Скоринг, как термин, стал очень популярным в последнее время. В основном это связано с массовым потребительским кредитованием, но не только. Поэтому давайте разбираться.
Википедия даёт следующее определение:
Кредитный скоринг — система оценки кредитоспособности (кредитных рисков) лица, основанная на численных статистических методах. Как правило, используется в потребительском (магазинном) экспресс-кредитовании на небольшие суммы. Также возможно его использование в бизнесе сотовых операторов, страховых компаний и.т.д. Скоринг заключается в присвоении баллов по заполнению некой анкеты, разработанной оценщиками кредитных рисков андеррайтерами. По результатам набранных баллов системой принимается решение об одобрении или отказе в выдаче кредита.
Данные для скоринговых систем получаются из вероятностей возвратов кредитов отдельными группами заемщиков, полученными из анализа кредитной истории тысяч людей. Считается, что существует корреляция между некими социальными данными (наличие детей, отношение к браку, наличие высшего образования) и добросовестностью заемщика.
Помимо всего прочего, скоринговые системы позволяют сильно увеличить канальность выдачи кредитов, в том числе и через партнёрские сети.
У той же Дельты скоринговая система появилась ещё в 2007 году. Грубо это анкета заёмщика и некий алгоритм, который "сворачивает" набор показателей в один, который и сравнивается с порогам. Простейшие системы делаются на коленке и MS Excel.
Если сюда докрутить CRM и собирать информацию, например, о своих заёмщиках, то можно адресно предлагать кредитные продукты зарекомендовавшим себя клиентам.
В Дельте тоже частенько слышу подобный прозвон.
Кстати, в той же Дельте есть ещё одна любопытная особенность - все договора у них формируются централизованно, не в отделениях. В отделениях они распечатываются и подписываются. С такой моделью я встретился впервые именно в Дельте.