Есть такой бизнес, называется SEO.
Поисковая оптимизация, если по-русски.
Ещё в XX веке обороты этого бизнеса превысили доходы всех поисковиков, вместе взятых, от размещения рекламы.
Сегодня поисковики научились зарабатывать с контекстной рекламы, причём торгуют не только своим инвентарём, но и партнёрским, так что зарабатывают больше оптимизаторов. Но поисковая оптимизация остаётся индустрией с миллиардными оборотами, и нет признаков того, что обороты эти падают по мере роста доходов от прямого размещения контекстных модулей.
Изначально смысл SEO состоял в том, чтобы привести содержимое сайта клиента в соответствие с ожиданиями поисковых машин. Чтобы сайт находился в поиске по тем или иным ключевым словам, по которым ему нужно и хочется быть найденным — за счёт того, что тексты правильно написаны, оформлены, структурированы, аннотированы, в соответствии с открытыми стандартами индексации, которые опубликованы на сайтах поисковиков, и некоторыми тонкими настройками ранжирования, о которых поисковики публично не рассказывают.
Но с тех пор, как алгоритмы сортировки находок по содержимому сайта потеснил пресловутый PageRank (названный так по имени нынешнего гендиректора Google Ларри Пейджа), правила игры изменились. Поисковики начали придавать значение не тому, что написано собственно на страницах индексируемого сайта, а тому, что написано про эти сайты на других ресурсах. Логика была простая: сам про себя ты можешь написать всё, что угодно, это твоя субъективная самооценка, не более того. А значение имеет то, что про тебя рассказывают другие. Желательно — те, чьим мнением ты не властен манипулировать. То есть сайты с высоким собственным весом, по мнению поисковика.
В принципе, правильный подход, и для 1998 года он был очень прогрессивным. Но этот подход рассчитан на некую идеальную ситуацию, в которой все играют честно, и все внешние ссылки на любой ресурс имеют естественное происхождение. К сожалению, с введением такого алгоритма ранжирования гиперссылки стали не только выражением честной рекомендации, но и котируемой в Интернете валютой. А как только нечто виртуальное становится ценностью, тысячи жуликов по всему свету начинают задумываться о подделке. И появилась огромная индустрия фальшивых ссылок, призванных ввести поисковик в заблуждение относительно реальной популярности тех или иных сайтов. Ссылки размещаются на псевдосайтах, которые никакой другой цели не преследуют, кроме накрутки поисковых рейтингов. Попутно эти сайты ещё ссылаются друг на друга, чтобы поднять рейтинг самим себе. Деятели этой индустрии тоже называют себя специалистами в области SEO, но на самом деле речь идёт в чистом виде о фальсификации того параметра, который поисковая машина считает важным. То есть об умышленном обмане.
10 лет назад, когда в Интернет выходили в основном люди, продвинутые в техническом отношении, они, как правило, понимали, что использование таких услуг — моральный выбор. Либо ты играешь в преднамеренное наебалово поисковика (а через него — и потенциального клиента), либо ты эту технологию отвергаешь, и сосредотачиваешься на честных методах поискового продвижения. В то время если некто использовал услуги жулика при продвижении сайтов, то он, как правило, был сам сознательный жулик, считающий такие методы для себя приемлемыми, потому что деньги не пахнут, а не пойман — не вор.
Но уже 5 лет назад ситуация изменилась. В Интернет повалили менеджеры, которые вообще ничего не понимают в принципах функционирования поисковиков, и зачастую даже не догадываются, что у технических решений возможен моральный аспект. Их встречали «эксперты», готовые объяснить, что жульнические способы накрутки собственных рейтингов — это mainstream, что так поступают все, что индустрия накрутки поисковых рейтингов имеет миллиардные обороты... кого все эти аргументы не убеждали, тому объясняли ещё, что даже если он сам хочет остаться белым и пушистым, то не имеет способа принудить к тому же самому всех своих конкурентов, которые как раз охотно пользуются подобными методами, оставляя честных игроков в аутсайдерах. Это уже означало, что менеджер рискует из-за своей щепетильности поставить под удар бизнес всей своей компании. Частный предприниматель мог бы и тут заартачиться, говоря, что честь выше прибыли, но наёмный менеджер, поверивший в невозможность честного продвижения, просто вынужден был сделать выбор между лояльностью к абстрактным гигиеническим правилам и к своему вполне конкретному работодателю. В результате в клиентах у жуликов оказалось изрядное количество нормальных бизнесов, даже не подозревающих, какой туфтой куплено их высокое место в поисковой выдаче. Эти нормальные бизнесы служат для жуликов «живым щитом», и мешают поисковикам применять к спаммерам своих индексов адекватные репрессии. Поисковики регулярно вычищают из базы тысячи спаммерских псевдосайтов, или обнуляют их ссылочный вес, но они практически никогда не удаляют из индекса бизнесы, воспользовавшиеся услугами жуликов. А только такая мера воздействия имела бы реальный отрезвляющий эффект для миллионов простодушных клиентов во всём мире, поддерживающих поисковый спам своим трудовым рублём.
Тем не менее, и сегодня, в конце 2011 года, суровая правда жизни состоит в том, что методики «серой» и «чёрной» оптимизации отнюдь не являются единственно возможным способом обретения популярности в Интернете. Более того, во всех сферах человеческой деятельности (может быть, за исключением пластиковых окон) доминируют не те сайты, которые лучше накручены, а те, которые при продвижении в Интернете используют головной мозг чаще, чем кошелёк. Честность как была, так и осталась оптимальной стратегией, даже если жулики готовы с утра до ночи уверять нас в обратном.Внятный российский пример ресурса, ни разу не использовавшего технологии постановки фиктивных внешних ссылок на свои страницы — Лента.Ру. Глобальный пример — Википедия. У этих проектов отродясь не было бюджетов на SEO. Тем не менее, в поисковой выдаче по любому релевантному запросу их заметки стоят выше любой продукции, накручиваемой силами ссылочных ферм, ботнетов или дорвеев. Тут мне, конечно, сразу скажут, что в мире электронной коммерции всё обстоит иначе, там нет уникального контента, а есть сто магазинов с одинаковым товаром, поэтому честный выигрыш невозможен. Но это, друзья мои, bullshit. Во-первых, на русском рынке интернет-СМИ любая новость в среднем перепечатывается 10 раз. А о важном сюжете одно и то же могут и тысячу раз за день написать. Так что никакой такой уникальности контента, с точки зрения поискового робота, у новостников не бывает. Во-вторых, жуликов хватает и на рынке интернет-СМИ. Поэтому Лента.Ру всю дорогу конкурирует с проектами, которые бесплатно крадут откуда ни попадя контент, а весь бюджет вкладывают как раз в покупку траффика и накрутку поисковых алгоритмов. И ни разу существование этих конкурентов не помешало Ленте.Ру ни расти, ни лидировать, ни рекламу получать, ни в поиске высоко стоять.
Поверьте контент-менеджеру с 15-летним стажем. Сколько бы раз ни изменились поисковые алгоритмы, единственная команда, от которой реально зависит долгосрочный успех выведения сайта в топы по релевантным поисковым запросам — это не сторонний подрядчик, а редакция самого этого сайта, будь он СМИ или интернет-магазин. Глупо делегировать заботу о своей сетевой репутации стороннему специалисту и жить так, как будто бы тебе не надо ничего про это знать, потому что «эксперты» за тебя всё подкрутят.
Реальность, увы, не подкручивается. В реальности можно и раз, и два расплатиться фальшивыми деньгами, не попавшись, но лучше всё же иметь в кармане настоящие. Лучше и для совести, и для бизнеса. Как ни удивительно, в Интернете
умные всегда переигрывают хитрых. А ещё тут стеклянный дом, все ходы записаны. И лучше тут сразу не делать вещей, за которые потом может стать стыдно.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям