Stupid money – противоположность smart money. Последним термином называют инвесторов, способных улучшить бизнес, в который вкладывают. Если инвестировать не только деньги, но и знания с опытом, результат точно окажется выше. Поэтому компании по всему миру стремятся привлечь в капитал именно smart money.
У stupid money задача более простая. Если деньги есть, их надо куда-то деть. Много «глупых денег» лежит в западных банках под минимальную ставку. По сути, эти капиталы усыхают, если учитывать инфляцию. Другие «глупые деньги» вкладываются в разнообразные бизнесы, причем крайне редки случаи, когда они начинают приносить прибыль. Потому как у владельца денег: а) нет отраслевой компетенции; б) нет мотивации непременно быть в плюсе, так как деньги явно не последние. В результате такие инвестпроекты довольно быстро превращаются в «распилочные», где деньги с остервенением осваиваются.
Ну и наконец, излюбленный способ вложения «глупых денег» – недвижимость. Это способ инвестиций, единственно доступный разуму среднего московского чиновника, федерального подрядчика или жены руководителя придворной партии. Потому что, по их мнению, «недвижимость в цене всегда» и «дешеветь не может».
В результате в Москве, по оценкам девелоперов, доля «инвестиционных квартир» самая высокая, притом, что и цены на пике были просто запредельные. Налицо пузырь, который создали «глупые деньги». Теперь-то они убедились, что недвижимость может и падать в цене, особенно если считать, например, в евро.
Но экономике от этого не легче. «Глупые деньги» не дают людям купить жилье, задирая цены, раздувают цены на коммерческую недвижимость, а «глупые бизнесы» создают излишнюю конкуренцию на аренду и персонал. Отмечу, что с кризисом ситуация улучшилась, но stupid money все равно искривляют экономику и нашу жизнь вместе с ней.
Нет «глупым деньгам»!
Олег Анисимов, редактор-основатель журнала «Финанс.»