Автор Тема: Неграмотные с айпадами  (Прочитано 1588 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73856
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Неграмотные с айпадами
« : 21, Май 2012, Понедельник, 07:49:29 am »
Как это ни страшно признавать, но грядет эпоха новых неграмотных масс. Да, у них будут «твиттер», И-нет, айпад, соцсети – и невежество. Либерализм и Цукерберг распростерли над миром свои зловещие крыла. Только в силу новой неграмотности и растущего невежества нам обеспечено тоталитарное будущее. Сие не хорошо и не плохо. Это – так по жизни. И мы, «советские римляне», становясь тонким культурным слоем, должны сознательно строить то будущее, которое позволило бы спасти знания и культуру. Пусть даже и немилосердными методами.

Они уже не знают элементарного

На собрании инициативной группы референдума против вступления в ВТО мы с Толей Барановым разговорились с молодым, очень неравнодушных к судьбе страны парнишкой лет двадцати двух. То есть, выросшим и сформировавшимся полностью в постсоветское окаянное время.

Господи, как трудно говорить! Мальчик не знает самых элементарных вещей. Говорим о потребительской кооперации – в его глазах стоит непонимание. Приходится разжевывать по пунктам: как потребкооперация начиналась в позапрошлом веке с рабочих Рочдейла. И чем потребительский кооператив отличается от обычного. Гегелева спираль? Не знает вообще. Никаких законов диалектики. Гераклитов принцип движущей силы противоречий? В глазах – изумление. А что это?

С этим поколением бесполезно говорить о базисе и надстройке, о значении производительных сил и производственных отношений, о влиянии их на базис. Мимо этого поколения пролетели тысячелетия исторического опыта. То, что знал выпускник советской средней школы, для этого поколения – тайна за семью печатями. С ним бесполезно говорить о чартистском движении, о тред-юнионизме, марксизме, национал-социализме, бланкизме, троцкизме. Ибо все это для него – совершенно пустые слова, которые ничего не значат. Все стерто. Все нужно объяснять с самых азов. При том, что у них есть айпады. То есть, этих молодых несчастных можно обманывать еще теми же приемами и ложными идеями, что «разводили» еще рабов Древнего Рима или каких-нибудь средневековых крестьян. Они для нас, «советских римлян» - уже новые варвары. Их всему придется учить и возиться так же, как наши коммунистические прадеды возились с десятками миллионов неграмотных русских крестьян. Только теперь мы понимаем, какую титаническую, богатырскую культурную работу сделал Советский Союз. И теперь – все почти начисто смыто. Теперь мы чувствуем себя среди молодых в большинстве случаев, как Микухо-Маклай – среди папуасов. Впрочем, многие сегодня о Миклухо-Маклае даже не слышали…

Да, говорить с нынешними молодыми невероятно трудно. Мы не понимаем, где они теряют всякую нить разумения. Мы же, выросшие буквально с пленок на журнале «Наука и жизнь» и на «Очевидном-невероятном» Капицы, на сборниках «Эврика» и «Хочу все знать!», на «Технике-молодежи», «Юном технике» и «Знании-силе», росшим в густой интеллектуальной среде Красной империи, кажется, что мы изрекаем банальности и всем известные вещи. А для нынешних 20-летних это – непостижимые высоты. Нам, бывшим советским выпускникам школ и вузов, проще и быстрее: в разговорах достаточно произносить ключевые фразы и формулы – в них для нас запакована огромная и единая для нас информация. Нам достаточно между собой лишь намека там, где молодому приходится читать целую лекцию. Иначе он ни черта не поймет.

Парень пытается оправдываться. Мы, мол, во всеоружии Интернета, «твиттер» дает оперативное мышление. Мы в ответ невесело смеемся. То есть, запоминание у вас – никакое, когнитивные способности притуплены.

- А что такое – «когнитивные способности»?

Опять приходится объяснять. Как правило, нынешние молодые не знают толком не то, что расхожей интеллигентской латыни, но и английского. Интернет притупляет познавательные способности, твиттерное мышление – это кусочность, хаотичность сознания. Стремление получить ответы на все вопросы на одной страничке. Вы теперь вообще не читаете книг.

- Я читаю ваш блог! – говорит парень.

- Блог – не замена моих книг, - хватаюсь за голову. – Блог рассчитан на тех, кто их читал и понимает многочисленные намеки и аллюзии, сам понятийный аппарат. Я же писал их для того, чтобы ввести вас в целый мир…

Говорю – и понимаю, что нужно растолковать, что такое «понятийный аппарат».

Даже он, хороший, патриотичный парнишка, и тот не читает книг, полагаясь на Интернет и подсознательно ища только очень коротеньких объяснений. Ну, лукавые ему и подсунут только очень короткое. Которое заведет в дебри. В тупик.

Вот оно, пришедшее новое варварство. Мы – уже из разных цивилизаций. Вернее – мы из цивилизации, а они – из Темновековья. И мы, римляне из СССР, понесем миссию сохранения русской культуры. За нами – пустота и варварство.

Нам уже не увидеть

В тот апрельский день 2012 года мы с Толей Барановым стояли на ступеньках Торгово-промышленной палаты и он сказал мне:

- Знаешь, Россия сейчас в таком кризисе и в такой деградации, что мы – даже если и возьмем власть – не увидим победы над мраком. Понадобится не менее полувека, чтобы ликвидидировать все разрушения и исправить мозги. Дай бог увидеть первые проблески…

- Да, - соглашаюсь. – Положение таково на всей русской территории – в РФ, на Украине, даже в Белоруссии. Нас в лучшем случае ждет судьба Ленина: увидеть только самые первые успехи, начавшиеся тенденции…

Память сыграла обычную шутку. Она у меня – эйдетическая, позволяет вмиг воскресить в мозгу давние дни, вспомнить даже запахи, стоявшие в комнате. На какие краткие мгновения. Почему-то вспомнился теплый апрельский день в Одессе 1983 года. Лежу на диване с журналом «Знани-сила» и слушаю переливчатый электронный ритм «Крафтверка» из стероединамиков «Весны-2011». Играет хит 1981 г. – «Домашний компьютер». Мог ли я подумать тогда, что эти самые компьютеры станут такими же доступными, как телевизоры, но приведет это не к росту знаний – а, наоборот, к новой неграмотности? Что мне в середине своей жизни придется увидеть новых варваров?

Помню, как меня наповал сразили студенты Академии управления в Минске в декабре 2010 года. Они не читали ни «Войны миров» Уэллса, ни классики научной фантастики. И не надо говорит, будто у них – другие книги. У них, как правило – никаких книг. Ну, разве что про вампиров.

Понимаю, что это – не вина нынешних молодых, а беда. Их такими сделали. И продолжают ставить чудовищный опыт над нами ( помощью СМИ, Интернета, ЕГЭ, «болонизации» и т.д.), выводя породу невежественных слепцов. Но это не означает, что слепцам можно вверять судьбу страны. Это очень опасно. С чем бы это сравнить? Несколько лет назад меня поразило сообщение: где-то в РФ группа постсоветских подростков, найдя потерянную емкость со ртутью, стала ею играть. Один – чистил ею зубы. Другая – красила ртутью веки. Естественно, все закончилось трагедией. Мы-то в СССР с детства знали, что ртуть – страшный яд. Что рабочие в старой России, золотившие купола Исаакиевского собора с помощью ртутных соединений, массами помирали в мучениях, отравленные парами «живого серебра». А эти подростки – о том не знали! Ибо книги не читали, в школе практически не учились, научно-популярных фильмов не видели.

Понимаете, такая «ртуть» может быть и в экономике, и в политике, и в культуре. И молодые этого не знают. Просто потому, что вообще мало чего знают. Раз-два – и вот они с пеной у рта воюют за «Мандобунт», требуя полного атеизма – как молодые леваки 1920-х. Как будто уже не было горького опыта богоборчества! Или вот маньяк Пичужкин, убивший стольких людей молотком, удостоился сообщества в соцсети – с сочувствующими и даже последователями. Пара мальчиков-отличников из интеллигентских семей уже успела взять молотки и кого-то убить.

У нового варвара – сознание игровое, киношное. Он даже последствия своих действий не всегда осознает.

Время железного посоха

Наверное, просвещенный римлянин из второго века нашей эры, попади он в век пятый, просто скончался бы при виде разоренного и запустевшего Рима. И при виде варваров.

Хотя нет. Он бы потрясен уже и веком ранее, во времечко Марцеллина. Когда увидел бы, в каких грубых пучеглазых истуканов превратились статуи, а плоская варварская мозаика пришла на место изысканной живописи.

Мне уже ясно, что наступил обрыв. Что в ближайшие десятилетия теми, кто ныне молод, придется править железным посохом. Или просто твердой рукой – как хорошими, но неразумными детьми. Во избежание катастроф и коллапсов, которые, сами того не понимая, могут произвести новые варвары эпохи Интернета. Их снова придется учить многому. Особенно же – их немногочисленных детей.

Эта миссия ляжет на нас, русских «советских римлян». Просто за нами – уже пустота и тьма. Мы – последние цивилизованные. Дедам придется спасать внуков.

Источник: m-kalashnikov.livejournal.com


Оффлайн stormrs

  • Знаменитый писатель
  • ***
  • Сообщений: 6227
  • Репутация: +180/-1
  • Пол: Мужской
    • Награды
Неграмотные с айпадами
« Ответ #1 : 21, Май 2012, Понедельник, 12:38:13 pm »
Пафоса многовато, а так да, грустная ситуация.


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73856
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Неграмотные с айпадами
« Ответ #2 : 21, Май 2012, Понедельник, 12:45:14 pm »
Пафоса многовато, а так да, грустная ситуация.
Для Украина проблема усугубляется банальным не изучением русского языка и литературы. В результате имеем много тонн суржика  :'(

Оффлайн stormrs

  • Знаменитый писатель
  • ***
  • Сообщений: 6227
  • Репутация: +180/-1
  • Пол: Мужской
    • Награды
Неграмотные с айпадами
« Ответ #3 : 21, Май 2012, Понедельник, 12:52:03 pm »
Согласен, это уже полнейший пипец.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 73856
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Неграмотные с айпадами
« Ответ #4 : 22, Май 2012, Вторник, 17:00:20 pm »
России грозит перспектива остаться без грамотных инженеров

    В ближайшее время в России может сложиться ситуация, когда некому будет заниматься техническими разработками и генерировать идеи, в том числе в сфере нанотехнологий. О такой опасности заявила Елена Соболева, директор департамента Фонда инфраструктурных и образовательных программ, выделенного в самостоятельную структуру при реорганизации госкорпорации «Роснано». Соболева ссылается на статистику Минобрнауки, согласно которой из около 1,47 млн выпускников российских вузов только 1,6% получили специальности в области физико-математических и естественных наук, то есть в областях знаний, необходимых для формирования корпуса инженеров-исследователей и инженеров-производственников. Однако дело не только в малом количестве будущих инженеров, но и в том, что качество контингента, приходящего на обучение в вузы, крайне низкое.

Сколько и каких специалистов готовят в России

Статистика, на которую опирается Елена Соболева, свидетельствует о том, что в 2010 году из российских вузов было выпущены около 1,47 млн специалистов. Из них только 9973 человека получили высшее образование в сфере физико-математических наук и 13 260 человек ― в сфере  естественных наук. Очевидно, что это ничтожно мало, особенно в свете курса на инновационную экономику знаний и повышение доли высокотехнологичной продукции в ВВП России, объявленного предыдущим и нынешним президентами страны Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Оказывается, проблема нехватки специалистов для инновационной экономики значительно шире дефицита IT-кадров, о котором ранее писал «Маркер».

По мнению Соболевой, если в среднесрочной перспективе кадровая база страны, то есть тот «локомотив», который будет двигать вперед российскую инновационную экономику, будет, как и сейчас, состоять из нескольких сотен тысяч молодых квалифицированных экономистов и юристов, а инженеров будет в разы меньше, то некому будет заниматься техническими разработками и генерировать идеи, в том числе в сфере нанотехнологий. Действительно, в 2010 году выпускников вузов со специализацией, например, по гуманитарным наукам, было 249,7 тыс. человек — в 10 раз больше, чем физиков и естественников вместе взятых. Однако дело не только в том, что вузы выпускают мало специалистов по нужным для инженерной деятельности областям знаний. Проблема глубже и гораздо неприятнее: количество и качество абитуриентов, приходящих на учебу в вузы по инженерным специальностям крайне низки. То есть достаточное количество по-настоящему грамотных инженеров просто не из кого готовить.

Кто идет учиться на инженеров

Соболева подчеркивает, что на сегодняшний день уровень подготовки выпускников технических вузов зачастую не отвечает запросам работодателей. И во многом корни этой проблемы кроются в некачественном школьном образовании в области физики, химии и биологии.

В частности, в 2011 году сдавали ЕГЭ по физике только 25,5% выпускников российских школ, причем 5% сдать это экзамен не смогли. Получается, что в том году могли поступать в вузы по физико-математическим специальностям лишь 20% выпускников школ, хотя вовсе не все из них сделали такой выбор. Однако тревожен сам по себе факт, что только пятая часть молодых людей, окончивших школы, имеют хотя бы теоретическую возможность изучать в вузах физико-математические специальности. Особенно он тревожен на фоне прогрессивно сокращающего объема выпуска из школ: если в 2004 году из них вышло около 1,4 млн человек, то в 2012 году ― только 720 тыс.

Удручает и качество подготовки тех, кто все же поступил учиться на инженера. В 2011 году среди студентов, поступивших на первый курс технических вузов, отличников по количеству полученных баллов ЕГЭ были считаные проценты. Так, среди поступивших на факультеты авиа- и ракетостроения отличников не было вообще, хорошистов ― 58%, троечников ― 42%. На факультеты электроники и радиотехники пришло 4% отличников, 57% хорошистов, 39% троечников. А по профилю транспорта троечники вообще составили более половины первокурсников ― 54%, тогда как отличников было 3%, а хорошистов ― 43%.

Эти факты, кстати, опровергают распространенное до сих пор заблуждение, что Россия ― одна из самых образованных стран в мире. Это давно уже далеко не так. По данным Центра оценки качества образования, работающего в структуре Российской академии образования, отечественные школьники по уровню грамотности находятся ниже среднемирового уровня, причем случилось это не вчера. Уже в 2009 году по уровню математической подготовки школьников старших классов Россия занимала 38-е место среди 65 стран, где проводилось исследование. Впереди нас по этому показателю оказались не только Китай, Корея и большинство стран Европы, но и такие экзотические государства, как Макао, Новая Зеландия, Исландия. Даже в небогатой Португалии школьники лучше разбираются в математике, чем в России. Если говорить о естественнонаучной грамотности, что с этим в России еще хуже — наши школьники занимают лишь 39-е место среди 65 стран.

Что с этим делать ― непонятно. Предпринимаются отдельные попытки как-то повысить уровень подготовки школьников и студентов в России. Тот же Фонд инфраструктурных и образовательных программ реализует проект «Школьная лига РОСНАНО», основной задачей которого является обновление подходов к преподаванию цикла естественнонаучных дисциплин в школе. В Санкт-Петербурге при поддержке городского Комитета по образованию Санкт-Петербурга реализуется пилотный проект по обучению школьников передовым технологиям и привлечению их в техническую сферу.

Однако это частные случаи, и, по-видимому, они не способны решить проблему в целом. Как отмечает Елена Соболева, нынешнее неудовлетворительное состояние с подготовкой инженерных кадров связано с системными недостатками российского среднего образования. Значит, что-то нужно менять в российских средних школах, да и в системе подготовки инженеров в целом. Если эту проблему не решать, считает Соболева, все высокотехнологичные отрасли, в том числе сфера нанотехнологий, с каждым годом будут сталкиваться со все более острым кадровым дефицитом — количество инженеров, подготовленных еще в СССР, будет неуклонно убывать, а заменить их будет некем.

В этом Елена Соболева, по-видимому, недалека от истины: по оценке специалистов, в ближайшие пять лет 75% ныне действующих российских инженеров достигнут пенсионного возраста. И кто-то должен будет придти им на смену, иначе из стран СНГ на работу в Россию придется звать не только каменщиков и дорожных рабочих.

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


Теги: