Автор Тема: Понятие «архетип». Основные архетипы по К.Юнгу  (Прочитано 5491 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 70374
  • Пол: Мужской
  • Киевстар российский оператор
    • Награды
Понятие «архетип». Основные архетипы по К.Юнгу
« : 28, Ноябрь 2010, Воскресенье, 10:50:10 am »
Архетип - (от греч. archetypos – первообраз, дословно ”древнейший образец”), центральное понятие аналитической психологии. Архетип – способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. Согласно К. Юнгу, архетип представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества.

Количество архетипов в коллективном бессознательном неограниченно. Первичные образы (архетип "матери", "героя", "дитя", "вражды братьев" и т.п.), трансформируясь в мотивы, заставляют человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. Главными архетипами по К. Юнгу являются собирательные образы матери и отца, а также архетип "Я" (Self).

Юнг выделяет следующие архетипы:
 
1.Персона (маска) – наше публичное лицо, т.е. то, как мы себя проявляем в отношениях с другими людьми. Цель персоны – произвести впечатление на других людей или утаить свою сущность. Юнг утверждал: если человек использует этот архетип слишком часто, то он становится неглубоким и поверхностным. Символ – маска.
2.Тень – скрытые дурные животные качества личности (социально нетерпимые). Однако сознание тени необходимо личности для сознания собственного несовершенства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, творческого начала. Символ – Сатана, Гитлер и т.д.
3.Анима и анимус – бессознательное женское и мужское в мужчине и женщине соответственно. Распознать эти образы можно тогда, когда они спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли выражены в нём. Так, например, анима проявляется в виде иррациональных чувств (нелогичных действий), излишней впечатлительности. Анимус проявляется в виде сдержанности, жесткой организации. Символы: анима – Дева Мария, Мона Лиза; анимус: Дон Жуан,Иисус Христос.
4.Самость – наиболее важный архетип, представляющий собой центр личности, объединяющий в себе все компоненты личности, и в результате развития которой человек становится гармоничным и целостным. Символ – нимб святого, круг.

Есть разные трактовки или преломления теори архетипов Юнга на конкретные системы психотипов, например, вот такая - для мужчин – принц/бродяга, трикстер/чёрный маг, воин/убийца, хозяин/самодур. Для женщин - принцесса/шлюха, жрица/ведьма, охотница/амазонка, хозяйка/ужасная мать.
Пополняя Киевстар, ты пополняешь российский бюджет!


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 70374
  • Пол: Мужской
  • Киевстар российский оператор
    • Награды
Re: Понятие «архетип». Основные архетипы по К.Юнгу
« Ответ #1 : 30, Ноябрь 2010, Вторник, 10:16:36 am »
А вот два типичных социотипа для бывшего СССр и не только:
 

Первый: люди с начальным и средним общим либо профессиональным образованием. Они обычно работают большую часть жизни на одном и том же месте или на одной позиции. Имеют заработки ниже средних. Работодателю предлагают прежде всего согласие на любые условия труда. Им не хватает денег, поэтому, если можно получить товар или услугу дешевле либо бесплатно, они готовы подождать в очереди. Они не склонны менять место жительства. Основной круг их общения — родственники, соседи, сослуживцы. Соответственно, главные зоны их общения — работа, дом и пространство рядом с ним. Они почти не ездят на большие расстояния, их основное средство передвижения — общественный транспорт, автобус и поезд. Здесь медианный возраст — старше 40 лет, здесь доминантный социальный тип — женщина в ее роли матери/бабушки. Их привычное настроение — озабоченность или угнетенность. Секс вытеснен из жизни. У них проблемы со здоровьем. Их не устраивает нынешняя жизнь. Хорошая жизнь, считают они, в прошлом. Средство их общения — телефон, их связь с внешним миром — три главных канала ТВ, которые показывают им то, что считают нужным.

Люди из второго типа имеют одно или два высших образования. Они считают обязательным быстро продвигаться с должности на должность. Они предлагают работодателю свою инициативность и имеют доходы выше средних. Они испытывают нехватку времени, готовы заплатить, лишь бы не ждать. Такие люди подвижны в масштабах города, страны, мира, их основной транспорт — личный автомобиль, в дальних поездках — самолет. Их партнеры по общению близки им в первую очередь по интересам. Зоны их общения — город, места досуга. Они стараются быть постоянно в хорошем настроении и хорошей физической форме, получать удовлетворение в сексе. Их в общем устраивает их настоящее, но у них серьезные планы на будущее. Здесь медианный возраст — до 40, доминантный дискурс — мужской. Они общаются, используя новые возможности IT, прежде всего сетевые системы коммуникации. Там же они получают необходимую им информацию делового, развлекательного или политического рода, ту, которую они считают для себя нужной.

И те и другие на уровне 60% согласны, что «критика власти в СМИ сейчас идет на пользу государству». Но у этих социальных типов разное отношение к свободе мнений в тех средствах коммуникации, которыми они пользуются. Типу первому не нравится «распущенность» на каналах, которые они смотрят. Поэтому пожилые чаще молодых находят, что пресса и журналистика «достаточно свободны», женщины заявляют чаще мужчин, что СМИ даже «излишне свободны». А для людей второго типа наиболее важным и полезным является наличие «дискуссионной площадки в социальных сетях интернета».

Алексей Левинсон

Пополняя Киевстар, ты пополняешь российский бюджет!


Теги: