Быль...
Вербовка и знакомство с новой профессией
Когда я был студентом, одна из моих знакомых писала диссертацию про влияние интернета и работу ботов. В процессе сбора материалов, она каким-то невероятным образом вышла на компанию, которая работала на Ахметова и занималась «ботоводством» в интернете. Компания была международная — сегодня они работали в Беларуси, завтра в Украине, послезавтра в России или еще где-то. И они предложили мне подработку на $150 в месяц.
Я не видел никого из них лично и не знаю имен и фамилий. Я несколько раз общался с ними по телефону, знаю, что их офис находился в бизнес-центре «Олимпийский», а деньги мне передавали через мою знакомую. Догадываюсь, что это был некий семейный подряд, потому что спустя какое-то время у проекта сменился шеф и им стал сын нашего прежнего начальника по имени Тимур. Кстати, «Олимпийский» — очень популярное место в среде «ботоводов» и, насколько мне известно, многие интернет-компании, которые занимаются ботами, сидят там.
Наша команда состояла из восьми человек и мы знали друг друга только по именам. Однажды, нам пришла в голову смешная идея устроить корпоратив, но потом мы поняли, насколько это нелепо. Уже тогда мы понимали, что занимаемся не очень хорошими вещами, которые портят наше интернет-общество.
Суть работы
Раз в день нам приходила рассылка со списком ссылок на статьи, которые нужно было комментировать, и тезисами, которые нужно вложить в голову обывателю. Нам сообщили, что мы теперь работаем на Ахметова, и нашим профилем станет металлургия и угольная промышленность. Каждая ссылка выделялась определенным цветом — зеленым или желтым. Зеленые линки были самыми важными, и их нужно было мониторить весь день. Желтый цвет означал обычный приоритет — по этим ссылкам нужно было следить за комментариями и отвечать в случае какого-то негатива в нашу сторону.
Для координации работы мы использовали Skype-чат, где договаривались о совместных действиях. Например, устраивали взаимные перепалки, разыгрывали сценки и всячески разводили народ. Я писал своим «коллегам» — «ребята, работаем там и там, я пишу комментарий и погнали». И после этого 3-4 человека устраивали разнос в комментариях. По популярному мариупольскому сайту 0629.com.ua могу сказать, что там было не меньше 50% ботов в комментариях. На YouTube-трансляциях и разных онлайн-чатах их было еще больше — там нельзя было идентифицировать комментатора и мы отрывались по полной. Доходило до того, что я заходил под несколькими аккаунтами одновременно и говорил сам с собой. У нас практически не было цензуры и нам было разрешено все, кроме личных оскорблений и «засвета».
Нормы и отчеты
У нас была недельная норма — 250 комментариев с человека. Лично я старался оставлять не меньше 50 комментариев в день. Каждый комментарий я «скринил» и этот скриншот вставлял в еженедельный отчет. Самые большие проблемы у нас были на сайтах с предварительной модерацией комментариев — во-первых, я не мог нормально сделать скрин для отчета, во-вторых, грамотный модератор мог распознать бота.
Раз в месяц нам отправляли документы с указаниями, как лучше манипулировать мнением людей. Мы, в свою очередь, старались писать осмысленные и длинные комментарии, потому что им уделяют больше внимания и они собирают больше ответов. Короткие реплики в стиле «лол што» или личные оскорбления никому не интересны и не провоцируют людей на дискуссии.
Помимо нас, PR-компанией занимался специальный аналитик, который мониторил ключевые сайты и отправляли нам ссылки и список тезисов. Иногда нам присылали по 50-100 линков в день, но было такое, что приходило и по 3-4. Первое время наши комментарии оценивали по «лайкам» от других пользователей, но быстро отказались от этой идеи, потому что мы научились накручивать эти «лайки» с помощью программ, меняющих IP-адрес.
«Виртуалы» и уход за ними
У меня было по несколько ботов в ключевых соцсетях — Facebook, «ВКонтакте», Twitter, «Одноклассники» и Livejournal. Мы сами создавали такие страницы — заходили в соцсеть, находили друзей друзей, брали у них фотографию, придумывали историю — и готово. Поначалу у нас не было опыта и нас часто «палили». Однажды в одной из групп «ВКонтакте» местные активисты выложили список всех моих виртуалов с призывом им не верить, но я как-то умудрился выкрутиться.
У нас были определенные обязательства по уходу за страницей — нужно было делать репосты, поддерживать страницу, «лайкать» посты других людей и так далее. Но нам было лень всем этим заниматься и мы просто делали репосты популярных материалов.