Автор Тема: Технологии - не для лохов  (Прочитано 2687 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 72775
  • Репутация: +321/-3
  • Пол: Мужской
  • Киевстар и Коболев одна шайка
    • Награды
Технологии - не для лохов
« : 28, Сентябрь 2012, Пятница, 12:34:02 pm »
СМИ - это не мечта и не Олимп управления информационными потоками. Забудьте об этом. Если бы  вы на самом деле знали, как здесь циркулирует информация - обязательно улыбнулись бы. Темы,  источники информации, подтверждения и факты - все это разноценные ингредиенты для создания  информационного продукта разной степени свежести. Только от двух людей зависит насколько этот  продукт будет вкусным и питательным - от журналиста и его редактора. Так что пора себя  спросить - вы умеете и любите готовить? Или предпочитаете полуфабрикаты?

В этом тексте я не буду говорить обо всей журналистике - дело это бессмысленное и слишком это  будет всеохватно: надо писать учебник, а не отдельный материал. Отмечу только ту часть,  которая посвящена телекоммуникациям (не гаджетам - это мне не интересно). Темы этой касаются  все - от специализированных изданий до деловых СМИ в федеральном масштабе, ибо связь - бизнес  вечный. И дорогой. Он связан с управлением системами любого рода и уровня, в том числе  специальными, государственными военными. Здесь много "товарищей в погонах", которые ходят в  гражданке, а также новых технологий, которые надо знать. Причем, в данном случае подход  достаточно строгий - не "возможно знать" и НЕ "иметь общее представление" - их надо твердо  знать. Ибо от этого зависит бизнес операторов связи - их основная деятельность, а также все  "навороченные" сервисы, которые предлагаются клиентам. Не знаете основы - значит, будете  постоянно "лажать" в своих текстах разной степени сложности.

Для начала вы должны четко себе представлять основные ТТХ по следующим направлениям -  используемые технологии связи, скорости, различать основные характеристики оборудования (и  знать вендоров), понимать в каких диапазонах могут работать абонентские и операторские  устройства, разбираться в действиях регулятора (не только правила, но и неформальные  договоренности). Если вы не в курсе "всего этого", то первые 2-3 года вашей работы будут  напоминать работу в лабиринте: видите только кусок окружающей реальности и из-за  ограниченности своих знаний не можете выбирать дорогу самостоятельно. Многие так и работают  долгие годы в полной уверенности, что они идут правильным путем. Мои им соболезнования.

Отмечу и список тех правил, которые стоит иметь в виду при работе с технологичными темами.  Во-первых, говорите с технарями. Они странные, страшные, не всегда понятные, но надо найти  энтузиаста, который расскажет вам темы в красках и... задаром. Ничего не попросит взамен, ибо  фанатики, в хорошем смысле этого слова, двигают прогресс. Технический - в первую очередь. ВО- вторых, воспринимайте все маркетинговые презентации в телекоме с большим скепсисом. В этих  подразделениях операторов связи очень много персонала с прошлым из любого массового рынка, в  том числе ритейла. Специфику ни знают поверхностно и уверенны, что им этого хватает.  Поэтому, они очень любят мечтать. обычно - неосуществимо. В-третьих, затвердите себе за  правило, что о деятельности компании обязательно, обязательно надо говорить с ее конкурентами.  Через "не хочу" или через свою лень. Обязательно нужны оценки, факты, проблемы - это вам  изложат в лучшем виде, даже если о своих "успехах" ваш визави будет молчать. Телеком-рынок -  это большая, но все-таки деревня. Дрейф специалистов между операторами существует и это весьма  значительный поток кадров. Поэтому, о ситуации, например, в компании "ВымпелКом" вы всегда  сможете узнать от специалистов компании "МегаФон". О "Скартеле" - от спецов из Tele2 и  наоборот. Ну а о "Ростелекоме" вам расскажут очень подробно - слишком уж большой это монстрик.  Если вы не в курсе этой ситуации - налажаете достаточно оперативно. В-четвертых, не надо  очаровываться новыми технологиями - важно знать как они будут применимы на нашей земле,  поскольку специфика "у нас" и "там" слишком различна для прямых аналогий (для примера вспомню громкий «пук» компаний «МегаФон» и «Аэрофлот» в части внедрения доступа в Интернет и сотовой связи на борту авиалайнеров). Кроме того, надо  учесть, что от лабораторных исследований до реального применения - большая пропасть. В-пятых,  ищите действительно качественных экспертов, а не тупоголовых "анал-нытиков", которые очень  любят жонглировать непроверенными фактами. Опознать этот слой "бесполезных говорунов"  достаточно просто - "анал-нытики" очень любят говорить на любую тему, только бы "засветиться".

Методике поиска и проверки информации учить вас бесполезно - это надо либо чувствовать и иметь  весьма большую склонность к аналитической работе, либо не заниматься этим вовсе. Получение  информации на телеком-рынке - это как раскопки в завалах породы при весьма агрессивной среде.  Вам будут противостоять и будут играть на опережение, но крупная компания в плане  информационной безопасности как решето. Сотрудников распирает поделиться с кем-то своими  открытиями или данными наблюдений. Это и надо использовать.

Необходимо понимать положение каждой компании на рынке - в самом начале достаточно четко  представлять не только ее формальные показатели, по которым она отчитывается, но и реальное  положение дел. Например, где в показателях она фальшивит. На какие цифры в отчетах смотреть,  чтобы понять ее действительное состояние. Какие цифры компания утаивает. И сравнивать -  обязательно сравнивать все показатели: не только с показателями этой же компании за другие  периоды отчетности, но и с ее конкурентами, с рынком. Как только научитесь это делать и  "цепляться" за интересные факты - у вас начнут появляться интересные материалы. Если сможете  это осмыслить, разумеется.

Кроме курсов акций и показателей чистой прибыли, обязательно оценивайте инвестиции компаний и,  самое главное, их чистоту. По сути - стоит ли то, что они делают тех денег, которые они за это  платят. Вдобавок, не забывайте собирать информацию о личных взаимоотношениях игроков рынка - в  основном, инвесторов и крупных управленцев, госчиновников. Именно эти данные смогут объяснить  победы на том или ином рынке, крупные госконтракты или очаровательную финансовую отчетность.  Кстати, с "аналитикой" на телеком-рынке тоже надо быть осторожным. Часто исследования  формально "независимым" компаниях заказывают крупные "монстрики", которые таким образом  пытаются формировать общественное мнение. Так что не стоит верить в "инициативные"  исследования, особенно с дорогостоящими полевыми опросами (там еще надо проверить их  репрезентативность) - обычно за каждым из них стоит четкий заказ с четким "проектом" готовых  результатов.

Внимательно смотрите рекламу операторов связи - там можно найти много косяков, которые видны  только специалистам, а также тех допущений и оговорок, которые будут транслироваться и вам.  Ну, например, в случае с мобильной беспроводкой вы в курсе того что есть пиковая, а есть  средняя скорость? Знаете, что нет действительно безлимитных тарифов? Представляете в каких  пропорциях оператор и агрегатор "пилят" деньги от рынка VAS? В фиксированном ШПД - что есть  различия между "сроком жизни" абонентов "доступа в интернет" и IPTV? Таких нюансов много- много - к примеру, опсосы с большим удовольствием говорят о том, какую территорию они  покрывают своей связью, забывая уточнить размер своей абонентской базы. Или профильное  министерство громко заявляет о покрытии десятков городов сетями 4G не уточняя, что в один  список записаны мегаполисы и миниатюрные города-спутники. Основная мысль - не надо "хавать"  все, что вам дают: надо проверять. Но для этого нужны знания, чтобы "сечь" основные варианты  обмана.

Хочу отметить одну интересную особенность: на рынке телеком-журналистики надо использовать  соцсети. Надо в них жить - причем выстроить свою френд-ленту таким образом, чтобы улавливаться  малейшие колебания рынка. Ну того сегмента, который вам интересен. В соцсетях люди обсуждают  большое количество интересных вопросов и мало задумываются о конфиденциальности. Кроме того,  PR-службы в соцсетях чувствуют себя весьма слабо. Ну один-два-пять сотрудников может быть и  понимают что-то в этой ситуации, но даже самый продвинутый блог-секретарь не сможет  контролировать все. Так что журналисты спокойно могут говорить с руководителями компаний и  крупными чиновниками с помощью демократичного твиттера или facebook. Кроме того, пиарщики не  смогут проконтролировать личные сообщения :)

Ах, да - совсем забыл про основные иллюзии. Представители СМИ для любого вменяемого пиарщика -  это средство достижения качественного результата. Они могут с журналистами хорошо общаться,  дружить чуть ли не семьями и говорить друг другу "ты", считая их вполне искренне, хорошими  парнями (девчонками). Но у них есть четкая задача - транслировать лучше, чем есть и  устанавливать контакты для того, чтобы снимать будущие проблемы. Или делать их проще. Но так  можно работать только с теми, кто ситуацию понимает и обладает опытом, знаниями на рынке. Все  остальные - это "шлак", который вполне возможно использовать "в темную" с первого  дня его работы - это нормальна практика на рынке. Поэтому каждое слово из серии "мы совершили  прорыв" надо проверять: обычно там вполне рядовой информационный повод.

Так что, разочарую самых нетерпеливых, на телеком-рынке нет спокойной жизни. Надо учится  думать, собирать информацию и внимать в технологические изыски основных игроков рынка. А ваш  ясный взгляд широко раскрытых глаз (пусть очаровательных и прелестных) и поверхностное  отношение "к этим железкам" лишь к тому, что вас будут использовать в своих интересах большие  дяди. Злобно при этом посмеиваясь. И никакая "сила бренда" вашего издания, не заступится за  ваши глупости на рынке. Причем, благодаря оперативному всепроникновению Сети это будет очень  быстро заметно.

p.s. Вообще-то, меня попросили написать этот текст для выпускников журфака и факультета  PRщиков - чтобы открыть им глазки на то, как ситуация устроена в современном мире. Чтобы не  оставалось иллюзий перед выходом "в большой мир". Не претендуя на истину в последней инстанции  я это добросовестно сделал. Правда, у меня все чаще возникает ощущение, что этот текст стоит  прочитать и тем "профи", которые "не первый год в профессии" - уж очень грустные ошибки  встречаются мне даже в крупных деловых ежедневках.

http://i-business.ru/blogs/post/23169


Теги: