Автор Тема: Смотрим на российский опыт  (Прочитано 25938 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 81600
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Есть вопросы? Пишите в личку
    • Награды
Смотрим на российский опыт
« : 23, Мая 2010, Воскресенье, 08:20:32 am »
Yota меняет шило на мыло. Оператор переходит с WiMax на LTE
 
Новость о том, что «Скартел» (торговая марка Yota) собирается перейти с технологии WiMax на LTE, прозвучала громом среди ясного неба. До сегодняшнего дня именно наличие на рынке двух WiMax-операторов, – «Йоты» и «Комстар-ОТС»  – вселяло сомнения в скорой победе технологии LTE в России. Все те, кто проживал в зоне покрытия этих сетей и кому нужен был действительно высокоскоростной беспроводной доступ в интернет, уже подключились к одному из этих двух операторов. Было совершенно непонятно, кто и зачем будет отказываться от уже имеющегося абонентского оборудования, чтобы переключиться на другую технологию. Правда, «Комстар», по всему судя, будет вскорости поглощен МТС, которая собирается запустить сеть LTE, и проект «Комстар-WiMax», видимо, ожидает скорое закрытие. Так что «Йота» с ее более чем 500 000 уже имеющихся пользователей в гордом одиночестве оставалась на переднем крае борьбы двух беспроводных технологий.

Когда запускались WiMax-проекты «Йоты» и «Комстара», много красивых песен пелось о преимуществах высоких скоростей беспроводного доступа, новом поколении технологий и тому подобной лабуде. Сегодняшние песни «Йоты» очень и очень напоминают тогдашние: речь идет о «перспективном стандарте», о том, что «крупнейшие мировые операторы и производители устройств сделали свой выбор в пользу стандарта LTE», и так далее. Из всего этого пиар-шума совершенно невозможно вычленить ответы на действительно интересные вопросы: например, насколько велика в этой битве технологий роль регулирующей руки государства, как обстоят дела с лицензированием и выделением частот, насколько на все эти процессы влияют лоббисты ведущих вендоров и т.п.

Но не так уж все радужно: «Скартел» подключил полмиллиона юзеров, заставил их приобрести заточенное под компанию железо, договорился с производителями нетбуков о том, чтобы устанавливать у них на борту подключенные WiMax-модули, – а теперь пускай пользователи покупают новое железо, работающее по другой технологии? Нет-нет, уже существующие WiMax-сети останутся и даже будут развиваться. Только вот с безроуминговой моделью ничего не выйдет: устройства WiMax не будут работать в сетях LTE и наоборот. А на строительство сетей LTE, меж тем, компания потратит еще $100 млн... В общем, странностей хватает.

Но на этом интересное не заканчивается. Когда сеть «Йота» только-только запускалась, были анонсированы тарифные планы чудовищной дешевизны. Они, конечно же, были заметно дороже по сравнению с ценами на проводной доступ, но для беспроводной безлимитки выглядели просто подарком. Неудивительно, что в день запуска услуги в коммерческую эксплуатацию сеть попросту легла, не сумев справиться с наплывом пользователей.

Чудес на свете не бывает, и законов сохранения никто не отменял. Для того, чтобы обеспечить высокую скорость передачи данных по радиоканалу, необходимо выделить под этот канал достаточно большой диапазон частот. А радиочастоты – ресурс ограниченный и невозобновляемый. И, как любой дефицит, стоят дорого. Стоимость же минимального месячного тарифного плана «Йоты» – 500 руб./мес., – сравнима с расценками проводных операторов. Но перед теми проблема дефицита не стоит: если пропускная способность оптоволоконного канала недостаточна, можно заменить оконечное оборудование, задействовать резервную пару в кабеле или, в конце концов, проложить еще один кабель. А вот с радиодоступом и частотами так не получится.

В результате, имеющийся у оператора ресурс оказался перепродан. Это с неизбежностью следовало из бизнес-модели с таким ценообразованием. И честного «анлима» не получилось. Мало того, что «Йота» автоматически снижает приоритет юзерам, создающим на сеть значительную нагрузку, – так, что скачать «гигазы варезов» не получится, – с постоянными проблемами сталкиваются даже те юзеры, кто пользуется услугой только для почты и веб-серфинга. Особая прелесть состоит в том, что единственный конкурент «Скартела», проект «Комстар-WiMax», тарифицирует предоставляемые услуги по трафику, так что все халявщики перебежали в «Йоту», создав дополнительную избыточную нагрузку на сеть.

Попытки декларировать дешевый «анлим» и продать его больше, чем позволяют технические возможности, случались и раньше. Тут пионером на российском рынке в 1997–1998 годах выступила компания «ПТТ-Телепорт», продававшая неограниченный коммутируемый доступ по $40/мес., – для той поры беспрецедентно низкая цена. Дозвониться до ее модемных пулов было невозможно, ругань в форумах стояла многоэтажная, но падкие до халявы хомячки продолжали ломиться и создавать нагрузку. Нечто подобное впоследствии повторила «МТУ-Интел» при выводе на рынок безлимитного «Стрима». Безлимитным он был только на вывеске: в оферте мелкими буквами говорилось, что при превышении лимита потребления трафика весь «анлим» тут же мгновенно завершится.

Так что вопрос о том, какова будет тарифная политика в LTE-сетях «Йоты», представляет немалый интерес. Ведь эфирный ресурс остается дорогим и дефицитным и в случае с LTE, – со всеми вытекающими. И LTEшные дешевые «анлимы» точно так же окажутся перепроданными и тормозными, как и WiMax'овые.

На этот вопрос в «Скартеле» мне ответили лаконично: «Изменение технологии на тарифную политику Yota не влияет». Так что можно спать спокойно. Революций не будет.
 
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям
Здесь могла бы ваша реклама


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 81600
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Есть вопросы? Пишите в личку
    • Награды
Re: Смотрим на российский опыт
« Ответ #1 : 24, Мая 2010, Понедельник, 08:18:57 am »
Yota завлекает инвесторов. Запуск LTE может обернуться для «Скартела» продажей контрольного пакета
 
Компании «Скартел», объявившей об амбициозных планах по созданию сети связи четвертого поколения в России, могут понадобиться средства на дальнейшее развитие собственного бизнеса. Как стало известно РБК daily, оператор готов продать контрольный пакет собст­венных акций стороннему инвестору. Соответствующее предложение поступило «ВымпелКому».

О том, что компания «Скартел», работающая под брендом Yota, ищет покупателя на контрольный пакет собственных акций, РБК daily рассказали топ-менеджеры двух крупных операторов. По их словам, с соответст­вующим предложением компания уже обращалась к нескольким крупным телекоммуникационным компаниям, в том числе к «ВымпелКому». Источник в «ВымпелКоме» это подтверждает, поясняя, что переговоры проводились несколько месяцев назад. Однако он оговаривается, что «до обсуждения деталей сделки дело не дошло», так как на момент обсуждения «Скартел» рассматривался исключительно как нишевый проект и был малоинтересен оператору.

В пресс-службе «Скартела» информацию о переговорах РБК daily не подтвердили, сославшись на то, что «не комментируют рыночные слухи». Официальные представители «ВымпелКома» комментировать переговоры отказались. «Мы не исключаем покупок в тех случаях, когда они экономически оправданы и являются предпочтительным вариантом в контексте текущей рыночной и конкурентной ситуации в конкретных регионах», — говорит пресс-секретарь компании Анна Айбашева. По ее словам, LTE — технология эволюционная, «и экономически целесообразнее было бы провести апгрейд существующих 2G- и 3G-сетей до LTE». Это позволило бы развернуть сети LTE с минимальными издержками и в сжатые сроки по сравнению со стартапами операторов, не имеющих мобильных сетей федерального масштаба, говорит г-жа Айбашева. Она добавляет, что «ВымпелКом» ждет финального решения регулятора по поводу возможностей развертывания сети LTE.

Собеседники РБК daily поясняют, что на поиски инвесторов компания была вынуждена пойти «из-за нехватки средств на дальнейшее развитие сети». «Особенность модели развития сети Yota состоит в том, что строительство ее сетей требует больших инвестиций: это объясняется необходимостью довольно плотного насаждения базовых станций», — поясняет один из источников. «Переход сети Yota к развитию стандарта LTE (об этом компания сообщила в пятницу. — РБК daily) может свидетельствовать о том, что сам оператор признает прежнюю бизнес-модель несостоятельной. Кроме того, это говорит о желании привлечь к себе внимание операторов «большой тройки», которые пока не имеют доступа к частотному ресурсу для развития стандарта 4G», — считает источник в одном из операторов.

Потенциальным покупателем компании мог бы стать «Связьинвест»: такая схема выглядела бы логичной, учитывая, что госхолдинг заключил партнерское соглашение с акционером оператора — госкорпорацией «Ростехнологии» (владеет 25,1% «Скартела»). Однако несколько источников в менеджменте госхолдинга и в совете директоров рассказывали РБК daily, что актив пока рассматривается компанией как нишевый и малопривлекательный.


Мобильный WiMAX пока остается нишевой технологией, привлекательной для тех регионов, где фиксированный широкополосный доступ недоступен или слишком дорог, считает аналитик Frost & Sullivan Татьяна Толмачева. Она говорит, что у «Скартела» есть «окно возможностей» для дальнейшего развития до того момента, как «большая тройка» начнет развертывание сетей стандарта LTE. «Причем уже сейчас очевидно, что развертывание скорее всего произойдет достаточно скоро. Самостоятельно выйти на рынок LTE «Скартелу» будет сложно, так как он еще не «отбил» инвестиции, вложенные в сеть WiMAX, и строительство сети LTE на собственные средства на тех же частотах выглядит неоднозначным решением. Поиск стратегического, более крупного партнера кажется более вероятным вариантом. Сейчас «Скартел» очень агрессивно набирает абонбазу в регионах, возможно, это делается в том числе и для того, чтобы продать пакет в компании дороже», — предполагает г-жа Толмачева.

По оценке ИК «Велес Капитал», стоимость компании может составить «максимум 500 млн долл.». «Однако эта сумма не учитывает долга компании, который публично никогда прежде не озвучивался», — уточняет аналитик ИК «Велес Капитал» Илья Федотов. Аналитик Газпромбанка Анна Курбатова считает, что стоимость «Скартела», если оценивать компанию в нынешнем ее виде», будет выглядеть «весьма скромно». «Несмотря на значительные вложения на уровне нескольких сотен миллионов долларов в строительство сети («Скартел» инвестировал в строительство сети WiMAX около 500 млн долл. — РБК daily), компанию трудно оценивать в соответствии с этим объемом инвестиций. Ведь бизнес еще не вышел на уровень окупаемости. Поэтому вполне возможно, что цена на актив может быть дана покупателем с учетом дальнейших капзатрат на строительство сети», — говорит Анна Курбатова.
Здесь могла бы ваша реклама


Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 81600
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Есть вопросы? Пишите в личку
    • Награды
Здесь могла бы ваша реклама

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 81600
  • Репутация: +321/-4
  • Пол: Мужской
  • Есть вопросы? Пишите в личку
    • Награды
Re: Смотрим на российский опыт
« Ответ #3 : 09, Июня 2010, Среда, 13:18:26 pm »
Об убытках Скартела
 
Прелюбопытнейшая статья появилась тут - Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям
там приводятся выкладки по тому, сколько Скартел заработал и сколько потратил. Повторяться не буду, сходите по ссылке. В цифрах плотно не разбирался, если и подтасовка. то сделанная хорошо. Пока склоняюсь к мнению, что цифры вполне реальные.

От себя добавлю в копилку общественных знаний, несколько фактов:

Абонентская база Yota перестала расти, есть огромный отток клиентов, он компенсируется разными ухищрениями. Но добиться роста компании не удалось. 320-340 тысяч абонентов, из них ядро (те, кто платит больше 3 месяцев подряд - меньше половины).

Другой факт. Компания фактически плавно сворачивает инвестиции в WiMax, теперь генеральная линия партии LTE. Поэтому ожидать, что сети будут разворачиваться как ожидалось нельзя, а от поставщиков оборудования уже идут отзывы о том, что сокращают планы по закупкам (прощай улучшение покрытия в существующих сетях в короткие сроки). Сеть никуда не денется, но развитие явно не будет идти огромными темпами.

Любопытный факт. За последние 3 месяца глушилок для подавления сети Скартела в Москве продано около 2000 штук. За предыдущий год всего около 200. Бизнес центры начинают бороться с дешевым интернетом для своих арендодателей (поганцы нереальные, за это надо бить по руками и очень больно).

Светлое будущее Yota в таком раскладе не грозит. Но и твердить о том, что компания умрет через месяц, другой, это явно торопить события. В таком виде компания может существовать годами. Так вспомнилось, да и цифрами захотел поделиться.
 
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям
Здесь могла бы ваша реклама


Теги: