«Укрпочта» с ее 14 000 отделений — самый разветвленный «ритейлер» Украины. Через почтовые отделения банки выдают населению кредиты, страховки, привлекают депозиты и принимают платежи. Но получается далеко не у всех. В чем секрет успеха?Банк «Ренессанс Кредит», принадлежащий группе СКМ Рината Ахметова, начал выдавать кэш-кредиты через «Укрпочту». Получить кредит наличными можно уже в 100 отделениях госмонополиста в 20 областях. К концу года финучреждение планирует расширить свое присутствие до 800 «почтовых» офисов.
В «Укрпочте» партнерам рады. «Мы готовы работать с любыми банками, имеющими хорошую репутацию и интересные продукты, которые можно предоставлять через почту», – поясняет заместитель генерального директора УГППС «Укрпочта» Геннадий Вовк.
«Ренессанс» – не первый банк, который решил использовать сеть «Укрпочты». В июне прошлого года в ее отделениях появился Дельта Банк, который предлагает свой кэш-кредит «Готівочка» уже в 750 офисах почты.
С февраля 2013-го подключенные к проекту отделения почты начали привлекать депозиты для Дельта Банка (вклад «Поштовий»). «В планах на ближайшее будущее у нас – продажа страховки для всех заемщиков, которые оформляют кредиты в отделениях «Укрпочты», – рассказывает заместитель председателя совета директоров Дельта Банка Светлана Чирва. По ее словам, финучреждение продолжит наращивать свое присутствие в отделениях оператора связи.
Кроме кредитов, в «Укрпочте» банки продвигают и другие услуги. Например, банк «Русский стандарт» и Альфа-Банк через отделения этого госпредприятия принимают платежи в счет погашения кредитов. Райффайзен Банк Аваль проводит выплаты пенсий через все 165 отделений Киевской городской дирекции «Укрпочты».
Корпоративная ментальностьПробовал выдавать кредиты через «Укрпочту» и Platinum Bank. Но эксперимент продлился недолго – с июня 2011-го по сентябрь 2012 года.
Банку не удалось заинтересовать сотрудников госпредприятия. «Укрпочта» – это некоммерческая структура, которая имеет персонал с определенной корпоративной ментальностью, есть свои исторические традиции. У них другие подходы в продажах», – констатирует генеральный директор Platinum Bank Грег Краснов. Он говорит, что во время партнерства основная сложность состояла в том, чтобы «перефокусировать» команду «Укрпочты» старой закалки.
С такими же трудностями сталкивался и Дельта Банк, который первый заход в отделения почты предпринял еще в 2006 году. Тогда через партнерскую сеть банк продвигал «Кредит на почте».
Но вынужден был свернуть этот проект. Причина, как и в случае с Platinum Bank, – не удалось мотивировать персонал оператора связи. Дело в том, что банк не может платить вознаграждение сотрудникам почты напрямую. «Мы им ничего не предлагали, у нас был договор с самой «Укрпочтой», – вспоминает Грег Краснов.
Какое вознаграждение предложил почтальонам «Ренессанс Кредит», в банке не говорят, ссылаясь на коммерческую тайну. Как сообщил источник, близкий к руководству «Укрпочты», комиссия банка оператору составляет 4% от суммы выданных кредитов. Из них 1% уходит на мотивацию сотрудников «Укрпочты». По мнению Краснова, даже высокий уровень комиссионных не решил бы проблему демотивированности персонала «Укрпочты».
Чтобы преодолеть это препятствие во второй раз, в Дельта Банке решили откомандировать на почту собственных специалистов. «На этапе запуска проекта и в последующие месяцы представители банка тренировали сотрудников «Укрпочты» в оттачивании навыков продаж нового для них продукта», – рассказывает Светлана Чирва. По ее словам, банкиры на личном примере показывали, как выдавать кредиты.
С сентября 2012 года консультирование, заведение заявок и непосредственную выдачу кредитов проводили уже самостоятельно сотрудники отделений связи.
Чужие здесь не ходятВ самой «Укрпочте» утверждают, что банковские специалисты не имеют права оказывать услуги на территории госпредприятия. Этим могут заниматься только сотрудники отделений почтовой связи, уверен Геннадий Вовк.
Это сильно усложняет сотрудничество с госоператором. «При выдаче кредита в отделениях «Укрпочты» вы не можете контролировать качество услуг, уровень общения с клиентом, отслеживать попытки мошенничества», – отмечает председатель правления банка «Русский Стандарт» Игорь Дорошенко. Поэтому, по его словам, эффективнее ориентироваться на развитие собственных каналов продаж.
Еще одно препятствие для продвижения банковских продуктов через «Укрпочту» – ограничения со стороны самого госмонополиста. «Мы пока не практикуем предоставление агентских услуг разных банков в одном отделении», – подчеркивает Геннадий Вовк. По его словам, единственное исключение – услуга по приему платежей в пользу банковских учреждений. Так что сейчас для банков главное – застолбить место в самых выгодных отделениях Киева и городов-милионников.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям