В конце III квартала 2011 г. монобрендовая розничная сеть МТС насчитывала 4017 салонов, следует из отчета компании, с которым ознакомились «Ведомости». До сих пор МТС указывала более скромное количество магазинов — в частности, в июне 2011 г. она сообщала о «более чем 2300 салонах». Это собственные салоны МТС, которых и сейчас ненамного больше (в конце сентября — 2392), говорится в нынешнем отчете МТС. Но есть еще 1625 точек (чуть более 40% от всей сети), работающих по франшизе.
Франчайзи-партнеры появились у МТС не вчера: еще в сентябре 2010 г. на их долю приходилось 33,5% всех монобрендовых салонов МТС, следует из отчета. Франчайзинг оправдан в отдаленных регионах России или небольших населенных пунктах, объясняет представитель МТС Валерия Кузьменко: там не всегда целесообразно открывать собственные салоны, иногда эффективнее привлечь местного партнера.
С учетом отгрузок телефонов этим партнерам МТС контролировала в III квартале 2011 г. 15,6% российского рынка мобильных телефонов в натуральном выражении, считает сама компания. Без их учета — 11,9% в натуральном и 10,6% в денежном выражении, в обоих случаях занимая 3-е место в России, оценивает гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Крупнейший продавец мобильных телефонов «Евросеть» контролировала, по оценке Кускова, 32% рынка по количеству устройств и 29% по выручке, «Связной» — 23,9 и 21% соответственно.
Дело в том, что вклад франчайзи в выручку розничной сети МТС невелик. По словам Кузьменко, она зарабатывает, продавая телефоны этим салонам, но те закупают аппараты и через другие каналы. Польза от развития франчайзинга в другом: МТС экономит на открытии собственных салонов (каждый обходится в $25 000-40 000) и с минимальными затратами развивает дополнительные каналы продаж sim-карт и обслуживания абонентов, объясняет Кузьменко. На франчайзинговые магазины приходится около 35% всех новых подключений розничной сети МТС, добавляет она. Всего за первое полугодие 2011 г. МТС продала в России, по данным AC&M-Consulting, 16,3 млн sim-карт. Правда, партнерство с региональными дилерами предполагает для МТС и расходы: помимо вознаграждения за подключение абонентов франчайзи получают фиксированную плату за соблюдение стандартов оформления салонов и обслуживания, говорит Кузьменко, не уточняя ее размер.
Полную выручку своей розничной сети МТС не раскрывает. А ее доходы от продаж телефонов и другого оборудования в первой половине 2011 г. составили 12,3 млрд руб., следует из отчета компании. На границу окупаемости затрат розница МТС вышла в III квартале 2010 г., рассказывал тогдашний президент компании Михаил Шамолин.
У «Евросети» на конец III квартала 2011 г. было в России 4300 собственных и 147 франчайзинговых торговых точек, а кроме них — 450 монобрендовых магазинов «Вымпелкома», которыми ритейлер управляет, говорит представитель «Евросети» Ульяна Смольская. Франчайзинговые магазины она относит к категории обычных региональных дилеров, а отгрузки товаров в такие салоны — к оптовым продажам, которые не включаются в оценку розницы. Маржинальность таких продаж минимальна, добавляет Смольская. «Связной», у которого к концу сентября 2011 г. было 2610 салонов в России, открывает только собственные магазины, сказала представитель компании Елена Ноготкова. Качество услуг в магазинах франчайзингового партнера сложно контролировать, объясняет она.
А вот у «Мегафона» собственных салонов около 1400 — даже меньше, чем франчайзинговых (более 2000). На собственные салоны приходится 20% продаж оборудования, говорит представитель оператора Юлия Дорохина.
«Вымпелком» же считает разделение салонов на собственные и франчайзинговые условным — все они включаются в собственную сеть оператора, сообщил его представитель. В конце II квартала 2011 г. у «Вымпелкома» был 2531 брендированный франчайзи-салон и всего 206 собственных офисов.