Автор Тема: WebMoney заработает на интересе банков к электронным деньгам?  (Прочитано 1888 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 72766
  • Репутация: +321/-3
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
92% операций по банковским картам в России сегодня приходятся на снятие наличных в ближайшем к проходной завода или офисного центра банкомете. Остальные 8% - это операции торгового и online-эквайринга. И такое соотношение, зафиксированное еще в отчетах ЦБ РФ шестилетней давности, с тех пор практически не меняется. Электронный банкинг в стране тоже развит достаточно слабо. Может быть потому, что платить за некоторые товары банковской картой не входит в присущие россиянам "payment habits"?

Банки на распутье: создавать ли новый платежный инструмент, покупать ли готовое решение у одного из ведущих игроков рынка электронной коммерции – системы WebMoney Transfer  или с осторожностью игнорировать конъюнктуру? Чтобы это выяснить корреспондент MoneyNews отправилась на семинар "Электронные деньги - банковский продукт от ведущего игрока рынка электронных платежей".

В конференц-зале "Столешники" отеля "Мариотт Аврора" в Москве компания WebMoney Transfer собрала представителей банков. То, что на мероприятие удалось попасть и представителям СМИ, можно назвать большой удачей: загадочности и тайны вокруг предстоящего события хватало. Что, наверное и неудивительно – после принятия и вступления в силу первой части многострадального 161-ФЗ о "Национальной платежной системе" у банков появилась реальная возможность выпускать собственные электронные деньги. И кому как не WebMoney предложить кредитным институтам свою помощь в ее реализации.

С этой целью организаторам удалось собрать на семинаре довольно разношерстную публику. Были представители как банков, входящих в ТОП-20 по активам (ВТБ24, "Промсвязьбанк", "Уралсиб"), так и совсем мелких "товарищей" из 5-ой, 6-ой или 7-ой сотен рейтинга. Как объяснила директор по маркетингу WebMoney Анастасия Масленникова, компания подготовила предложение в различных "комплектациях", так, что и "крупняк" и менее заметные игроки смогут при желании выбрать подходящий по стоимости пакет.

В воздухе витал вопросы - "зачем все-таки банкам выпускать электронные деньги, и чем они лучше привычных рублей?" Находились и такие, например представитель Банка Развития Русской Сети Интернет (оказывается есть у нас и такой банк), кто облекали эти вопросы в слова. Что ж, давайте по порядку.

Начнем издалека, но доберемся и до банков - логика семинара была построена именно так. При этом в речах выступавших прослеживался четкий акцент, граничащий с упреком: банки упускают огромные деньги, когда сами сознательно проходят мимо возможности заработка в сфере электронной коммерции.

Представители WebMoney начали с вводной по рынку цифровых товаров, который сегодня не просто существует, но и постоянно расширяется: в первую очередь за счет онлайн-продаж программного обеспечения. Интернет-магазины и производители ПО постепенно от отказываются от физических носителей. Весь мир и Россия в том числе, переходит на цифровую дистрибуцию. Многие интернет-сервисы торгуют входом в себя и дополнительными услугами. Где-то дополнительные права приобретаются при помощи PIN-кодов, например в Skype и других системах IP-телефонии.  Здесь вроде бы очевидно, что для оплаты такого рода услуг электронные деньги подходят идеально.

Люди подвержены спонтанным решениям: они хотят чего-то здесь и сейчас. В первую очередь в связи с этим свойством человеческой натуры хотелось бы вспомнить про те же online-игры. Разве пойдет азартный игрок с квитанцией в сберкассу, чтобы на завтра обзавестись чем-то вроде виртуального огненного клинка или приворотного зелья? Вряд ли. Уже сейчас, по данным системы WebMoney Transfer, платежи в пользу некоторых online-игр превышают платежи в пользу МТС или "Билайн". Это настолько массовое увлечение, что пользователей там сотни тысяч.

Следующая среда, в которой востребованы электронные деньги – это социальные сети. Конечно, и "ВКонтакте" и "Одноклассники" уже перестали хвалиться количеством зарегистрированных пользователей, хотя бы потому, что оно превысило количество пользователей Рунета. Тем не менее, в тех или иных соцсетях зарегистрирован почти каждый интернет-пользователь. И этот пользователь хочет покупать себе статусы, виртуальные подарки или овец в "Веселой Ферме", а значит алчет виртуальной оплаты. 

Еще один вид платежей, проходящих мимо банков – это расчеты по фрилансу с дизайнерами, копирайтерами, веб-разработчиками и другими аутсорсерами. Многие из них не испытывают никакого желания получить банковский перевод через два дня после окончания работы, иных это может даже испугать. Большинство таких "подрядов" традиционно выполняется за электронную валюту.

Электронные деньги интересны не только покупателям, но и продавцам. Петр Дарахвелидзе, директор по развитию WebMoney, в качестве основного преимущества электронных денег перед банковскими переводами называет безотзывность транзакций. Объясняя проще: если клиент расплачивается online за "шредер", а потом отзывает платеж, то деньги ему, скорее всего, вернутся. Но и "шредер" у него при этом заберут.  А что делать в ситуации, если по карте конкретного банка приобретено программное обеспечение? Покупателю ничего не стоит запросто скопировать его, а затем попросить продавца вернуть деньги под предлогом "передумал" или "не подошло". В результате: недобросовестный клиент получил услугу бесплатно, продавец лишился денег, а в довесок получил штрафы от платежной системы. Такая ситуация никому не понравится. 

В PayPal, как признался его официальный представитель, в отделе антифрода работает 800 человек, в Softkey – десятки человек. Для продавца проще подключиться к электронным деньгам, где платеж безотзывен, нежели постоянно рисковать. Единственная проблема, которую обозначила WebMoney в этом поле – жалобы от таких компаний как Skype и Rapidshare, торгующих достаточно ликвидным товаром, на то, что мошенники, оплачивая ворованными картами их услуги, пытаются потом продать их за электронную наличность.

Резюмируя плюсы работы с электронными деньгами для банка, мы вспоминаем про завсегдатаев online-игр, отшельников социальных сетей, покупателей и продавцов программного обеспечения и другого нематериального товара. Вопрос всплывает сам собой: а нужны ли банкам такие клиенты? Банкам, которые так заботятся о своем статусе и чистоплотности? Иногда кажется, они просто брезгуют такими областями как электронная коммерция.

Представитель Промсвязьбанка, присутствовавшая на семинаре, задала характеризующий ситуацию вопрос: как система проверяет своих контрагентов? Как убеждается в том, что тот или иной магазин не продает нелицензионный Windows, а тот или иной сайт под видом овец не торгует детской порнографией? Однозначного ответа пока что нет. Сомнительно, что банки доверят WebMoney такую "чистку", но если им самим нужно будет заботиться о подобных вещах – не проще ли самим разработать и платформу?

Бочка меда, ложка дегтя – бочка дегтя, ложка меда. Что ж, утешительной для WebMoney с ее идеями сотрудничества с банками, выглядит статистика по различным способам безналичной оплаты в США. По данным исследовательского центра Федеральной резервной системы, больше других растет сегмент так называемых предоплаченных карт. По сути, этот продукт является американским аналогом того, что в России называется электронными платежными средствами. Для покупки предоплаченной карты не нужно открывать банковский счет, она не нагружена лишней информацией. Это особенно актуально на фоне истерии по поводу утери платежных или персональных данных (так называемого identity theft). Статистика показывает, что в квартал крадут 70 миллионов учетных записей. Один из последних примеров – атака на Sony, когда злоумышленники получили доступ к более чем ста аккаунтам клиентов, содержащих личные данные, в том числе и номера банковских карт.

Сделать однозначный вывод о том, насколько банки заинтересовались технологией выпуска собственных электронных денег, сейчас, пожалуй, все-таки трудно и преждевременно. Да и другие российские ЭПС ничего подобного банкам предлагать не собираются. Поэтому вопрос выбора не стоит. Может быть это только до тех пор, пока как такового спроса еще просто нет? Представители WebMoney уверены, что спрос должен быть, а значит его нужно стимулировать.       
     
Однака в WebMoney прекрасно понимают, что нашим "неповоротливым" банкам потребуется немало времени для того, чтобы переварить полученную информацию, просчитать возможные риски и сделать все необходимые выкладки, прежде чем принять предложение. Хочется думать, что ведущий игрок на рынке интернет-платежей Рунета все-же сумел привести для этого максимум убедительных доводов. Вместе с тем не исключено и то, что сегодняшнее мероприятие может стать не единственным, судя по количеству посетителей семинара.

Как бы там ни было, но из 30-и присутствовавших на мероприятии банкиров, на вопрос "кто знает закон "О национальной платежной системе", подняли руку разве что две трети. Их осторожность можно понять: WebMoney так и не раскрыли окончательную стоимость своей технологии. Брать с купившего технологию банка 0,2% от его оборота по ЭДС (электронным денежным средствам) - это, по всей видимости, только "абонплата". А вот во что обойдется покупка самого решения и его внедрение - пока загадка. Для мелких банков это могут быть непосильные инвестиции. Крупные же банки прощупывают почву осторожно, критически подходя ко всему, что льется в их внимательные уши. Их кошельки – заветная цель новаторов и только время покажет, кто первым сдастся.

http://moneynews.ru/Article/15601/



Теги: