Квартальные результаты МТС лучше всего воспринимаются в сопоставлении с конкурентами. К сожалению, пока не отчитался за 2-ой квартал Киевстар и УРС (наш условный Вымпелком), но кое-какие выводы можно делать уже сейчас.
Смотрим данные по выручке, доле рынка по доходам, марже OIBDA, ARPU. Прежде всего обращает динамика роста доходов. Выручка МТС растёт заметно быстрее, нежели у Астелит, 11,7% против 6,9% год к году. Ещё быстрее растёт ARPU компании: 10,3% против 3,1% по сравнению с 2009 годом и 12,2% против 7,6% по сравнению с предыдущим кварталом. Скорее всего так проявляется исчерпание резервов роста для Астелит при существующих антиконкурентных барьерах и отсутствии внятной стратегии. Прорыв для третьего игрока возможен за счёт MNP, урегулирования ситуации с интерконнектом и появления полноценного первого лица.
Хотя данные по активам Вымпелком пока отсутствуют, едва ли они нас удивят. Тенденция, наглядно обозначенная в разделе "Маржа OIBDA", судя по всему, получит дальнейшее развитие. Лидер рынка будет терять своё преимущество, а всё, что он потеряет, подберут МТС и Астелит. Причём у первого это получается заметно лучше.
И не могу не поделиться интересным наблюдением. За последние полгода как-то очень зримо похорошели сразу несколько знакомых мне сотрудников МТС: посвежели лицом и заметно помолодели. Такого рода вещи не случаются на ровном месте - несколько лет люди выглядели старше своих лет а тут рраз и пяток лет долой.
Наиболее вероятным мне представляется версия о том, что так проявляется результат политики, который с момента назначения придерживается Дубовсков. В двух словах она сводится к тому, чтобы не загонять людей. В последние годы царствования Франке, при Вояцком и Павловском эту коровку пытались всё реже кормить и всё чаще доить. В результате в компании сформировалась специфическая атмосфера, о которой я писал в 2006 году примерно так:
Представители UMC производят впечатление людей более закрытых, сосредоточенных на неукоснительном следовании инструкциям и предписаниям. По мнению опрошенных, сотрудники компании избегают любых ситуаций, выходящих за рамки инструкций и предпочитают выдерживать намного бОльшую дистанцию в общении. В спорных вопросах которыми богата повседневная практика рынка дополнительных услуг, представители UMC не брезгуют указывать провайдерам их «место».
Важный момент, на который обратили внимание сразу трое опрошенных, связан с характерными для компаний механизмами движения информации и принятия решений. В Киевстар менеджеры среднего звена обладают значительной свободой в принятии решений. Фактически, многие успешные начинания были инициированы «снизу». В UMC, насколько можно судить, доминирует альтернативный подход. Инициативы и решения принимаются наверху и спускаются сверху для неукоснительного исполнения. Как выразился один из респондентов, «нет смысла спрашивать, кто именно занимается тем или иным вопросом. В конечном итоге всем занимается сам Вояцкий».
Надо отдать должное Дубовскому, ещё на этапе своего воцарения он осознал эту проблему, избрал правильную стратегию и, кажется, добился таки нужного результата.
Кстати, на пресс-конференции получила подтверждение информация о том, что в МТС возобновился процесс регулярного пересмотра (в сторону повышения) зарплат. Сначала, весной, повысили з/п рядовых сотрудников. Ближе к середине лета свои бонусы получили топы. Всё правильно: если люди достигают поставленные цели, они вправе рассчитывать на пряники. В общем, МТС и Киевстар поменялись местами. Пока лидер рынка переживает болезненный процесс переоценки ценностей, его основной конкурент не спеша набирает темп.
Источник: Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям