Сегодня многие в Украине часто сталкиваются с дилеммой: звонить абоненту другого оператора или сэкономить на звонке и связаться с человеком другим способом. Однако мало кто знает, что высокая стоимость на межсетевые вызовы обусловлена так называемой «ставкой интерконнекта» (или MTR, в зарубежной терминологии), то есть стоимостью обслуживания звонка в «чужой» сети.
В Украине в свое время величина этой ставки была предметом бурных и длительных споров, которые часто перерастали в интерконнект-войны, вплоть до отключения сетей. Такие междоусобицы происходили из-за того, что крупные операторы стремились не допустить на рынок новых игроков.
Обладая внушительной абонентской базой, они были заинтересованы в увеличении ставки, ведь чем больше абонентов у оператора, тем больше звонков поступает из других сетей. Чтобы прекратить споры и судебные разбирательства, государство зафиксировало ставку интерконнекта на уровне 36 копеек за одну минуту звонка для всех мобильных операторов Украины.
В итоге это привело к тому, что около 95% трафика оказалось замкнуто внутри сетей операторов. Чтобы решить эту проблему, регулятором рынка телекома было принято решение снизить MTR.
Так, 4 августа 2015 года НКРСИ на своем заседании утвердила обновленные расчетные таксы за услуги пропуска трафика. С 1 октября 2015 года ставка, которую операторы платят за взаимодействие своих сетей, снизится с 36 до 23 копеек. И это, по нашему мнению, является не просто сдвигом на рынке украинского телекома, но и первым шагом к смене его парадигмы.
Сама по себе величина MTR должна определяться себестоимостью обслуживания звонка в сети оператора. При этом чем крупнее оператор и чем больше у него абонентов, тем ниже его затраты по обслуживанию звонка. Согласно расчетам life:), ставка интерконнекта не должна превышать 5 копеек за минуту.
Логично предположить, что для наших конкурентов эта сумма является еще меньшей за счет экономии на масштабе, неравномерного распределения спектра и значительного «клубного эффекта» («замыкание» большей части вызовов в сети одного оператора).
Конечно, никто не говорит о том, что мобильные операторы должны быть альтруистами, предоставляющими свои услуги по минимальным ценам. Однако давайте обратимся к статистике.
В среднем в европейских государствах ставка интерконнекта составляет 21% от средней стоимости минуты, и в принципе не превышает 50% от нее. В Украине средняя стоимость минуты разговора составляет около 8 копеек, а соотношение ставки интерконнекта к средней стоимости минуты – около 450%. Таким образом, очевидно, что ставка завышена, и ее необходимо снижать.
Кто-то может сказать, что от снижения MTR может пострадать бюджет, который, предположительно, недополучит налоги от предоставленных операторами услуг. Но это не так, поскольку терминация вызова сама по себе не добавляет стоимости, а также не облагается налогом в Пенсионный фонд, поэтому поступления от НДС и в ПФ не изменятся. А поступления от налога на прибыль даже увеличатся, так как оператор будет нести меньшие затраты.
Отраслевые регуляторы в европейских странах не зря отказались от высокого MTR и декларируют курс на приведение ставки к уровню или даже ниже себестоимости. Таким образом регуляторы заботятся о благополучии абонента, повышают конкуренцию на рынке и стимулируют эффективность операторов.
Основным негативным последствием завышенной ставки интерконнекта является возникновение так называемого «клубного эффекта»: ситуации, когда большинство людей одного круга общения вынуждены пользоваться услугами одного оператора. Высокая стоимость внешнесетевых звонков не позволяет абоненту сменить оператора, так как разговоры с его кругом общения станут невыгодными.
Это создает определенный барьер для перехода и дает возможность операторам необоснованно повышать стоимость услуг для абонентов, например, увеличивая ежемесячную плату. Наиболее выражен «эффект клуба» в регионах, особенно тех, где доля одного оператора превышает 50% и, как следствие, почти отсутствует конкуренция.
Также замыкание трафика внутри сети провоцирует использование нескольких сим-карт, увеличивая реальные затраты абонентов, поскольку неограниченное общение внутри сети предлагается за фиксированную абонплату.
Стоит ли надеяться на то, что понижение ставки интерконнекта уменьшит стоимость звонков на другие сети, устранит «эффект клуба» и обрушит потребительский ценник? К сожалению, проблему невозможно решить лишь одним снижением ставки.
Это комплексный вопрос. Но сегодня можно сказать однозначно, что снижение ставки – это важный шаг к свободе абонента, который в перспективе получит возможность не задумываться, куда звонить, так как стоимость звонков внутри сети и на другие сети практически сравняется.
В итоге выгоду получат все: в первую очередь, абоненты, которые смогут звонить на любые сети, во вторую – рынок, на котором усилится конкуренция и который получит толчок к росту. И государство, которое еще на шаг продвинется в реформах.