Люди в Украине потребляют сумасшедшее количество минут, – новый глава КиевстараНовый глава компании Киевстар Александр Комаров поражается скоростью, с которой украинцы осваивают связь формата 4G, и рассказывает о том, будет ли качественней 3G. А еще он признается: мобильный оператор собирает о своих клиентах слишком много пока еще мало кому нужных данных.
В середине лета компания Киевстар – крупнейший отечественный телеком-оператор, принадлежащий международной группе VEON, - провела спецоперацию: вернула Украине бывшего киевлянина.
Знаковости этому событию придает тот факт, что речь идет о смене руководителя компании: на место Петра Чернышова пришел Александр Комаров.
Он родился, учился и работал когда-то в столице Украины, уехал в Среднюю Азию, а теперь вернулся, чтобы совмещать нынешнюю должность главы мобильного оператора Beeline Казахстан (также принадлежит VEON) с позицией топ-менеджера Киевстара.
Сам Комаров надеется, что подобное совместительство будет недолгим: отдельного руководителя назначат либо в Украину, либо в Казахстан.
А вот акционеры Киевстара надеются, что Комаров сумеет развить дело, начатое Чернышевым.
В 2014-м, когда последний пришел в компанию, ее доходы падали, а доля рынка снижалась. Комарову же досталась структура, находящаяся на подъеме: число абонентов – 26,5 млн человек, что почти на 6 млн больше, чем у ближайшего конкурента. Выручка в 2017-м выросла на 10,6% - до 16,5 млрд грн, и это тоже №1 для рынка. А прибыль до налогообложения, выплаты банковских процентов и амортизационных отчислений (EBITDA) увеличилась на 18,1%, составив рекордные для Киевстара 9,2 млрд грн.
Правда, как уточнял Чернышов, девальвация гривни привела к тому, что финансовые показатели компании в долларах не слишком впечатляют.
Несмотря на все успехи, руководство группы VEON не стало продлевать сотрудничество с Чернышовым. А регион Евразия, которым он руководил, находясь на должности главного исполнительного директора украинского подразделения, и вовсе решили расформировать.
О том, что сделает в Украине возобновленный киевлянин Комаров, уже приобретший для себя киевстаровскую сим-карту с обычным номером, новый топ-менеджер и рассказал НВ в своем первом украинском интервью.
– О чем вам говорят последние финансовые результаты Киевстара? Предыдущий СЕО очень ими хвалился.- Хвалился… Я бы сказал гордился - очень справедливо и очень заслуженно. У нас 26,5 млн клиентов, а акционеры довольны финансовыми результатами - доходы компании растут ежегодно на уровне 10-12%. В этой ситуации я, как исполняющий обязанности президента Киевстара, прежде всего должен не навредить, а поддержать команду в развитии бизнеса, усилить и ускорить некоторые направления.
– Результаты компании отличные в гривне, а вот в долларах – нет. Что делать?- Ничего. Я отдаю должное акционерам, которые решили измерять наш результат в национальной валюте. Наша отчетность – в гривне, наши цели – в гривне, система мотивации сотрудников привязана к национальной валюте.
Я думаю, что это неизбежное следствие того, что наша компания решила сфокусироваться на развивающихся рынках. У этой стратегии есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, на развивающихся рынках темпы роста и маржинальность [прибыльность] выше, чем на развитых. С другой - есть высокие валютные риски.
- Как соотносится работа Киевстара с тем, что происходит на глобальном уровне в VEON?- Стратегически мы полностью синхронизированы. Есть задачи расти как в традиционном бизнесе (за счет роста дохода от передач данных), так и в новых доходах, сохраняя или повышая эффективность бизнеса, прежде всего через цифровизацию внутренних процессов и клиентского опыта.
Например, в Казахстане есть так называемая Sim Tracking System, которая позволяет отслеживать жизненный цикл каждой карты от склада до клиентского устройства. Мы видим доход, прибыль и время жизни сим-карты в каждом канале, в каждой точке. И на основании этих данных начинаем управлять своим ресурсом.
В Казахстане на сегодня торговый агент не думает, куда ему ехать: утром в его смартфон загружается онлайн-маршрут, по которому он следует с конкретной задачей в каждой точке.
- Мобильный оператор собирает много данных. А как вы ими распоряжаетесь? Можете предсказать, какие продукты и сервисы будут нужны вашим клиентам?Да, у нас действительно много неперсонализированных данных - когда мы понимаем, как себя ведут группы клиентов (ведь более 90% наших абонентов – это анонимные пользователи). Мы можем создать портрет клиента и на его основе подсказать характеристики потенциальных пользователей нашего или другого продукта, и эффективно коммуницировать с ним через наши же каналы.
Идея состоит в том, чтобы делать это предиктивно [наперед] и автоматически. Это подразумевает процесс machine learning [машинного самообучения]. Масштаб таких операций пока невелик. Но мы, например, уже можем предсказать, когда клиент планирует менять свое устройство. И можем наперед автоматически предложить клиенту новые устройств того бренда, которым он пользовался. Это часть того, что называется marketing of one или «маркетинг одного». Но нам всем еще предстоит пройти долгий путь. Пока же мы будем апеллировать к микросегментам абонентов, а не к конкретному потребителю.
– Банки покупают у вас информацию? Вы им даете данные для формирования кредитной истории?- Они покупают у нас данные о клиенте, который дал свое добро на то, чтобы его верифицировали и выставили определенный балл на основании истории его платежей и поведения как мобильного клиента. Мы не передаем персональную информацию. Просто выставляем балл. Это позволяет банкам уточнить свою оценку риска по клиенту и снизить угрозу невозвращения долга или мошенничества.
– А какую информацию о клиентах вы отслеживаете или способны отследить?- Во-первых, мы не отслеживаем информацию о клиенте. Персональная информация может быть предоставлена только по решению суда. Мы оперируем громадными объемами. Например, в среднем в Киевстаре мы обрабатываем 3 млрд событий в сутки и тысячи запросов в секунду. Анализ больших данных открывает абсолютно новые возможности в понимании портрета и поведения нашего клиента.
Перед нами стоит другая задача – предиктивное моделирование, которое подскажет, какой продукт или услугу клиент может захотеть в ближайшем будущем. Но пока до конца даже не понимаем всей глубины этой информации. Мы опосредованно можем создать портрет клиента. И собственную кредитную историю. Мы видим, кто путешествует за границу, звонит ли он оттуда, знаем географию его перемещения. Данных море, но рынка для них нет.
Пока потенциал их использования внутри компании выше, чем за пределами. Мы, например, используем эти данные для улучшения клиентского опыта, для продажи новых востребованных услуг, для определения географии наших инвестиций. Все наши вложения в базовые станции мы принимаем на основании тепловых карт, где собираются такие параметры, как качество услуг, доход и другие.
Но это только половина истории. Следующий шаг – определить, где возникнут проблемы в будущем, и работать проактивно.
Другой пример – услуга «доверительный платеж», которая действует в Казахстане. Фактически это микрокредит – иногда клиенту даются деньги или услуги для того, чтобы оставаться на связи. Старая услуга, которую мы начали недавно делать на основании анализа больших данных, - и сразу повысили уровень выдачи таких микрокредитов, понизив плохую задолженность.
– В Украине многие ждали запуска 4G. Уже прошло некоторое время с момента старта четвертого поколения, каковы результаты?- Я, в принципе, впечатлен: Украина была технологической провинцией Европы – и вот такой прорыв за несколько лет.
У позднего запуска есть и свои плюсы. Меня, например, впечатляют темпы, с которыми страна наверстывает отставание. Если в Казахстане 3G и 4G запускались на фазах, когда рынок еще был к этому не совсем готов, то в Украине 3G уже запустился на настолько подготовленном рынке, что люди практически мгновенно стали пользоваться этой услугой. И сегодня 50% наших клиентов – пользователи мобильного интернета. Это сумасшедшее достижение. И то же самое сейчас я вижу в 4G. Уровень проникновения устройств достаточно высокий: половина всех смартфонов готовы к 4G.
Киевстар покроет связью четвертого поколения территорию, на которой проживает более половины населения страны, менее чем за год существования 4G в Украине. И планка, о которой мы сейчас говорим на 2019 год,– это покрыть территорию, на которой проживает 75% населения. К примеру, в Казахстане мы запустились в 2016-м, и только в этом году выйдем на 54-55% населения.
- А по доходам?- Они тоже отображаются. Доходы компании выросли больше чем на 11% год к году. Это очень хорошо.
- Но это же не из-за 4G?- Это во многом за счет доходов от передачи данных.
На самом деле доходы от традиционных услуг практически не растут. Люди в Украине как потребляли сумасшедшее количество минут, так и потребляют (за второй квартал среднее потребление – 580 минут на абонента). Единственный большой растущий источник доходов – это передача данных. Уже на сегодняшний день в Киевстаре он формирует 35% дохода.
- 5G-стандарт вообще возможен в Украине в ближайшее время?– Мы еще 4G не освоили. Пока и клиентов нет, и устройств. Их нет нигде.
Более того, есть теория о том, что полноценный 5G в национальном масштабе не по карману ни одному оператору, тем более в такой стране, как Украина, с таким низким доходом с абонента (средний показатель – 52 грн). Сейчас у государства даже не может быть стратегии: никто еще не садился за стол переговоров с операторами, не обсуждал возможные частотные диапазоны и их стоимость – в этом нет рыночной и технологической необходимости.
Но это одна сторона медали. Есть вторая – можно пойти по эволюционному пути. Когда в сети 4G при достаточной ширине спектра можно будет разгоняться до скорости одного гигабита в секунду, мы понемногу будем высвобождать частоты от устаревших стандартов, двигаясь в сторону 5G.
Но мы будем вести диалоги с регулятором для того, чтобы понять: каким он хочет видеть 5G и в какие сроки? – Есть простой вопрос, который задавал телеком-гигантам даже премьер Украины: почему после внедрения 4G ухудшилось качество связи?
Я попытаюсь ответить комплексно. Во-первых, качество для нас – это святое. Во-вторых, качество – очень субъективное понятие. Вряд ли абонент измеряет 100 показателей сети, - он и не должен, это мы делаем, причем как на сети, так и на уровне абонента.
У нас может быть очень хорошая связь, но пришло лето, выехали на дачи – другое восприятие из-за изменения в покрытии: не отвечает сайт – виноват оператор, пошел дождь с градом – влияние на качество.
Мы смотрим на клиентское качество в том числе и по интегральному показателю NPS (Net Promoter Score). У нас NPS по результатам 2017 года – 25: это очень хороший показатель и лучший среди операторов Украины.
При этом часто клиенты списывают проблемы с интернетом на мобильного оператора, а не на поставщика контента.
– С интернетом понятно. Но почему голосовая связь ухудшилась?- Наверное, основная причина – это так называемый рефарминг. В рамках запуска 4G операторы обмениваются частотами и перенастраивают свои станции. Когда мы говорим о технологии 3G, то спектр частот, который вы отдаете на нее, абсолютно влияет на радиус действия этой сети. Загрузка влияет на радиус действия.
И [это мы сейчас] не останавливаемся на такой живой теме, как unlimited-пакеты – это смертоубийство для мобильной сети: у нас были некоторые замечательные клиенты, которые через нашу сим-карту содержали интернет-кафе.
Все банально: в 3G чем выше нагрузка, тем меньше радиус обслуживания. И дальше у вас получается запуск безлимита как ответ на конкурентные действия или необходимость находиться в рынке. У вас возрастает потребление: у Киевстар - 140% рост потребления data.
А рост доходов компании - 11%, где-то на уровне инфляции, даже ниже. То есть эта история долгосрочно немножко в никуда.
- Это временная история?В каких-то элементах она временная, ведь технологическая эволюция продолжается, и параметры сети улучшаются. Технари всегда будут что-то подстраивать. Кроме того, нужно будет постоянно балансировать между интересами 3G и 4G-сетей. Ну и, наконец, нагрузка будет постоянно расти. Часть факторов, ухудшающих связь, уйдет, но могут появиться новые.
Пять вопросов Александру КомаровуВаша самая дорогая покупка за последние 10 лет?Это не совсем покупка, а очень дорогое приобретение жизненного и строительного опыта во время стройки дома.
Поездка, которая произвела на вас неизгладимое впечатление?Поездка на Камчатку.
На чем вы передвигаетесь по городу?Служебный автомобиль, UBER и Яндекс-такси.
Поступок в вашей жизни, за который вам до сих пор стыдно?Это было в детском садике, и мне до сих пор стыдно.
Чего или кого вы боитесь?Потерять здравый смысл. В корпоративных реалиях это достаточно просто.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям