МТС жестко раскритиковала маркетинговую политику Apple в России, назвав цены на продукцию завышенными и заявив об искусственных ограничениях в продвижении iPhone на российском рынке.По открытой связиПартнеры крайне редко критикуют поставщика в прессе, но сейчас произошло именно это. Вице-президент МТС по маркетингу
Василь Лацанич в интервью Bloomberg обрушился на ценовую политику Apple в России. Также топ-менеджер сотовой связи резко отозвался об искусственных ограничениях, накладываемых поставщиком.
Исторически российский рынок был малоинтересен для Apple. Свою долю регионального рынка РФ в общемировых продажах компания никогда не раскрывала. Однако легко предположить, что она крайне скромна: приблизительно 2 миллионов iPhone на руках у россиян — то есть их общее количество, которое по оценкам «Евросети», было продано в России за все время —
не составляют и 10% свежих квартальных продаж смартфонов Apple в мире.Неудивительно, что еще в те времена, когда Apple поставлял только компьютеры, право представлять компанию на российском рынке получали не самые успешные фирмы, уходившие с рынка одна за другой. Даже после открытия представительства в России отношение Apple к местному рынку почти не изменилось. Федеральные операторы сотовой связи, крупные международные компании, долго не могли получить права на продажу iPhone. Но, даже подписав контракты, они столкнулись с завышенными ценами и запоздалым стартом официальных продаж (в сравнении с Америкой и Европой). Тим Кук, руководящий Apple после ухода Стива Джобса, признал наличие проблем у компании с продвижением своей продукции на развивающихся рынках, однако не сказал при этом ничего определенного по поводу цен и перспектив их снижения.
Ситуация с «белыми» поставками по официальным каналам провоцировала развитие серого рынка. Apple, продукцию которой покупали независимо от способа ввоза, это не волновало, чего нельзя сказать о локальных партнерах. Но никто до сих пор не делал на этот счет громких заявлений, тем более, в прессе.
Ум за разумОчевидно, оказывая давление на Apple, МТС не боится разгневать своего поставщика. Все-таки российский партнер является сотовым оператором, основной бизнес которого не связан с продажами оборудования. К тому же МТС подготовила собственную программу «смартфонизации» страны.
Рынок российский рынок смартфонов растет быстрыми темпами. По данным МТС, на конец первого квартала 2012 года проникновение «умных телефонов» составляло 15,4%, а согласно прогнозам компании, уже к концу 2014 году показатель достигнет 60%. Шестидесятипроцентное проникновение смартфонов означает, что, по самым скромным подсчетам, в ближайшие два года россияне приобретут не менее 90 миллионов «умных телефонов». Это много даже для Apple, продавшей в прошлом квартале 26 миллионов iPhone во всем мире.
А между тем в России iOS-устройства теряют позиции. По данным МТС за первый квартал 2012 года, продажи iPhone через сеть салонов компании составили всего лишь 7,3% в штучном выражении, продукцию Apple обогнали устройства на платформе Windows Phone (7,9%), Samsung Bada (11,3%), Android (35,1%) и Symbian (37,8%).
В таких условиях оператор ставит на android-смартфоны. Одновременно с критикой Apple, Василь Лацанич объявил о развертывании МТС программы «доступных смартфонов», пообещав к сентябрю выпустить на российский рынок массовые android-девайсы под брендом МТС и по цене всего 95 долларов. Напомним, что сейчас нижняя ценовая граница смартфона МТС составляет 120 долларов, а для официально поставленного iPhone 4S — 1000.
Основной бизнес операторов — продажа коммуникационных сервисов. Сегодня пользователь устройства на платформе iOS приносит оператору ежемесячно ARPU в среднем 1200 рублей, а с Android-смартфоном — 949 рублей, по данным «Евросети». Разница не настолько велика, чтобы оператору самостоятельно продвигать iPhone. Оператор может вовсе отказаться от продаж продукции Apple и получать доход с обслуживания iPhone, проданных его абонентам «серыми поставщиками». Может, Apple стоит прислушаться к критике?
©