Этот текст задумывался, как репортаж, показывающий пошаговую регистрацию офшорной компании, но реализовать задумку не удалось. Международные юрфирмы, популяризирующие легальность этого финансового инструмента, отказались помочь в создании этого материала. О механизме своей работы юристы согласились говорить лишь анонимно.
"Офшоры – вполне легальная практика", - убеждали INSIDER юристы. Но как только речь заходила об интервью или хотя бы разговоре, все специалисты оказывались на выезде, беременны, либо вообще пропадали.
Лишь один из участников рынка на правах полной анонимности поведал нам, с каким трудом украинским бизнесменам удается оптимизировать свои налоги.
Инвесторы
По данным Госслужбы статистики за первое полугодие 2013 года, самый крупный инвестор в украинскую экономику – Кипр. С небольшого острова в Средиземном море в Украину пришло более 55 млрд грн, или более 30% от всех инвестиций. Как так получилось?
Украинские бизнесмены создают на Кипре компании. А те, в свою очередь, становятся владельцами украинских предприятий. Получая прибыль, эти предприятия не оставляют ее внутри страны, а отправляют островным учредителям. Прибыль не может облагаться налогом два раза. На Кипре же этот налог меньше.
Так и работает экономика: деньги отправляются на Кипр в виде доходов, оттуда возвращаются в Украину в виде инвестиций. Все от этого выигрывают. Теряет лишь украинское государство, которое недополучает средства в виде налогов. Эти средства можно было влить, к примеру, в здравоохранение или в пенсионный фонд, или купить на них еще несколько буровых платформ для добычи газа.
Как сообщала Экономическая правда, все украинские финансово-промышленные группы имеют целую сеть компаний нерезидентов, через которые реализуются схемы "оптимизации налогов".
Риск – благородное дело
Создание офшорной компании с помощью украинских юридических фирм опасное занятие. Риск существует как для регистратора, так и для клиента, ведь гарантии в том, что информация с какой-либо стороны не засветится в госорганах, нет.
Поэтому серьёзные бизнесмены чаще всего выезжают в страну, где находится регистратор. Те, кто все-таки решается на покупку компании в Украине, делают это через посредников и с большой опаской.
"Если ты хочешь быть спокойным за свою компанию, документов здесь быть не должно", - говорит юрист.
На территории большинства офшорных зон разрешается создание вполне законные номинальных структур. Номинальным может быть все: директор, акционеры, сотрудники, адрес. Процесс сродни аренде велосипеда, только в прейскурант отдельно входят руль, колеса, педали и далее по списку.
Если тебе для поездки хватит одного колеса – пожалуйста. До недавнего времени мало кто требовал от арендатора велосипеда его идентификации. Регистраторы выдавали пакет документов, взамен получали деньги, а доверенность просто выписывалась с пустой строкой для имени.
Сегодня нет юрисдикций, в которых можно полностью скрыть бенефициара. Любая регистрируемая компания обязана предоставить в госорганы паспортные данные реального выгодополучателя и подтверждение о получении счетов по указанному адресу. Проблема в том, что мало где есть открытый доступ к этой информации.
Популярный Кипр представляет документы о любой компании прямо на сайте госрегистратора, но получить их можно лишь заплатив 10 евро. В Австрии необходимую информацию можно раздобыть таким же способом, но уже бесплатно.
А вот на Британских Виргинских островах её предоставляют лишь по подозрению в уголовных преступлениях. Большинство стран стараются юридически закрепить правила обмена подобными данными. Но если договоренностей нет, все происходит в свободном порядке.
При большом желании и стабильном доходе скрыть имя собственника все же реально.
Траст – нечто похожее на нашу доверенность. Документ подписывается человеком, который становится номинальным руководителем компании, – трасти, но в отличие от формального директора, он действительно может нею управлять. Соответственно и цена его услуг значительно выше, обычно это определенный процент от прибыли предприятия.
Загвоздка состоит в том, что по законодательству трастовые документы являются сугубо конфиденциальными, и номинальный владелец никогда не согласится раскрыть имя владельца реального. Даже если ему будет угрожать уголовная ответственность.
"Ставка человека, работающего по трасту, – это не пять копеек, это довольно солидный процент от оборота", - уточнил источник.
Доверие – залог успеха
Существует два варианта регистрации офшоров: первый – регистраторы создают готовые компании, которые просто дожидаются своих собственников. Процесс переоформления занимает не более двух недель. После этого клиенту выдаются трастовые документы, доверенность на управление компанией, открытие счетов и т. д.
Второй – компанию создают конкретно под заказчика. В таком случае процедура сложнее и занимает больше времени.
"Сложность создаваемой схемы чаще всего зависит от банального доверия", - уверен юрист.
Если человек не готов передать управление своей компанией в чужие руки, он старается оформить её непосредственно на себя. Если находится надежный бенефициар, то можно строить более сложную цепочку. Но делается это редко, ведь управлять компанией в таком случае гораздо сложнее.
Цель создания не менее важна. В основном компании работают в нескольких направлениях: внешнеэкономический бизнес как таковой и инвестирование, что чаще всего нелегально, ведь деньги выводятся из страны за спиной налоговой, а возвращаются назад уже как инвестиции.
Не стоит забывать и о держании активов – фабрики, заводы, недвижимость. Иностранные компании – простейший способ обезопасить их от посягательств госорганов.
"Регистрация – это только начало", - уточняет источник.
На регистрации компании проблемы не заканчиваются, ведь использовать полученные средства бывает достаточно проблематично. Раньше была модной схема, когда компания заводила счет в банке, а тот эмитировал бизнес-карту, которую и вручали учредителю.
В конце 1990-х с подобной карточкой была замечена, к примеру, Юлия Тимошенко. Сегодня эта схема не используется, ведь по карте легко узнать настоящего бенефициара.
Тихие и кропотливые
Регистраторы – чуть ли не единственное звено в этой цепочке, которое работает строго в рамках правового поля. Это тихий, но очень сложный и кропотливый вид бизнеса. Именно эти ребята решают, во сколько заказчику обойдется та или иная компания. Кстати, определить стоимость офшорной компании довольно сложная задача.
"Это как спросить, сколько стоит машина? Ведь есть "Бентли", а есть "Запорожец", - подчеркивает собеседник.
В первую очередь узнают, для чего нужна компания. Исходя из целей, уже предоставляют некий пул, в который входят разные юрисдикции, на выбор клиента. Все зависит и от того, насколько вы состоятельны. Есть дешевые юрисдикции: в основном острова, а есть и солидные – Австрия, Швейцария, Люксембург – это высший пилотаж.
Но все они только номинально носят названия "офшор", ведь появилось понимание прав бенефициара. Налог минимальный, но реального выгодополучателя компании можно узнать. Кроме того, чем престижнее юрисдикция, тем выше налог.
Компании-регистраторы существуют и в Украине, только вот пользоваться их услугами наш источник не советует. Во-первых, они просто перепродают по завышенной цене готовые структуры своих иностранных коллег. Во-вторых, они могут находиться в "близких" отношениях с налоговой.
Согласно Дектрету Кабмина Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля", проводить валютные операции отдельным компаниям можно лишь с разрешения Нацбанка. Получить его вполне реально, но уукраинские бизнесмены часто пренебрегают этими нормами.
Дмитрий Король, INSIDER