Россия пошла навстречу правительству Белоруссии, выделив Минску, переживающему самый тяжелый за последние десять лет финансовый кризис, кредиты на три миллиарда долларов, которые он получит в течение ближайших трех лет. Данная сумма власти Белоруссии не спасет, но жест вышел красивый.
"Мы рассмотрели вопрос о кредите Республике Беларусь на сумму 3 миллиарда долларов, который выделяется частями в течение трех лет. Сегодня решение принято положительно: выделяется кредит на десять лет с льготным периодом три года, ставка плавающая соответствует ориентирам по заимствованиям РФ - на сегодняшний день около 4,1 процента", - сказал министр финансов России Алексей Кудрин по итогам прошедшего в субботу в столице Украины заседания совета фонда ЕврАзЭС.
В 2011 году общая сумма кредита составит 1,24 миллиарда долларов, из которых первым траншем Минск получит 800 миллионов долларов. Предоставление дальнейших траншей кредита будет зависеть от выполнения властями Белоруссии установленных Москвой индикаторов, одним из которых являются обязательства по приватизации государственной собственности.
Своих денег Москва не дала, но как бы напомнила, что созданные ею интеграционные структуры работают, а дружба с Россией может быть полезна и выгодна. Впрочем, вряд ли в Минске оценили российские щедроты, ведь толком ситуации они не исправят (потребность Минска в кредитах на 2011 год оценивается в 8 миллиардов долларов), да вдобавок еще и обставлены множеством условий. К примеру, требованием провести приватизацию белорусской госсобственности. Короче говоря, обвалить экономику Белоруссии Москва не позволила, но и помощи толком не оказала.
Пока Александр Лукашенко менять экономическую модель, сложившуюся в стране в середине 1990-х, наотрез отказывается. Пожирать кредиты, увеличивая импорт и зарплаты бюджетникам, жить в нефтяном офшоре, пользуясь щедростью России - все это Минск делать научился. Но, сформировав экономику подобным образом, власти Белоруссии уже не могли от нее отказаться, опасаясь социальных потрясений. В итоге снижение доходов совпало с повышением расходов государства, а в белорусской макроэкономике окончательно воцарился дирижизм, который и привел Минск к столь печальному итогу (проели золотовалютные резервы, спровоцировали инфляцию, залезли в долги). Но даже сейчас белорусские чиновники действуют так, словно выбрали в качестве ролевой модели Угрюм-Бурчеева из города Глупова.
К примеру, после того, как девальвация белорусского рубля привела к резкому росту цен в стране и перебоям с некоторыми товарами, власти Белоруссии не придумали ничего лучшего, чем ввести государственное регулирование цен на десятки продуктов, до 1 июля заморозив цены, которые должны были вырасти из-за девальвации. Учитывая, что девальвация пока не помогла установить единый курс рубля в стране, можно ожидать, что грядущее повышение зарплат бюджетникам только разгонит инфляцию в стране (сейчас прогноз на конец года - 40 процентов).
Представители лояльной к власти Федерации профсоюзов Белоруссии в пятницу, 3 июня, заявили о росте протестных настроений в стране. "Ситуация психологически очень непростая", - сказал глава Федерации Леонид Козик, назвавший действия правительства вредительством.
Новый антикризисный план, разработанный Минском, можно не сомневаться, еще больше подстегнет недовольство белорусов. Этот документ, который Минск сперва хотел спрятать под грифом "для служебного пользования", предусматривает сокращение кредитования госпрограмм, снижение темпов строительства жилья, отказ от сдерживания цен на продукты, повышение акцизов на алкоголь и сигареты. Для граждан поднимут стоимость проезда в общественном транспорте и тарифы на услуги ЖКХ, рабочих экспортных предприятий - заставят больше работать.
Но все это не более чем косметический ремонт в квартире с обвалившимся потолком. Ни на что по-настоящему серьезное Лукашенко и компания пока не способны.
Приватизации госсектора, обеспечивающего работой более 60 процентов трудоспособного населения Белоруссии, Лукашенко боится, как огня. По его мнению, Россия, выдвинувшая Белоруссии такое требование в обмен на кредит, предлагает "бандитские" условия приватизации (в течение 3 лет приватизировать имущество на сумму 7,5 миллиарда долларов).
В России отмахиваются от эмоционального соседа, указывая, что Лукашенко никто и не просит проводить приватизацию вне конкурса, по заниженным ценам. Сейчас Минск и Москва ведут, в частности, переговоры о продаже "Газпрому" оставшихся в белорусской собственности 50 процентов "Белтрансгаза". Минск оценивал стоимость актива в 2,5 миллиарда долларов.
Хотя министр финансов Белоруссии Андрей Харковец и заявлял в Киеве, что доволен решением фонда ЕврАзЭС, ему не стоит верить. Москва, с точки зрения Минска, "братское" белорусское государство попросту кинуло. Лукашенко просил 6 миллиардов, а получит 3 миллиарда. А то и вовсе 800 миллионов. Впрочем, хорошо хоть что-то дадут, учитывая, какие замечания в сторону российского истеблишмента отпускал в последние годы белорусский президент.
Сейчас, впрочем, главная интрига заключается в другом. Белорусский лидер, виртуозно отплясывавший джигу на мостике между Россией и ЕС, своими последними выходками (пересажал оппозицию, сфальсифицировал выборы) настроил против себя Брюссель, занимающий вкупе с США ключевую позицию в Международном валютном фонде. Формально считается, что фонд не руководствуется политическими мотивами, но для Лукашенко могут сделать персональное исключение, особенно учитывая тот макроэкономический хаос, который спровоцировали власти Белоруссии. А ведь сейчас Минску, по сути, идти больше некуда.
Всего Минск хочет получить у МВФ, уже выдавшего Белоруссии 3,5 миллиарда долларов, еще 8 миллиардов, но почти наверняка фонд потребует от Минска проведения еще более жестких реформ, чем требует Россия. Да и приватизацию попросит начать, как и Россия. Короче говоря, Лукашенко, наплевавшему во все окружающие его колодцы, теперь придется либо наслаждаться заплеванной водой, либо умереть от жажды. Тем более что даже 8 миллиардов долларов мало, чтобы ситуация в экономике Белоруссии нормализовалась. Деньги, конечно же, помогут выиграть время, но распродажа госсобственности, похоже, это единственное, на что остается уповать Минску в ближайшей перспективе.
Пока же Лукашенко, упорно не замечающий, что белорусская модель экономики потерпела полный крах, ищет врагов на стороне. Так, он заявил, что кризис порожден внешними факторами, зачем-то приписав к этим факторам российские СМИ. Как это объясняет то, что меньше чем за год средняя зарплата в стране усилиями чиновников искусственно была вздернута с 300 до 500 долларов, а теперь отпрыгнула обратно, неизвестно. Но у белорусского лидера на этот счет наверняка имеется свое мнение.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям