В среду в Сан-Франциско жители провели голосование по “Предложению F” — речь, по сути, о попытке властей города контролировать услуги сервиса аренды жилья Airbnb. Предложенная инициатива была направлена на то, чтобы ограничить до 75 дней в год срок, на который можно было бы частному лицу сдавать в аренду свой дом.
Для тех, кто осмелится нарушить правила, предложен крупный штраф. Однако 55% жителей города проголосовали против этой инициативы. Новость выглядит довольно местечковой и мелкой, но на самом деле это довольно знаковая победа в бою между представителями новой цифровой эпохи и старой системы экономики. Это сражение сервисы новой экономики шеринга выиграли, но война еще не окончилась.
Для Airbnb это не первая битва за территорию и бизнес. Сервис бронирования квартир довольное долгое время уклонялся от уплаты налогов, перемещая тем самым всех своих пользователей — и арендаторов, и арендодателей — в серое незащищенное поле. Два года назад Airbnb начал выходить из тени: в каждой стране и даже в каждом городе Америки, это произошло по-своему — разный процент от сделки и разные условия и процедуры для получения разрешения сдавать свой дом в краткосрочную аренду. Airbnb начал официально платить налоги. При этом власти и отельный бизнес разных стран продолжали и продолжают бороться с Airbnb до сих пор, причем разными методами: судят и штрафуют частников, сдавших жилье через сервис, чтобы напугать остальных, принимают законы для регулирования краткосрочной аренды. Однако, как правило, через пару месяцев они претерпевают изменения и признаются не имеющими законной силы. Все эти методы выглядят так, будто направлены не столько против компании Airbnb, сколько против самих жителей городов. И кажется, будто в них нет логики. Тем не менее, ситуация выглядит куда более логичной, если попробовать взглянуть на нее глазами властей. Налоги с гостиниц — это крупный источник бюджетных поступлений, Airbnb этот источник если не уничтожает, то сильно дискредитирует.
Сервис бронирования квартир, кстати, оцененный в прошлом году в 25 млрд долларов — это один из титанов-проводников системы уберизации, так называемой "экономики шеринга" — или совместного потребления. Удобная система, которая устраивает всех — единым интерфейсом для получения услуги, арендой по цене намного ниже средней и еще кучей всяких преимуществ для конечного пользователя с обеих сторон — арендующего и арендодателя. С другой стороны, такие стартапы не только рушат или заставляют видоизменяться устоявшиеся и, наверное, устаревшие формы бизнеса, но и в значительно степени выводят этот бизнес из легальной сферы всякими ухищрениями и ужимками. За каждым шагом против Airbnb стоит не только мощное гостиничное лобби, но и государственные структуры, которые пытаются пресекать попытки обмануть ту же налоговую систему. Как и за кампаниями против сервиса такси Uber стоят не только городские таксопарки, не довольные потерей клиентов и необходимостью снижать цены, но и городские власти. Безусловно, это сервисы из новой цифровой эпохи, с новым подходом к привычным моделям бизнеса, которые своим появлением уже требуют пересмотра существующих экономических законов. И подтверждая законность действий Airbnb или Uber, государства открывают дорогу будущим сервисам экономики совместного потребления.
Но в ответ, по идее, эти компании цифровой эпохи должны не только платить налоги, но быть готовы брать на себя ответственность за свою деятельность и за тех, кто пользуется услугами сервисов. К примеру, в выше упомянутом и отвергнутом “Предложении F” одним из пунктов было требование к сервису Airbnb взять на себя ответственность отслеживать и удалять предложения нарушителей на своем сайте. Здесь речь идет о том, что у Airbnb нет нормального контроля над тем, кто сдает в аренду жилье и какие гости приезжают в дома. Различные исследования показывают, что треть арендного жилья в Сан-Франциско принадлежит людям с двумя и более предложениями на Airbnb – и они приносят более 40% прибыли. Это не просто “обычные горожане”, сдающие в аренду комнату в своей квартире, которых рисует сервис Airbnb. Это явно работают профессионалы. То есть — компании начали скупать квартиры и выставлять их как частные под кратковременный съем. Под давлением властей в прошлом году Airbnb начал удалять аккаунты некоторых особо злостных нарушителей, и, в частности, в Нью-Йорке несколько тысяч квартир убрали из системы.
Еще одним побочным эффектом принципа ведения бизнеса Airbnb является то, что в городах растут цены на жилье, людей выселяют из их квартиры из-за того, что они больше не могут за нее платить. Растет количество бездомных на улицах. В октябре в группах активистов из коалиции бездомных взяли штурмом штаб-квартиру Airbnb в Сан-Франциско. Это, по сути, был жест отчаяния. Активисты считают сервис одним из виновников жилищного кризиса, который разразился в Сан-Франциско. По их мнению, несмотря на принимаемые законы, хозяева квартир продолжают пренебрегать ими, и неконтролируемость со стороны сервиса сильно вредит рынку доступного жилья.