Автор Тема: Женщина-математик разрабатывает алгоритмы для лифтов  (Прочитано 1676 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 72925
  • Репутация: +321/-3
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
55-летний американский математик Тереза Кристи (Theresa Christy) работает в компании Otis Elevator Co. и считается одним из лучших специалистов по вертикальному транспорту. Двадцать пять лет своей жизни она посвятила разработке и оптимизации алгоритмов для лифтов. Именно её привлекли во время недавней реконструкции Empire State Building стоимостью $550 млн. Тереза Кристи увеличила скорость лифтов на 20% до 6 м/c, так что они теперь проходят первые 80 этажей всего за 48 секунд.

Тереза Кристи принимала участие и в ещё одном громком проекте последних лет — строительстве 451-метрового небоскрёба Petronas Towers в Малайзии, в то время самого высокого здания в мире. Опять, её задача была в оптимальной настройке лифтов, пишет WSJ.

У каждого лифта есть собственный контроллер, который руководит его работой. В группе лифтов есть также групповой контроллер, с него сигнал поступает на индивидуальные контроллеры лифтов. Именно здесь сосредоточены все оптимизационные работы. Разработчики должны заложить в систему алгоритмы поведения: какому лифту ехать на вызов, с какой скоростью, как лифты должны координировать свою работу, где находиться в режиме ожидания. Современные лифты также взвешивают пассажиров — и учитывают эту информацию, хотя и не выводят вес на общий дисплей.

Вот типичный пример. Пассажир на шестом этаже нажал кнопку вызова, чтобы спуститься вниз. Как раз в этот момент один из лифтов находится в районе седьмого этажа и едет вниз. Но он уже везёт трёх человек и дважды останавливался по дороге. Правильно ли ему будет остановиться третий раз на шестом этаже? Хотя это сократит время ожидания для ждущего пассажира, но увеличит время для трёх остальных.

В здании с шестью лифтами и 10 пассажирами существует 60 миллионов возможных комбинаций для их перемещения, это очень ресурсоёмкая задача — а ведь условия решения меняются каждую секунду, когда новый человек где-нибудь нажимает кнопку.

Тереза Кристи основную работу осуществляет в компьютерных симуляторах, проверяя потом результат в реальных экспериментах. «У меня чувство, что мне платят за игру в компьютерные игры. Я смотрю симуляции, анализирую происходящее, и пытаюсь улучшить свой результат, — говорит она. — Мы постоянно ищем волшебный баланс. Иногда то, что хорошо для отдельного человека, плохо для остальных».

Задача не такая простая, как кажется, и для каждого здания приходится вводить уникальные настройки для лифтов. Главный параметр — время ожидания, которое не должно превысить 20 секунд для каждого человека. Тереза Кристи объясняет, что именно через 20 секунд человек начинает нервничать, потому что люди ненавидят ожидание.

В интеллектуальной системе управления лифтами Compass от Otis Elevator каждый пассажир перед посадкой указывает этаж, куда направляется. После этого система сообщает, в какой лифт садиться и через сколько секунд он придёт.

Пассажиров близких этажей садят в одинаковые лифты, чтобы минимизировать время поездки и количество остановок. Это одно из изобретений Терезы Кристи, на чьё имя оформлено 14 патентов, а ещё несколько ожидают оформления.

Ещё одно её изобретение — поддержка на уровне контроллера резервации пустого лифта после ввода пароля с цифровой клавиатуры. Например, один отель на Гавайях выдаёт такие коды сёрфингистам, чтобы они голые с досками не беспокоили остальных постояльцев. В этом случае кабина гарантированно приедет к вам пустой и нигде не будет останавливаться по дороге.

Свои особенности есть в каждой стране. Например, в городе Мекка (Саудовская Аравия) нужно гарантировать, что лифты смогут пять раз в день достаточно быстро полностью очистить здание от людей, поскольку большинство из них идёт молиться. Соответственно, в этом городе приходится ставить в здания больше лифтов, чем в других.

В Японии работают самые мягкие и бесшумные лифты. Кто заходит в них впервые, может сначала подумать, что застрял, пока двери не откроются на нужном этаже.

Нужно учитывать и количество пассажиров. В Азии в кабину заходит, в среднем, больше человек, чем в Европе или Нью-Йорке, потому что там у людей меньшее личное пространство.

Карьера Терезы Кристи не всегда продвигается по намеченному плану. В всоё время она получилась степень M.B.A., но так и не смогла работать управленцем: «Я думала, что хотела стать менеджером. Но на самом деле я люблю сама решать головоломки. Я не хотела их отдавать никому, мне становилось немного завидно», — признаётся она.

http://habrahabr.ru/post/187546


Оффлайн stormrs

  • Знаменитый писатель
  • ***
  • Сообщений: 6227
  • Репутация: +180/-1
  • Пол: Мужской
    • Награды
Женщина-математик разрабатывает алгоритмы для лифтов
« Ответ #1 : 23, Июль 2013, Вторник, 22:43:20 pm »
Какой же она математик, она управленец, только управляет лифтами ;)
А если серьезно, то узнал для себя кое-что новое …


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 72925
  • Репутация: +321/-3
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Женщина-математик разрабатывает алгоритмы для лифтов
« Ответ #2 : 24, Июль 2013, Среда, 07:42:12 am »
Какой же она математик, она управленец, только управляет лифтами ;)
А если серьезно, то узнал для себя кое-что новое …
На самом деле, многие воспринимают математику сухой абстрактной наукой, не имеющей ничего общего с практикой. Причина здесь в преподавании, особенно школьном.

Я сейчас заканчиваю читать всё либрусековское, содержащее слово математика. Большие математики говорят, что школьная математика сильно перегружена вычислительными задачами и в ней мало прикладного смысла, но перестраивать школьное образование нет духа или воли.

Поэтому отношение людей к математике это производная от везения на школьного учителя. Попадётся хороший учитель, который свяжет математику и карты. или математику и лотереи, или сложный процент и банковские вклады, будет любовь к математике.

Ещё математика сильно связана с философией. Это отдельный аспект.

Ну и третье. Истина не преклоняется перед производителем костюма. Любая теорема или утверждение должно доказываться. А отсюда сомнения и поиск истины.

Четвёртое. Каждая абстрактная математическая теория рано или поздно получает практическое применение. Самый распространённый пример простые числа и кодирование или криптография.

Так и с лифтами. Пока он один и пока девять этажей, там нет особой математики. Пока лифтов два, тоже особой математики нет ибо один обычно лифтёр отключает для повышения резервирования. А вот когда лифтов 3-4 и более, там возникает задача оптимизации. Важно уметь задачу оптимизации разглядеть.  8)

Оффлайн Андрей Антонец

  • Начинающий писатель
  • *
  • Сообщений: 33
  • Репутация: +4/-0
    • Награды
Женщина-математик разрабатывает алгоритмы для лифтов
« Ответ #3 : 24, Июль 2013, Среда, 11:30:27 am »
память подсказывает что-то из серии теории массового обслуживания
но меня такому не учили :)

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 72925
  • Репутация: +321/-3
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Женщина-математик разрабатывает алгоритмы для лифтов
« Ответ #4 : 24, Июль 2013, Среда, 11:59:15 am »
память подсказывает что-то из серии теории массового обслуживания
но меня такому не учили :)
Скорее теория графов.  ;)

Оффлайн Андрей Антонец

  • Начинающий писатель
  • *
  • Сообщений: 33
  • Репутация: +4/-0
    • Награды
Женщина-математик разрабатывает алгоритмы для лифтов
« Ответ #5 : 24, Июль 2013, Среда, 17:03:57 pm »
память подсказывает что-то из серии теории массового обслуживания
но меня такому не учили :)
Скорее теория графов.  ;)
ну без нее вряд ли куда
память уцепилась за
Цитировать
Главный параметр — время ожидания, которое не должно превысить 20 секунд для каждого человека.
, а это по-моему тема ТМО, нет?

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 72925
  • Репутация: +321/-3
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Женщина-математик разрабатывает алгоритмы для лифтов
« Ответ #6 : 24, Июль 2013, Среда, 17:26:45 pm »
Смотри, вначале нужно построить саму модель "правильных" остановок. А уже потом её проверять на различных входных потоках.

При этом первая задача значительно более сложная, чем ТМО. ТМО кажется сложной, когда люди пытаются её решать в аналитическом виде при заданных распределениях входных потоков. На практике обычно поступают проще - применяют статистическое моделирование.


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 72925
  • Репутация: +321/-3
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Женщина-математик разрабатывает алгоритмы для лифтов
« Ответ #7 : 24, Июль 2013, Среда, 17:35:32 pm »
Кстати, похожая с математической точки зрения, задача управления светофорами.


Теги: