Автор Тема: Перспективы российских навигационных чипов весьма туманны  (Прочитано 3192 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн stormrs

  • Знаменитый писатель
  • ***
  • Сообщений: 6227
  • Репутация: +180/-1
  • Пол: Мужской
    • Награды
Специализированные навигационные микросхемы, создание которых в России предполагает недавно объявленный конкурс Минпромторга РФ, могут столкнуться с недостаточным спросом на массовом рынке потребительских устройств, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Министерство промышленности и торговли России в конце августа в рамках федеральной целевой программы ГЛОНАСС объявило открытый конкурс на создание унифицированного ряда микросхем для навигационной аппаратуры различного назначения с бюджетом в один миллиард рублей. Победителю конкурса к 2015 году предстоит создать конкурентоспособные чипы для работы с ГЛОНАСС и другими навигационными системами, как для продукции массового спроса, так и для специализированной техники (промышленной, космической и т.п.).

Эксперты говорят, что проект может пойти на пользу отечественной микроэлектронной отрасли, но не уверены в востребованности его плодов потребительским рынком.

„На рынке потребительской продукции конкуренция среди крупных зарубежных разработчиков чипсетов очень высока. Кроме того, в наиболее массовом сегменте мобильных устройств востребованы интегрированные чипсеты, где навигационная составляющая лишь одна из множества других. А в конкурсе речь идет о микросхемах, заточенных именно на навигацию”, — рассказала РИА Новости вице-президент холдинга «Ситроникс» Ирина Ланина (в состав холдинга входит завод микроэлектроники «Микрон»).

По ее словам, более реально выглядит выход на рынок корпоративной и специальной техники, где к микросхемам предъявляются специальные требования по точности, надежности, устойчивости работы в широком диапазоне температур и давлений.

„Здесь нет необходимости применять очень дорогие самые совершенные топологические нормы, подойдут уже освоенные технологии 90 и 180 мкм. Этот рынок нам интересен, хотя он, конечно, не такой массовый, как у потребительских устройств. Мы коммерческая компания и нужно понимать, как мы будем продавать эти системы”, — говорит Ланина.

Ее слова подтверждает независимый эксперт навигационного рынка Георгий Шульгин, который считает, что окупаемость проекта сомнительна.

„Это рынок с жесткой конкуренцией, который давно поделен между крупными игроками. Qualcomm, ST Microelectronics, Broadcomm, китайские производители уже выпускают мультисистемные чипсеты с поддержкой ГЛОНАСС. На массовом рынке в моде интегрированные системы с многофункциональными чипсетами, реализация которых очень дорога. Остается ниша для специальной техники и госзакупок, но там объемы измеряются лишь десятками тысяч устройств в год”, — говорит Шульгин.

Гендиректор КБ «Навис» Валерий Бабаков считает, что применение новым разработкам найдется и в потребительской технике.

„Глупо разрабатывать чипы для мобильных телефонов при полном отсутствии их производства в России. Но это не означает, что мы не должны заниматься навигационными чипсетами вообще. Системы навигации развиваются, появляются новые сигналы, новые возможности, и аппаратура, в том числе потребительская, должна уметь их использовать”, — говорит Бабаков.

По его словам, на массовом рынке в скором времени будут востребованы, например, системы высокоточной навигации.

„К нам, скажем, пришли с предложением: разработать решение для автоматической газонокосилки, которая работает без помощи человека. Обычной точности GPS здесь недостаточно — нужно специальное решение. И развитие навигационной техники, я считаю, будет идти именно в этом направлении – создания принципиально новых ниш применения”, — говорит Бабаков, признавая в то же время значительную инерционность коммерческого рынка в принятии новых идей.

Сложности реализации

Шульгин также отмечает проблему дороговизны создания микросхем под современные топологические нормы 45-65 нанометров. Условия конкурса Минпромторга явно не оговаривают технологию производства, но ссылаются на практику «передовых фирм».

„С каждым шагом миниатюризации стоимость и разработки и производства микросхем сразу резко возрастает, а технические характеристики улучшаются не так уж сильно. Чтобы отбить затраты, нужно увеличивать объемы производства. А рынок в России ограничен”, — сетует Шульгин.

С нуля полупроводниковый завод, освоение новой технологии производства и разработку новой микросхемы за миллиард рублей построить вряд ли удастся, говорит эксперт. Но вполне возможно выполнить проект по разработке нового навигационного приемника и, при наличии уже имеющегося производства, провести его модернизацию для производства новой микросхемы.

Завод по производству полупроводниковой продукции в России есть у «Ситроникса», который собирается принять участие в конкурсе. По словам Ланиной, сейчас решается вопрос о форме участия. Компания может выполнить как разработку, так и производство микросхем, или выступить только как производитель чипов разработки стороннего партнера.

„Мы считаем, что поскольку микросхемы создаются на бюджетные деньги, то производство должно размещаться в России, стимулируя развитие экономики и обеспечивая новые рабочие места. Это общепринятая практика работы с госзаказом во всем мире”, — говорит Ланина.

Уже готовые современные мультисистемные навигационные чипсеты есть у российских компаний «Навис» и КБ «Геостар Навигация», входящего в холдинг «М2М» (часть группы компаний «НИС-М2М»). «Навис» участвовать в конкурсе не будет, говорит Бабаков. Представитель «М2М» отказался от комментариев по этому вопросу.

Александр Гурко, генеральный директор «НИС» (крупнейшего игрока на российском навигационном рынке), считает, что господдержка разработчиков чипов волне оправданна, хотя и называет рыночный спрос очень важным фактором.

„Это сегмент низкорентабельный, с большими рисками и долгой окупаемостью, бизнес инвестирует в эту область недостаточно. Поэтому нужна государственная поддержка разработчиков чипсетов, как для обеспечения навигационного суверенитета страны, так и для реализации коммерческого потенциала ГЛОНАСС как у нас в стране, так и в мире. Разумеется, очень важно обеспечить дальнейшую коммерческую востребованность создаваемых продуктов”, — говорит Гурко.

Стимулировать спрос на отечественные навигационные чипсеты должна создаваемая в России система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», в разработке которой «НИС» играет ключевую роль.

«ЭРА-ГЛОНАСС» позволяет оперативно передавать экстренным службам информацию о ДТП. Терминалами системы в перспективе будут оснащены все новые автомобили в РФ, а инфраструктурная часть системы должна быть завершена до конца 2013 года, передает РИА Новости.
©


Теги: