Автор Тема: Беларусь как родина Израиля  (Прочитано 2422 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 69856
  • Пол: Мужской
  • Киевстар это шайка мошенников!
    • Награды
Беларусь как родина Израиля
« : 17, Июнь 2018, Воскресенье, 16:48:50 pm »
Беларусь это не только родина 4 израильских президентов, но и иудейская страна в конце 19-го века, по крайней мере, в части городского населения.

Традиционно Бобруйск считается столицей белорусского еврейства, но он был только 16-м по доле иудейского населения в дореволюционной Беларуси.

Доля иудеев в населении крупнейших городов и местечек дореволюционной Беларуси в 1897 году:

Населенный пункт
Доля иудеев к общему населению, в %
1. Докшицы 75,8
2. Пинск 74,2
3. Слоним 72,5
4. Слуцк 71,5
5. Мозырь 69,7
6. Дисна 68,3
7. Городок 67,9
8. Дрисса 67,3
9. Кобрин 66,6
10. Пружаны 66,5
11. Брест-Литовск 64,9
12. Новогрудок 63,5
13. Друя 63,3
14. Игумен 61,6
15. Полоцк 61,5
16. Бобруйск 60,4
По данным «Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года».

Неофициальному званию столицы еврейства Бобруйск обязан богатым еврейским купцам, чьи имена гремели не только по всей империи, но и в Европе.

Богатейшими кланами были Рабиновичи, Добкины и Кацельсоны.
Я в Твиттере https://twitter.com/gorbachevsky


Оффлайн Bricks

  • Знаменитый писатель
  • ***
  • Сообщений: 7382
  • Пол: Мужской
  • Хвастливый адепт темной стороны КС (с)
  • награды 10 лет на форуме
    • Награды
Re: Беларусь как родина Израиля
« Ответ #1 : 17, Июнь 2018, Воскресенье, 23:36:33 pm »
Таки да...
А еще можно для свидомых ...выложить данные переписи  конца 19 - начала 20 века, по городам нынешней правобережной Украины...


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 69856
  • Пол: Мужской
  • Киевстар это шайка мошенников!
    • Награды
Re: Беларусь как родина Израиля
« Ответ #2 : 18, Июнь 2018, Понедельник, 08:08:52 am »
А еще можно для свидомых ...выложить данные переписи  конца 19 - начала 20 века, по городам нынешней правобережной Украины...
Тоже иудеи?
Я в Твиттере https://twitter.com/gorbachevsky

Оффлайн Bricks

  • Знаменитый писатель
  • ***
  • Сообщений: 7382
  • Пол: Мужской
  • Хвастливый адепт темной стороны КС (с)
  • награды 10 лет на форуме
    • Награды
Re: Беларусь как родина Израиля
« Ответ #3 : 18, Июнь 2018, Понедельник, 10:33:41 am »
В XIII—XV веках в Западной Европе под руководством инквизиции распространялась борьба за чистоту веры и исповедания, следствием чего стало изгнание иудеев из государств и городов Западной и Центральной Европы и их массовая миграция на восток, в Австрию, Венгрию, Богемию, Польшу и Османскую империю. Это было во многом связано с разразившейся в XIV эпидемией чумы, в распространении которой обвиняли евреев. В конце XV века говорящие на идише евреи из Польши и Германии (ашкеназы) начали прибывать в Великое княжество Литовское, в состав которого входили также многие украинские земли. Основным ареалом их расселения в те времена было Подляшье и города Волыни. Оттуда они переселялись в Киев и на Подолье. Киев стал одним из крупнейших центров еврейского религиозного образования.

После массового уничтожения во время восстания Хмельницкого на территории Левобережной Украины евреев не стало, и российские власти запрещали им селиться на этой территории до 1764 года. Основным занятием евреев на протяжении всего XVIII века в российской части Украины были торговля, ремесло и шинкарство. В основном они жили в сельской местности.

Убийства евреев на территории Украины вновь приняло массовый характер в XVIII веке, во время так называемого гайдамацкого движения. В 1736 году гайдамаки убили большое число евреев в Паволочи, осенью 1743 года отряд атамана Гривы устроил погром в Виннице, большой урон от набегов гайдамаков понесли и другие еврейские общины. В 1747 году гайдамаки атаковали Умань, что стоило жизни многим евреям, в 1750 году разгромили общины Тульчина, Винницы и других городов и местечек. В 1768 году во время «Колиивщины» (подавленной в том же году русскими и польскими войсками) были уничтожены десятки еврейских общин. Особенно массовой была Уманская резня в июне 1768 года.

После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году в состав Российской империи вошли украинские земли на правом берегу Днепра с многочисленным еврейским населением. К 1797 году на этой части территории Украины проживало около 200 тысяч евреев, к 1858-му — 1 миллион 870 тысяч. Около 75 % самодеятельного еврейского населения составляли ремесленники и мелкие торговцы, до 20 % — неквалифицированные рабочие, до 2 % — купцы. В западной части Украины, входившей в состав Австрии, проживало около миллиона евреев.

До 1861 года евреи не имели права приобретать землю и поэтому сельским хозяйством занимались незначительно. В это время в обществе были сильны антисемитские настроения: евреев неоднократно обвиняли в ритуальных убийствах. Первый в Российской империи погром был в 1821 году в Одессе. В конце XIX — начале XX века по югу Российской империи и в первую очередь по Украине прокатилось несколько волн погромов.

История евреев на УкраинеWiki

Оффлайн Bricks

  • Знаменитый писатель
  • ***
  • Сообщений: 7382
  • Пол: Мужской
  • Хвастливый адепт темной стороны КС (с)
  • награды 10 лет на форуме
    • Награды
Re: Беларусь как родина Израиля
« Ответ #4 : 18, Июнь 2018, Понедельник, 10:42:23 am »
Вот тоже интересная статья:
http://ujew.com.ua/kak-evrei-okazalis-na-ukrainskoj-zemle

Самая большая часть евреев оказалась в Российской империи после разделов Польши (1772-1794). После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году на территории России оказалось около 200 тысяч евреев. Российская власть учла специфики традиции. За евреями было сохранено право на публичное отправление веры и владение собственностью. Сенатским указом 1776 было узаконено существование кагала.

Ограничивать в правах евреев начала Екатерина Вторая, но до реакционизма конца XIX века и погромов было ещё далеко.

В 1795 черта оседлости включала уже 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина), Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь), Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова).

Немного статистики. В конце XIX века, в 1897 году в мире было 7,5 миллионов евреев, 5, 25 миллиона из них проживали на территории Российской империи. Из них 3,837 млн. жили в европейской части империи, 105 тыс. евреев — на Кавказе, в Сибири и Центральной Азии.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 69856
  • Пол: Мужской
  • Киевстар это шайка мошенников!
    • Награды
Re: Беларусь как родина Израиля
« Ответ #5 : 18, Июнь 2018, Понедельник, 11:49:01 am »
Обратите внимание на размеры Минской губернии. В неё входила почти вся нынешняя Гомельская область.
Я в Твиттере https://twitter.com/gorbachevsky

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 69856
  • Пол: Мужской
  • Киевстар это шайка мошенников!
    • Награды
Re: Беларусь как родина Израиля
« Ответ #6 : 18, Июнь 2018, Понедельник, 12:17:05 pm »
Рецензия на книгу: Альберт Каганович, Речица: история еврейского местечка Юго-Восточной Белоруссии, Иерусалим 2007 г., 450 с.
 
Речице повезло, у нее нашелся свой летописец. В последние дни апреля 2007 года в Иерусалиме увидела свет монография Альберта Кагановича: Речица: история еврейского местечка Юго-Восточной Белоруссии, Иерусалим 2007 г., 450 с. Она была задумана пятнадцать лет назад, как дань памяти землякам, а выросла в серьезную научную работу. Практическое воплощение этого замысла потребовало долгих четыре года упорного труда. Название "Речица" происходит от слова река и широко распространено в Белоруссии. Первое известие о ней относится к тринадцатому веку, с середины четырнадцатого столетия - это уже местечко Минского воеводства Великого княжества Литовского, затем - в составе Речи Посполитой, а после присоединении к России (1793) - уездный центр в Минской губернии. В конце девятнадцатого века через Речицу проложили участок Полесских железных дорог и открыли пристань. В 1919-1926 - центр Речицкого района и Речицкого округа БССР, 1927-1929 в Гомельском округе, с 1938 - в Гомельской области.
   
Евреи упоминаются в Речице с семнадцатого века, хотя пришли туда раньше. В 1765г. там проживало 133 еврея, в 1847 - 2080, 1897 - 5334 из 9280 чел. от общего населения или 57,5%. После революции 1917 г. количество евреев Речицы составило 7386 чел. или 44,6% (1926) и 7237 чел. или 27,3% (в 1939). Сегодня - это город областного подчинения в Гомельской области, центр Речицкого района, порт на Днепре, железнодорожная станция на линии Гомель-Калинковичи, узел автодорог на Гомель, Калинковичи, Светлогорск, Жлобин, Лоев и Хойники. Большой современный город, только евреев там почти не осталось.
   
Книга о судьбе еврейской общины Речицы и окружающих ее местечек Альберта Кагановича обращает внимание обстоятельностью, широтой взгляда на эпоху и события, обоснованными выводами, продуманным планом и доказательной базой. Она написана на стыке научной, краеведческой и семейной истории. Десятки речичан, живущие не только в Белоруссии, но и в Америке, Канаде, Германии, Израиле, поделились с автором своими воспоминаниями, документами и материалами, всем тем, что не отыскать в официальных хранилищах памяти - государственных архивах и библиотеках.
   
Подобная работа могла оказаться под силу человеку, получившему академическое образование, понимающему особенности еврейской истории Восточной Европы в целом, бывшего СССР и Белоруссии, в частности. Альберт Каганович (1964 г.р.), выпускник Еврейского университета в Иерусалиме, защитивший докторскую диссертацию на кафедре иудаики и востоковедения, поставил перед собой задачу, за которую до него не брались. Рассказывая о евреях Речицы в 17-20 вв., он проследил закономерности и особенности существования евреев Юго-Восточной Белоруссии в целом. В монографии подробно рассматриваются национальная жизнь, традиционное образование, участие евреев в экономической, культурной и научной жизни, благотворительность, отношения с белорусами, как титульной нацией, быт, демографические и социальные процессы, участие в революционном движении, очарование коммунистической идеей и ее крах, эмиграция, погромы, НЭП, сталинские пятилетки, трагедия нацистского геноцида в годы Катастрофы, надежды на возрождение и угасание еврейской общины послевоенного периода.
   
Обращает на себя внимание корпус источников, использованных автором. Это архивы Белоруссии, России и Израиля, монографии и сборники документов, периодическая печать, воспоминания современников. Автор искал ответы на свои вопросы в материалах на самых разных языках - русском и белорусском, иврите и идише, английском, польском, немецком. Благодаря незаурядной настойчивости, Каганович сумел добраться до таких кладовых памяти, куда до него не забирались. Просеивая как через сито противоречивые факты и примеры, историк отбирал наиболее убедительные из них, доказывая читателю, на основании чего он пришел именно к такому выводу.
   
Трудно выделить наиболее важные разделы книги, настолько органично они выстроены в общей композиции. Особое внимание привлекают главы, посвященные наименее известным сторонам жизни речицких евреев - соблюдение иудейской традиции национальному образованию. Читатель узнает о духовных и казенных раввинах, синагогах, ешиботах (иешивах) и хедерах, станет свидетелем противоборства хасидов и миснагдим (их противников), благотворительности, сионистах и пожертвованиях на Палестину. В 1912 г. в Речице действовало восемь синагог и молитвенных домов, существовали хасидские дворы сначала Хаима Шлемы Кома, а затем Шолома-Дов-Бера Шнеерсона. В годы первой мировой войны город пережил своеобразное религиозное возрождение в связи с прибытием беженцев из Западной Белоруссии; в 1922 г. последние члены речицкой иешивы выехали в Палестину.
   
Полна драматизма глава, посвященная межвоенному периоду, когда немногим более чем за 20 лет евреи Речицы пережили целую эпоху от вдохновения самыми радужными надеждами до сталинских репрессий. Сионисты, бундовцы, левые социалистические еврейские организации, соперничавшие с большевиками, перешедшие на их сторону, потом объявленные националистами и расстреляны. Новая экономическая политика, землеустройство евреев, переселение в Крым, индустриализация и культурная революция, расцвет образования на идиш и закрытие еврейских школ, гонения на религию и закрытие синагог - все это как в калейдоскопе сменяло друг друга.
   
Нельзя без горечи читать о судьбе Речицы в годы оккупации. Автор скрупулезно реконструировал хронику гибели общины, начиная от эвакуации и бегства части ее жителей до образования и ликвидации гетто в ноябре 1941 г. Д-р Каганович не обходит молчанием такую неудобную для белорусской стороны тему, как соучастие нацистских пособников из местных жителей Речицы и ее окрестностей. Опираясь на документы Чрезвычайной Комиссии по расследованию преступлений и злодеяний нацистских преступников и их соучастников (ЧГК СССР), свидетельства людей, переживших Катастрофу, материалы процессов по делу военных преступников 1950-1960-х годах, он раскрывает страшные подробности этой трагедии, которые никогда раньше не придавались гласности.
   
По уточненным данным в Речице погибло до 1500 чел. или почти 20% ее довоенного еврейского населения. В период эвакуации умер каждый пятый речичанин-еврей, на фронтах советско-германской войны и партизанах почти 30%. На этом фоне особенно заметны примеры праведников из белорусов и русских, спасавших в Речице своих соседей евреев с риском для жизни. На сегодняшний день мы знаем об этом ничтожно мало. Общая беда в том, что поиски предание гласности подвигов этих людей начались очень поздно, спустя полвека после разгрома Германии, когда большинство свидетелей ушли из жизни и унеся с собой эту тайну.
   
Отдельное место в книге посвящено вкладу евреев-речичан в борьбе нацистами в действующей армии и тылу противника. Перед нами встает галерея портретов и судеб людей, преодолевших трудности эвакуации и вернувшихся в город после его освобождения. Бывшие фронтовики стали самой активной частью еврейского населения. В 1946 г. они перезахоронили останки евреев, расстрелянных в противотанковом рве в районе костно-туберкулезного санатория и установили несанкционированный памятник с надписью на идиш.

Общий памятник всем жертвам нацистского геноцида в Речице был установлен только в 1994 г. Немецкая оккупация нанесла непоправимый урон еврейскому местечку, после которого оно уже не оправилось. Ограничения и запреты советской национальной политики в послевоенный период подстегнули ассимиляцию. Евреи в Речице, хотя и продолжали занимать многие важные (но не ключевые) должности в администрации, предприятиях и учреждениях, здравоохранении, просвещении и культуре, утратили прежние позиции в социальной жизни и перестали влиять на ее характер.
   
Одной из авторских находок можно считать заключительную главу "Речица в лицах". Она представляет целую плеяду знаменитостей и незаслуженно забытых деятелей, имеющих речицкие корни. Большинство из них провели в городе на Днепре детство и, даже покинув его, передали детям любовь к своей малой родине. Назовем только некоторых - Израиль Блюмин (1897-1959 гг.), доктор экономических наук, профессор МГУ; Натан Варгавтик (1904-1994 гг.), доктор технических наук, теплофизик; Г. Голдовский (1893-1948 гг.), идишистский поэт, публицист; Михаил Кикоин (1892-1968 гг.), известный художник парижской школы, входивший в круг Модильяни, Шагала. Сутина и Кислинга; Михаил Кобринский (1951), доктор педагогических наук, профессор, ректор Белорусского государственного университета физической культуры; Ефим (Хаим) Копелян, прославленный артист советского театра и кино; Иосиф Ресин (1904-1981 гг.), директор спичечной фабрики в Речице, управляющий лесной промышленностью БССР, первый заместитель начальника Главлессбыта при СНК БССР; Александр Шейндлин (1916-1995 гг.), действительный член Российской Академии Наук, лауреат Ленинской (1959) и Государственной (1976) премий и многие другие.
   
В этой же главе мы находим известных людей, родители которых родом из Речицы и все годы были связаны с ней невидимыми узами. Среди них мы находим: Леонида Левина (1936 г.р.), действительного члена Белорусской Академии архитектуры, автора важных проектов в Минске, мемориальных комплексов "Хатынь", "Прорыв", "Катюша", "Солдатское поле" и др., президента Белорусской объединения еврейских организаций и общин (с 1993); Владимира Ресина (1936 г.р.), доктора экономических наук, действительного члена Российской Академии наук, председателя Попечительного Совета Российского еврейского Конгресса, начальника Главмоспромстроя, первого заместителя мэра Москвы (с 1996); Ицхака Шнеерсона (1881-1969 гг.) сына раввина Шнеур-Залмана, участника движения Сопротивления во Франции (1940-1944), инициатора создания парижского мемориала "Неизвестному еврейскому мученику" (1956), автора труда "Жизнь и борьба евреев в царской России, 1905-1917 гг." и многих других.
   
Необыкновенная природа, окружавшая Речицу, притягивала к себе многие еврейские знаменитости. Маркус Каган (Мордехай Бен Гилель га-Коэн) построил недалеко от города усадьбу и лесопильный завод. В 1897 г. на первом сионистском конгрессе он был единственным делегатом, кто произнес речь на иврите. Эмигрировав в Палестину (1907), Каган оказался среди основателей Еврейского университета в Иерусалиме и газеты "Гаарец". В речицкой усадьбе Кагана неоднократно гостили такие знаменитости, как историк Семен (Шимон) Дубнов и Ашер-Гирш Гинцберг - писатель, идеолог духовного сионизма, больше известный, как Ахад га-Ам. Семён Дубнов любил в Речице не только отдыхать, но и работать. На даче у Кагана, он начал писать "Учебник еврейской истории" и свой знаменитый труд "Всеобщую историю евреев".
   
Одним из больших книги достоинств является ее изобразительный ряд. Автор представил целую коллекцию портретов, семейных фотографий, редких документов, карт (свыше ста). Все это даёт наглядное представление об эволюции еврейской жизни на примере Речицы в связи с процессом эмансипации, охватившей Россию во второй половине 20 в. после отмены крепостного права, открывшей новые перспективы деловой активности.
   
Книга Альберта Кагановича снабжена обязательным для серьезного научного издания подробными именным и географическим указателями, списком литературы и источников, приложением из документов.
   
Можно спорить полноте раскрытия темы, подходе в освещении основных событий, связанных с Речицей и местечками Юго-Восточной Белоруссии, оценках поведения тех или иных исторических личностей и простых тружеников, созидавших скромным трудом славу родному городу. Нельзя отрицать главного - Альберт Каганович вернул из небытия важнейший пласт прошлого, связанной с еврейской общиной Речицы. Его книга - яркое подтверждение тому, что представить историю Белоруссии за последние триста лет без еврейской составляющей невозможно.
   
Вне сомнения в недалеком будущем нас ожидают работы новых авторов о жизни еврейских местечек Белоруссии. Курс проложен, остается только пожелать: в добрый путь! Всех, кого заинтересовала настоящая книга, могут написать письмо: dr.kaganovitch@gmail.com
Я в Твиттере https://twitter.com/gorbachevsky

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 69856
  • Пол: Мужской
  • Киевстар это шайка мошенников!
    • Награды
Re: Беларусь как родина Израиля
« Ответ #7 : 27, Июнь 2018, Среда, 08:14:01 am »
Идиш - забытый язык Белоруси

А вы знали, что в Белорусской СССР до 1937 года, наравне с белорусским, государственным языком был идиш?

Беларусь - многонациональная страна. На ее территории издревне проживали представители многих наций и национальностей. Возможно, не все знают, что в Беларуси в 1920-30-е годы (вплоть до 1936) было четыре (!) государственных языка. В освобожденном от польской оккупации Минске 31 июля 1920 г. принимается Декларация о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссия (с декабря 1922 г. - БССР). В Декларации регламентировалось равноправие четырех государственных языков в БССР - белорусского, русского, польского и еврейского (идиш).

Хотя на гербе четыре языка, в качестве государственных использовались лишь два, на которых все и печаталось - идиш и белорусский.
Я в Твиттере https://twitter.com/gorbachevsky


 

Беларусь вошла в топ стран с самым низким показателем смертности новорожденных

Автор Сергей Горбачевский

Ответов: 1
Просмотров: 2453
Последний ответ 21, Февраль 2018, Среда, 16:21:34 pm
от Сергей Горбачевский
Завтра Лукашок в очередной раз изнасилует Беларусь

Автор Сергей Горбачевский

Ответов: 33
Просмотров: 1153
Последний ответ 11, Август 2020, Вторник, 11:12:46 am
от agrig
Беларусь выслала двух украинских военных дипломатов

Автор Сергей Горбачевский

Ответов: 5
Просмотров: 2766
Последний ответ 13, Июль 2011, Среда, 00:35:55 am
от ФАН
Беларусь намерена отменить визы для европейцев

Автор stormrs

Ответов: 3
Просмотров: 2322
Последний ответ 27, Декабрь 2011, Вторник, 23:23:48 pm
от Сергей Горбачевский
Беларусь лидер СНГ по производству продуктов

Автор Сергей Горбачевский

Ответов: 0
Просмотров: 2354
Последний ответ 03, Январь 2013, Четверг, 14:12:58 pm
от Сергей Горбачевский