Некоторое время назад передовицы западных СМИ пестрели заголовками в стиле „основатель социальной сети Facebook объявил о смерти электронной почты”.Реальность, однако, оказалась более прозаичной. На пресс-конференции в Сан-Франциско Марк Цукерберг объявил о запуске собственного почтового сервиса, добавив, что не думает, что „современной системой обмена сообщениями станет электронная почта”.
Его версия электронной почты объединит возможности имейла, текстового сообщения и записи на странице в Facebook.
Цукерберг — не первый, кто заявил, что электронная почта устарела, и, вероятно, будет не последним.
Традиционный имейл прошел долгий путь с момента первого электронного сообщения, отправленного программистом Рэем Томлинсоном по сети в 1971 году.
Почтенный пенсионерЗначок @ отделил имя пользователя от имени сервера. Сообщения отправлялись с одного компьютера на другой при помощи предшественницы интернета — электронной сети ARPAnet (сеть проводной связи управления перспективных научных работ).
На сегодняшний день электронная почта используется повсеместно. Компания Radicati, занимающаяся исследованиями рынка технологий, прогнозирует, что число имейл-адресов вырастет с 3,1 млрд в 2011 году до 4,1 млрд к 2015.
Сейчас все меньше подростков пользуется электронной почтой, однако не исключено, что они заведут себе почтовые ящики, когда начнут работать.
Насколько велика вероятность, что вскоре создание новых электронных адресов уйдет в прошлое?
Имейл 20 лет спустяСреди тех, чье мнение по данному вопросу можно считать наиболее авторитетным, - Натаниэль Боренстайн, один из создателей протокола многоцелевого расширения электронной почты.
Его творение — интернет-стандарт, определяющий формат присоединенных данных при передаче их по электронной почте. Благодаря ему в интернет-послании можно использовать различные символы, а также можно присоединить вложения, в том числе документы, изображения, видео- и аудиофайлы.
Боренстайн заявляет, что к помощи его протокола ежедневно прибегают около трех миллиардов раз.
„Электронная почта по-прежнему на подъеме”, — говорит он, добавляя, что не видит признаков того, что социальные медиа подминают ее под себя.
„По большей части потому, я полагаю, что они выполняют разные функции, но при этом они также объединены друг с другом. Я считаю, что они образовали симбиоз, и не стал бы их противопоставлять”, — добавляет Боренстайн.
„В настоящее время люди скажут вам, что имейл — это нечто, отправляемое адресату, находящемуся на каком-либо домене. Но 20 лет назад все было совсем не так”, — говорит эксперт.
Он рассказывает, что в то время существовало множество независимых почтовых систем в интернете с разнообразными системами адресации, которые либо не взаимодействовали друг с другом вообще, либо имели сложную систему шлюзов.
„С течением времени люди стали думать, что имейл обладает общей сетевой адресацией, что общая адресация — это хорошо, это не является определяющей характеристикой электронной почты”, — говорит Боренстайн.
А это, в частности, означает, что почтовые системы, подобные той, что намерена создать социальная сеть Facebook, могут также рассматриваться как электронная почта.
«Облачные» технологииПереполненный почтовый ящик вскоре, вероятно, станет анахронизмом благодаря «облачным» сервисам, позволяющим программам-клиентам хранить информацию на внешних вычислительных ресурсах.
„Существует деловые, правовые и технические причины [ограничения размеров почтовых ящиков]”, — заявляет Натаниэль Боренстайн.
С появлением «облачных» технологий отсылка к техническим причинам больше не звучит убедительно, так как в почтовом ящике теперь может поместиться неограниченное число писем.
Сильная сторона социальных медиа, по мнению Боренстайна, в том, что они позволяют пользователям общаться с группой лиц, которую те выбирают сами.
„Они оба [имэйл и социальные сети] очень полезны для бизнеса. Я верю, что социальные медиа будут все больше и больше использоваться в бизнес-целях. Я не думаю, что Facebook или даже Google+ развиваются в верном направлении, хотя пока Google+ лучше справляется с этой задачей”, — говорит эксперт.
„Парадоксально, но, возможно, лучше всех в этом направлении поработал IBM с их LotusLive, который пока так и не получил большой поддержки”, — добавляет Боренстайн (до недавнего времени он сам работал над программным обеспечением для Lotus).
Будущее за социальными медиа?Но не всем будущее электронной почты видится в столь радужном свете, как Натаниэлю Боренстайну.
Ли Брайант, соучредитель крупнейшей в мире консалтинговой компании в области социальных медиа Headshift, полагает, что гегемонии электронной почты в бизнес-коммуникациях приходит конец.
„Когда имейл только появился, это был прекрасный инструмент коммуникации между двумя пользователями, — когда ничего другого не существовало”, — говорит Брайант.
„Я полагаю, мы достигли этапа, когда электронная почта как средство коммуникации слишком перегружена. Думаю, мы увидим, как поведет себя имейл, в данный момент более тяготеющий к обеспечению внутренней коммуникации, при столкновении с конкурирующими инструментами социальных медиа”, — говорит эксперт.
По мнению Брайанта, такими «потоковыми» инструментами являются вики (веб-страницы, которые может редактировать любой авторизовавшийся пользователь), микроблоги и корпоративные социальные сети.
Одной из главных проблем социальных медиа Брайант считает то, что их инструменты более доступны, и даже не участвующие в диалоге пользователи становятся невольными потребителями информации.
Электронная почта такими возможностями не обладает, обеспечивая общение между строго ограниченным числом людей.
„Ты получаешь порцию писем, хранишь их в ящике, тебе приходится перемещать их, удалять или делать что-то с каждым из них. При этом в случае с «потоковыми» инструментами поток информации проходит мимо тебя независимо от того, открываешь ли ты сообщения”, — говорит Брайант.
Но значит ли это, что важная информация пройдет мимо и ее нельзя будет увидеть вновь?
„Спорный вопрос, — говорит Брайант. — Есть масса примеров, что социальные сети оказывались весьма эффективными, в нужное время подбрасывая важные данные или необходимую информацию, которая требовала внимания”.
При этом он полагает, что в ближайшее время электронная почта не исчезнет. „Вы сводите электронную почту к тому, ради чего она была создана — двухсторонней коммуникации”, — считает эксперт.
Развенчание мифаДиректор по поисковым технологиям компании Microsoft Дэйв Коплин, фанат социальных медиа, считает, что новые технологии непрерывно сменяют друг друга.
„Я полагаю, что имейл мертв по отношению к социальным медиа, также как традиционная почта мертва по отношению к электронной”, — подытоживает он.
По мнению Коплина, при появлении новой технологии устаревшая должна покинуть «сцену». В действительности, конечно, все происходит не так.
Он полагает, что развиваются сами способы использования нами технологий.
„Когда у нас была только электронная почта, мы использовали ее для всего”, — говорит эксперт.
„Теперь же у нас есть прекрасный выбор различных видов связи. Радует, что электронная почта начинает использоваться для такого рода коммуникаций, где действительно необходимы предлагаемые имейлом функциональные возможности”, — считает он.
Коплин полагает, что социальным медиа есть чему поучиться у предшественника. „Функциональные возможности электронной почты во многом не слишком хорошо представлены в социальных медиа”, — говорит эксперт.
„Асинхронный характер (имейла) очень важен: возможность прикреплять данные, возможность обеспечить безопасность разговора — все эти функции принципиальны”, — утверждает Колпин.
В будущем он видит конвергенцию средств коммуникации.
„У нас будут универсальные коммуникационные платформы, следовательно, если я буду разговаривать с вами, используя Facebook, Twitter, электронную почту и все, что придет им на смену, диалог будет представлен как одна общая ветвь дискуссии, поэтому будет совершенно неважно, какой канал связи использует пользователь, какую платформу, коммуникация будет продолжаться”, — прогнозирует Колпин.
Но сколь бы радужно ни было нарисованное им будущее, на данный момент, по мнению эксперта, электронная почта — живее всех живых.
„Для меня важно развеять миф, в который многие фанаты социальных медиа заставляют вас верить, что имейл находится на последнем издыхании”, — говорит Коплин.
„Всему свое место — важно понять, какой именно инструмент вам необходим для работы”, — подытоживает эксперт.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям