Социальные сети, уходя в ниши, приобретают черты «клубов по интересам», сообществ пользователей, корпоративных форумов и других ресурсов.
Вчера, в среду, состоялся запуску в Рунете социальной сети «Сфера», которую создавшая ее компания «Цифровые технологии» ориентирует на пользователей iPad и поэтому позиционирует в качестве «элитной». За день до этого стартовала соцсеть «Простор», ориентированная на гостей столицы. Минувшей весной появились «Социальная сеть Network-MMM» для держателей акций пирамиды, Scientbook.com для научных работников, «Татар-иле», целевой аудиторией которой, как нетрудно догадаться, являются татары и т.д. Разработчики активно ищут ниши для разворачивания соцсетей и с переменным успехом их находят.
Компании вдохновляет оглушительный успех Facebook, набравшей 900 миллионов подписчиков. Эта социальная сеть по посещаемости стала ресурсом «номер два» в мире, первое место удерживает поисковая машина Google, по данным компании Alexa. Но повторить успех Facebook вряд ли возможно. Даже Google на рынке массовых социальных сетей это не удалось – подписчиков у Google+ пока существенно меньше (250 миллионов). Однако сети успешно адаптируют к нишевым форматам и, как показывает практика, достигают там определенного успеха.
В качестве «ниши» может быть рынок отдельной страны. Например, в России Facebook по количеству подписчиков на третьем месте (11,9 миллионов по данным ComScore), уступая национальным «Вконтакте» и «Одноклассникам» (40 и 31,5 миллионов, соответственно), о которых за пределами ех-СССР мало кто слышал. Россияне оказались одними из наиболее «социализированных» пользователей – по количеству времени, которое среднестатистический пользователь проводит в соцсетях (10,4 часа в месяц, по данным ComScore), страна входит в тройку мировых лидеров, рунетовцы уступают только израильтянам и аргентинцам, та и то немного (11,1 и 10,7, соответственно). Кроме массовых социальных сетей в Рунете присутствуют и нишевые проекты. Количество локальных проектов, наверное, перевалило за сотню. Кроме массовых «Одноклассников» и «Вконтакте» есть менее известные, но довольно крупные массовые «Мой мир», Futubra и другие, а также нишевые. Среди нишевых открывшаяся «Сфера» далеко не единственная, ранее запущены десятки других, например, для автомобилистов (
www.autokadabra.ru) или для любителей собак (
www.dogster.ru). На локальный рынок претендуют и десятки глобальных соцсетей, имеющие русскоязычный интерфейс – например, Cafe4tune, Dudu и т.д.
Общая проблема социальных сетей – как массовых, так и нишевых – монетизация. Даже Facebook со своей колоссальной аудиторией заработал в прошлом году 3,7 миллиарда долларов, чистая прибыль же составила миллиард. Цифры немалые, но с учетом аудитории не поражающая воображение: каждый подписчик принес компании менее четырех долларов. По данным журнала Forbes, выручка «Вконтакте» за 2011 год составила 152 миллиона долларов, то есть и в этом случае доход с пользователя не дотягивает до четырех долларов. Решение проблем монетизации может быть все в тех же нишах, но более узких, чем национальные рынки.
«Нишевыми» могут быть соцсети, ориентированные на решение конкретных задач. Вчера, в среду, Microsoft объявила о покупке компании Yammer, оператора корпоративных социальных сетей. Вместе с Yammer была куплена абонентская компания из двухсот тысяч компаний и пяти миллионов пользователей. Как видно, многие компании активно используют соцсети для внутрикорпоративных коммуникаций.
Другой пример «нишевой» соцсети – запущенная на этой неделе Zynga with Friends, запущенная разработчиком казуальных игр компанией Zynga. Наличие такой платформы для общения будет, по замыслу разработчиков, способствовать повышению популярности отдельных игр и бренда в целом. О своем решении запустить социальную сеть заявила компания Nintendo, производящая игровые приставки.
Возможно, уже в этом году станет очевидно, что основные доходы от соцсетей идут или грандам рынка, или нашедшим применение этому формату для утилитарных задач. Остальные же соцсети если и выживут, то будут довольствоваться лишь крохами с барского стола.
©