Множество интернет-провайдеров в стране выставлено на продажу. Но договориться о сделке с ними крайне сложно по ряду причин.Турецкий холдинг Turkcell (владелец lifecell), который в прошлом году купил самый дорогой лот на 3G-конкурсе, в следующем году решил продолжить инвестировать в Украину.
Что изволит султан?Как рассказал на конференции, посвященной началу тестирования технологии 5G в Украине, СЕО Turkcell Каан Терзиоглу, бизнес-модель холдинга в Турции предусматривает конвергенцию между мобильной и фиксированной сетью скоростного интернета. На базе этой инфраструктуры холдинг развивает различные контент-сервисы, платежные и финансовые услуги. В Украине турки хотят использовать эту же модель. Но для этого им нужно обзавестись собственной проводной сетью.
Как говорит Терзиоглу, сейчас рассматриваются два основных варианта инвестирования: либо строительство сети своими силами, либо покупка уже существующего интернет-провайдера. Еще одна возможность - объединение усилий с местным партнером. При этом он не уточнил, ведутся ли с кем-то на украинском рынке переговоры. "Окончательное решение пока не принято", - отметил Терзиоглу.
Пока тишинаНовые игроки на украинском рынке интернет-доступа уже давно не появлялись. Кабельный оператор Воля и выросший из локального днепровского бизнеса Фрегат периодически объявляли о региональных сделках. Но касались они обычно небольших активов с абонентской базой в несколько тысяч клиентов. Крупнейший игрок Укртелеком, воспользовавшись относительным затишьем, затеял в этом году масштабную модернизацию в шести самых больших городах. За несколько лет компания собирается вложить в ускорение сетей интернета около $250 млн.
Последние несколько лет турецкий холдинг потратил на инвестиции в украинский 3G довольно крупную по местным меркам сумму: чуть больше 4 млрд грн его "дочка" lifecell вложила с начала 2015 года в инфраструктуру, еще в 3,3 млрд грн обошлась сама лицензия на тендере.
Как считают опрошеные liga.net участники рынка, создавать собственную бродбенд-сеть с нуля турецкие бизнесмены здесь вряд ли будут. "Вариант стройки, я думаю, нереальный. Уже прошли те времена. Скупать мелких игроков для них не вариант", - рассуждает директор одного из юрлиц Триолан Вадим Сидоренко.
Почем бродбенд?Но сколько может потратить холдинг на бродбенд-бизнес? Директор по маркетингу Фрегата Сергей Шишкин говорит, что примерно за $100 млн можно купить в Украине сеть домашнего интернета размером в полмиллиона абонентов (из расчета, что средний чек клиента в месяц составляет более 100 грн/мес). Он говорит, что Фрегат и сам бы не прочь рассмотреть предложение турков. Интернет-бизнес крупных игроков Шишкин предлагает оценивать в 3-4 оборота (хотя мелкие сети в регионах, по его словам, обычно покупают за 1-2 оборота).
Конкуренты считают такую оценку интернет-бизнеса сильно завышенной. "Три-четыре оборота - это 10 EBITDA (операционная прибыль). Таких мультипликаторов даже до кризиса не было, сейчас максимум 5 EBITDA дадут", - отмечает Вадим Сидоренко. Таким образом, его оценка в два раза меньше, чем оценка Шишкина. Хотя последний считает, что покупать сети в Украине в любом случае имеет смысл. "Мы движемся в Европу, где услуги подключения к сети обходятся значительно дороже наших. А значит, и наши цены неизбежно будут расти. И доходы провайдеров, соответственно, тоже", - добавляет Шишкин.
Желающих много, а желания нетКто из крупных игроков в Украине продается? По словам Сергея Шишкина, если Turkcell и правда начнет кого-то искать, к нему выстроится очередь. Ведь желающих продаться много. Сидоренко отмечает, что помимо Фрегата на сделку могли бы пойти Воля и Датагруп. Но проблема большинства компаний в том, что в оценках своих активов они учитывают инвестиции, сделанные в долларах еще до девальвации. Доходы остались в гривне. И сроки возврата вложенного капитала заметно увеличились. Но многие бизнесмены хотят вернуть как минимум сумму инвестиций, сделанных за все годы жизни их сетей. Как говорит президент Киевстара Петр Чернышов, чья компания также проводила оценку различных операторов, "цены неадекватные". С ним соглашается собеседник редакции в СКМ: покупать на рынке практически нечего. Хотя многие операторы выставлены на продажу, качество их активов часто крайне низкое.
Каждый сам по себеТакая ситуация не позволяет украинскому рынку укрупниться. На нем до сих пор работают тысячи интернет-провайдеров. "Будут ли их покупать крупные игроки? Очень сомневаюсь. Мало того что затраты на поддержание сети будут высокими, так еще и многие локальные провайдеры не слишком следят за соблюдением законов - проблем при покупке больше, чем выгод", - отмечает директор по маркетингу компании Киевстар Святослав Горбань.
Более того, даже переговоры между крупными сетями не приводят к слиянию. Как рассказывал ЛІГА.net миноритарный акционер Датагруп Александр Кардаков, в прошлом году им так и не удалось договориться о слиянии с Волей. "Люди разучились вести переговоры..." - сетует Кардаков. А в этом году ничем закончился due diligence Воли с менеджментом Киевстара.
Ставка на конвергенциюЕсли Turkcell таки сумеет договориться с кем-то по цене и условиям, то он будет не единственным крупным игроком, сделавшим ставку на конвергенцию мобильной и бродбенд-сети. В этом направлении также движется Киевстар. Компания недавно предложила своим абонентам единый счет за все подключенные услуги (что удешевляет их администрирование и позволяет делать смешанные предложения сервисов). Как рассказывает Чернышов, в следующем году Киевстар снова возобновит стройку бродбенд-сети. Больше всего компанию интересуют новые дома, в которых много платежеспособных абонентов.
У МТС Украина, которая с прошлого года начала работать под брендом Vodafone, пока нет амбиций в фиксированном интернете. Более того, еще несколько лет назад компания продала свой проводной актив Комстар Украина. И пока не похоже, что оператор собирается вернуться к этому бизнесу.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям