Недовольство осталось
Хотя глава НКРСИ Александр Животовский заявил о компромиссе с крупными операторами, недовольство со стороны участников рынка осталось.
Директор по регуляторному обеспечению бизнеса "Киевстара" Александр Когут назвал решение телеком-регулятора компромиссным. И напомнил, что НКРСИ намеревалось установить ставку интерконнекта размером 8 коп./мин с октября 2020 года.
"Между тем, "Киевстар" считает, что пересмотр ставок не принесет декларируемых последствий в виде снижения стоимости звонков для клиентов. Напротив, через "урезание" ставок интерконнекта доходы телеком рынка снизятся, а операторы вынуждены будут искать компенсаторы", – подчеркнул он.
По словам Когут, участники рынка несут миллиардные затраты на выполнение "проекта государственной важности" – развитие 4G в отдаленных и малонаселенных районах. А также делают много социальных инвестиций для помощи обществу в борьбе с COVID-19.
К сожалению, посетовал Александр Когут, вводя меры, приводящие к уменьшению доходов рынка, телеком-регулятор не предложил экономически обоснованных механизмов компенсации.
Он отметил, что много вопросов вызывает введение асимметричных ставок между мобильными и фиксированными сетями. "Такой подход ведет к тому, что мобильные операторы будут платить операторам фиксированной связи за межсетевые соединения больше, чем фиксированные мобильным, что может привести к искусственному искажению конкурентной среды", – предупредил директор по регуляторному обеспечению бизнеса "Киевстара".
Об асимметрических ставках интерконнекта на сетях мобильной и фиксированной голосовой связи напомнили и во втором крупнейшем операторе. "Мы рассматриваем такое решение как компромиссное и ожидаем соответствующего решения на рынке фиксированного интерконнекта", – заявили в пресс-службе Vodafone Украина.
В самом маленьком представителе "большой тройки" мобильных операторов выразили иное мнение.
"Мы не согласны, когда меняются решения, направленные на создание конкурентного рынка. Как и во многих других случаях, НКРСИ вынуждено было изменить свое обоснованное предложение по регулированию на менее эффективное, но такое, которое удовлетворяет двух крупнейших операторов. В Украине два крупнейших оператора обычно имеют общую позицию относительно конкурентных вопросов, что подтверждает дуополию на украинском рынке телекоммуникаций", – подчеркнули в пресс-службе lifecell.
В компании отметили, что анализ предыдущего снижения ставки интерконнекта демонстрирует положительное влияние на абонентов, рынок мобильной связи и конкуренцию. В результате этого регулирования украинцы стали больше звонить на сети других операторов и меньше платить за такие разговоры.
По данным НКРСИ, снижение ставки интерконнекта в течение последних трех лет привело к тому, что доля звонков абонентов на другие сети, среди общего количества звонков, выросла более чем на 50% за этот период, а средняя стоимость таких звонков сократилось.
В сети lifecell эта доля выросла еще заметнее – более 60% за три года, средняя стоимость звонков на другие сети для абонентов lifecell уменьшилась в 2,2 раза.
"То есть только абоненты lifecell сэкономили почти 1 млрд грн благодаря предыдущим снижением ставки интерконнекта. Очевидно, что и абоненты других операторов сэкономили немалые суммы за этот период", – предположили в операторе №3. Отметив при этом, что "рынок мог бы и дальше прогрессировать, если бы не сопротивление тех игроков, которые не желают уменьшать свои доходы". По мнению lifecell, завышенная ставка интерконнекта помогает крупным операторам "держать абонентов запертыми в собственных сетях".