ГФС хочет создать систему беспрерывного обмена информацией с банками, говорит Бамбизов. Но четкого понимания, как с помощью этих данных вычислять уклонистов у фискалов пока нет – механизм только начали разрабатывать, говорит собеседник в фискальной слубе. Сроков разработки в налоговой также не уточняют.
“Фискалам нужно определиться, что конкретно они хотят получать от банков, – считает управляющий партнер Baker Tilly Ukraine Александр Почкун. – Если не будет четких критериев, налоговики рискуют просто не справиться с массивом данных”.
Облегчить задачу фискалам могли бы отделы финмониторинга банков, которые постоянно фиксируют нестандартную активность на счетах своих клиентов, говорит предправления Правэкс-Банка Тарас Кириченко.
“Через ИНН налоговики видят официальные доходы предпринимателя и уплаченные им налоги, – рассказывает Почкун. – Имея данные банка, они могли бы сопоставить официальные и реальные потоки налогоплательщика”.
Но без изменения законодательства ГФС не может запрашивать у банков данные по движению средств физлица – сейчас для этого нужно решение суда, уточняет Кошеленко из Forward банка. Отслеживать информацию о всех счетах физлиц законодательство также не позволяет, добавяет Дюба из ОТП Банка.
“Но вероятность того, что банковскую тайну отменят, довольно высока – Украина может в ближайшее время присоединиться к международному стандарту отчетности CRS, – отмечает Кошеленко. – Этот протокол уже внедрен в Евросоюзе, он подразумевает отмену тайны и возможность раскрытия фискалам данных о клиентах”.
Пока же, чтобы доказать, что конкретный ФОП уклонячется от налогов, ГФС нужно получить сигнал от банка, получить доказательства, что он действительно занимается бизнесом, перечисляет управляющий партнер PSP-Audit Дмитрий Сушко. В случае, если обвиняемый захочет оспорить претензии налоговой, фискалам придется тратить время на суды, поясняет он.
У ГФС пока не хватает ресурса на такую работу. “Проверить всех “ФОПов” мы не можем”, – признает Бамбизов.
Выйти из тени
Будет ли борьба с уклонистами из микробизнеса приоритетной задачей для ГФС?
По данным Института социально-экономической трансформации ISET, потери бюджета от всех схем уклонения от налогов, связанных с ФЛП и занижением оборотов бизнеса, составляют от 4,2 до 9,5 млрд грн в год. Это в 7 раз меньше, чем ущерб от “серого” импорта и контрабанды, а также офшоров.
Разработка и отлаживание механизма отслеживания ФЛП-“нелегалов” может занять несколько лет, допускает Почкун из Baker Tilly. “Пока это выглядит как способ припугнуть ФОПов”, – считает Сушко из PSP-Audit.
Банки могут своими силами повлиять на ситуацию: после договоренностей с ГФС у банкиров появится больше оснований отказываться от обслуживания потенциальных уклонистов, говорит Кириченко из Правэкс-Банка.
“Если мы видим физлицо с официальным доходом в 5 тысяч гривень, но ежемесячными поступлениями в 50 тыс., могут возникнуть вопросы о происхождении этих денег, - поясняет Кириченко. – В таком случае банк может отказаться от такого клиента. Или же предложить ему открыть официальный предпринимательский счет”.