Не злите пчёл!
Роман Химич, Netton CG, специально для ProIT // 06.02.2007
Российский «ВымпелКом», владелец 100% ЗАО «Украинские РадиоСистемы» и ТМ Beeline, готовится к бескомпромиссной схватке за место под солнцем на территории Украины. Именно такое впечатление произвел пресс-ланч с участием представителей материнской компании и украинского филиала.
Собственно «Вымпелком» представляли исполнительный вице-президент и генеральный директор по работе с регионами Николай Прянишников и исполнительный вице-президент по развитию бизнеса в странах СНГ, главный технический директор Сергей Авдеев. ЗАО «УРС» было представлено генеральным директором Сергеем Мироновым, зам. генерального директора по коммерческому развитию, коммерческим директором Евгением Малиновским и директором по продажам Русланом Максудовым.
Формальным поводом для мероприятия стало подведение итогов 9-ти месяцев деятельности компании. За время растянувшейся на добрые три часа встречи топ-менеджеры «Вымпелком» затронули множество тем и сюжетов, от успехов первой в СНГ 3Gсети в Таджикистане, до проблем с регулированием рынка телекоммуникаций в Армении. Это было тем проще, что почтившие своим вниманием столицу Украины господа представляют руководство одной из крупнейших в СНГ групп компаний, в которую входят операторы сотовой связи России, Казахстана, Украины, Таджикистана и Узбекистана плюс недавно приобретенные операторы Грузии и Армении.
Тем не менее, целью мероприятия явно были не ликбез и не отчеты о текущих достижениях. Рабочее время менеджеров такого уровня, как Прянишников и Авдеев стоит очень дорого и не расходуется на решение неприоритетных задач. Что же заставило их потратить целый день на поездку в Киев? При этом не просто посвятить общению с журналистами значительную часть своего визита, но уделить им намного больше времени, нежели предполагалось?
Насколько можно судить, посредством этой встречи руководство «Вымпелком» посылает рынку и его участникам совершенно недвусмысленный сигнал о том, что существующие здесь правила игры категорически не устраивают компанию и подлежат пересмотру.
В этом контексте весьма показательной является аналогия, к которой прибег Прянишников, оценивая настоящее положение и желаемые перспективы компании. По его мнению, «УРС» может и должен повторить успех российского «Мегафон», то есть стать третьим в узком кругу по-настоящему общенациональных операторов, за счет тщательно продуманной по-хорошему дерзкой политики отвоевать весомую долю рынка.
Однако нынешнее положение дел на рыке не оставляет «УРС» шансов на это. Антиконкурентные барьеры, которые делают рыночные позиции УМС и «Киевстар» недосягаемыми для новичков, образуют своего рода стеклянный потолок, малозаметный, но непреодолимый. Именно об этот потолок разбили себе голову турки с ТМ life:). В этот же потолок, похоже, уперлись и россияне с ТМ Beeline.
Во время беседы г-н Прянишников не оставил никаких возможностей для домыслов и расхождений. Зло было названо вслух и по имени. И имя ему – дорогой интерконнект. Большую часть всей встречи россияне посвятили развитию тезиса о том, что существующие в Украине условия доступа к сетям доминирующих операторов являются несправедливыми, необоснованными, нерыночными и антиконкурентными.
Источник всех бед тоже не остался без внимания и был поименован с той же прямотой – дуополия, контроль над рынком со стороны двух крупнейших игроков, которые посредством несложных трюков имеют возможность свести на нет любые потуги своих конкурентов.
То, сколько и как – с жаром, энергией, чувством, – г-н Прянишников доказывал украинским журналистам, что так жить нельзя, что дуополия это дорога в никуда и т.д и т.п. убедительно свидетельствовали о миссии его визита. «Вымпелком» не считает нужным терпеть навязанные ему условия. Россияне будут активно искать возможности пересмотреть правила игры в свою пользу.
И их можно понять. На встрече впервые была озвучена ставка интерконнекта, которую вынужден выплачивать «УРС» за доступ к сетям доминирующих операторов – 12 центов за минуту звонка. Это очень, очень много. Для сравнения, у «Астелит» этот ключевой показатель не превышает 10 центов. Именно поэтому в популярных тарифных предложениях life:) звонки в сети других операторов стоят именно 50 копеек. А вот УРС себе таких тарифов позволить не может.
Этот примечательный факт проливает свет на причины, по которым представители УРС, вопреки общепринятой практике, публично выступали с критическими оценками «некоторых участников рынка, которые предоставляют услуги на уровне или ниже себестоимости». Произвол доминирующих операторов в части установления тарифов на интерконнект поставил УРС в наиболее сложное и невыгодное положение по сравнению с другими операторами второго эшелона. В этой ситуации безудержный демпинг со стороны «Астелит», бессмысленный и неэффективный по их оценкам, вызывает у менеджеров УРС раздражение, которое они и не считают нужным скрывать.
Проблема интерконнекта в целом отлично известна менеджменту «Вымпелком» по России и других стран СНГ. По словам Сергея Авдеева, ставки интерконнекта в Украине почти в 4 раза больше, чем в РФ – 12 центов против 3,5-ти. Даже если исходить из величины тарифа, которую в «Вымпелкоме» считают справедливой - 5 центов, - сути дела это не меняет. Без урегулирования этого вопроса компания не сможет завоевать сколь-нибудь существенную долю рынка.
В частности, по их словам физический объем и средневзвешенные расходы на услуги мобильной связи Украине ниже, а эффективные тарифы выше, чем во многих странах СНГ, не говоря уже про рынки стран Юго-Восточной Азии, Индии и Китая. Попросту говоря, украинский рынок мобильной связи в целом один из самых дорогих среди стран с переходной экономикой. Именно поэтому компания считает предметом общественного интереса вопрос о ситуации на рынке мобильной связи, проблему неравенства его участников в том числе.
В остальном же, насколько можно судить, в «Вымпелкоме» вполне удовлетворены результатами, которые демонстрируют «Украинские Радиосистемы».
В частности, компания уверенно продвигается к поставленной материнской компанией цели - достижению операционной рентабельности. Это произойдет до конца 2007, возможно даже летом. По словам г-на Авдеева, такова обычная практика компаний, входящих в группу «Вымпелком». С момента коммерческого запуска новой компании до выхода на точку безубыточности должно проходить не более одного-полутора лет.
Конечно же, это впечатляет. Особенно на фоне очевидного кризиса, который в настоящее время переживает основной соперник «полосатых» - украино-турецкий «Астелит».
Какими бы ни были истинные мотивы вывода «Beeline» на украинский рынок, теперь это не имеет значения. Сами того не чая, россияне оказались гораздо ближе к главному призу в виде майки «третьего национального». С одной стороны, «Астелит» испытывает очевидные трудности в реализации собственной рыночной стратегии. С другой – существует значительное количество пользователей услуг «УМС» и «Киевстар», которые ищут альтернативу обоим гигантам.
В целом, по признаниям топов «Вымпелкома» и «УРС», украинский рынок оказался совершенно отличным от того, с чем они сталкивались ранее. В ходе работы были опровергнуты или подверглись корректировке многие предположения, которые казались им очевидными. Например, оказались несостоятельными надежды на повышенный спрос на услуги компании в русскоязычных областях Востока страны, испытывающих сильное влияние России. В реальности как раз Львовский регион оказался вторым по доходам после Киева с долей 19%. Днепропетровск занял только третье место – 18%
«УРС» собирается активно осваивать самые разные ниши на рынке. В частности, было заявлено о том, что компания ведет переговоры с «Укртелеком» на предмет реализации механизма национального роуминга для абонентов UMTS-сети, которую собирается вводить в эксплуатацию «Укртелеком». Причем предполагается реализовать двусторонний роуминг. По словам г-на Авдеева, это позволит абонентам Beeline при желании и наличии терминалов с поддержкой UMTS регистрироваться в сети «Укртелеком» и пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет эта сеть.
По словам Евгения Малиновского, с недавних пор «УРС» начали приглашать к участию в тендерах на обслуживание как общенациональных, так и региональных компаний. Сами тарифы для контрактных и корпоративных абонентов известны еще с начала осени, теперь же компания приступает к их активному продвижению.
В день, когда состоялась встреча с руководством «Вымпелком», о национкомпания сообщила о начале предоставления услуг EDGE в тестовом режиме жителям Киева и Хмельницкого. В ближайшем времени возможности EDGE станут доступны абонентам сети во всех городах-миллионниках и на большей части территории покрытия Beeline.
Значимыми результатами мероприятия можно считать ясность в том, что руководство группы компаний «Вымпелком»:
довольно результатами, которые удалось достичь на украинском рынке;
Всерьез рассматривают перспективу достижения позиции «третьегального»;
Осознают наличие преград на пути достижения этой задачи, характер этих преград;
Полагают природу этих преград субъективной и уязвимой для систематического организованного влияния;
Активно ищут возможности устранения этих преград.
Весьма примечательны ответы руководителей «Вымпелком» о том, как именно они предполагают решить эту проблему, какие пути выхода из тупика видят. С одной стороны, представители компании дипломатично отказались обсуждать возможность подачи исков в АМКУ и других форм открытой конфронтации с Киевстар и UMC. С другой – заявили о своей готовности щедро делиться имеющимися у них опытом и знаниями из практики самых разных стран, включая регуляторные, конкурентные и прочие аспекты.
Впрочем, было бы странно услышать от них прямое «Иду на вы!» Корпоративные войны планируются в такой же тайне, как и войны настоящие.
P.S. Уже после того, как эта статья была подготовлена и передана для публикации, стало известно о развязывании компанией «Киевстар» полномасштабной ценовой войны. Отныне стоимость минуты при звонках на другие сети в тарифном плане «VIP» составляет всего 35 копеек. Это намного меньше, нежели стоимость интерконнекта для «Украинских Радиосистем». Каким будет ответ УРС – ответный демпинг и работа «в минус», тактика игнорирования подобных выпадов или обращение в АМКУ, - мы узнаем в самое ближайшее время.
Комментарий pre-paid.com.ua
Мы так понимаем, на такие "собрания" привлекают самые лояльные издания, а мы таковым не являемся, особенно по отношению к УКРАИНСКОМУ Билайну, который, по нашему мнению, до сих пор в родимых пятнах Моби и мало напоминает своего российского родителя...