014, Среда, 09:55:54 am »
Ещё про социальный скоринг. Товарищи провели исследование «Семантический анализ социальных сетей при выработке решения о кредитовании», в результате которого выявили правило: чем больше люди говорят в социальной сети, тем они хуже возвращают займы.

Товарищи использовали тот факт, что потенциальные заемщики готовы оставлять о себе гораздо больше информации в соцсетях, чем в анкетах на получение кредита.

Здесь есть большое лукавство - потенциальные заёмщики просто не знают, что за ними подглядывают банки в интернете.

Вот что дальше наисследовали подглядыватели - изучая количество публикаций на стене пользователя и в ленте, время между публикациями и комментариями, мы также выявили, что длина публикаций, в особенности в период, ближайший к дате подачи заявки на займ, сильно влияет на возвратность. Посты неплательщиков становятся длиннее, а посты платящих вовремя – короче или вообще пропадают. Практически у всех предзаймовый период начинается за 1-2 месяца до даты подачи заявки на займ, и можно с уверенностью говорить о том, что люди не берут займы спонтанно: идет бессознательная «подготовка к займу», и люди ведут порой совершенно бредовую переписку в ленте и на стене.

Мы также определили группы и частотность значимых слов, явно влияющих на возвратность займов. У каждой группы заемщиков превалируют те или иные слова в тот или иной период времени до момента получения кредитов. К примеру, у неплательщиков это слова «быть», «узнать», «человек», а вот благонадёжные заёмщики оперировали словами: «отправить», «красивый», «друг».

Мы пошли дальше, и определили темы дискуссий, которые больше всего волнуют заёмщиков: «люди», «желанья», «быт и деньги» – были превалирующими для неблагонадёжных заёмщиков, а вот к темам: «любовь», «красота», «друзья» – более склонны люди с хорошими намерениями в части возврата кредита.

Модель оценки заемщиков, построенная нами на основе этого исследования, показала интересные результаты. Нам удалось снизить уровень просрочки по кредитам до 21%, не сильно урезав процент одобрения. А вот применив данную методику совместно с анализом кредитной истории, мы снизили просроченную задолженность с 27% до 20% ,не уменьшая процент одобрения.

Вот так, информация о заёмщике в социальных сетях может повлиять на возвратность займов.

#Приватбанк фашисты. В нём ненавидят людей старшего возраста


 

Украинские банки ждет айтишное будущее

Автор Сергей Горбачевский

Ответов: 1
Просмотров: 1183
Последний ответ 31, Мая 2013, Пятница, 09:51:35 am
от Сергей Горбачевский