НВ Бизнес выяснил, когда и при каких условиях украинцы начнут массово пользоваться 4G, а мобильные операторы смогут окупить инвестиции в сеть.
«Говоря о 82% населения, мы имеем в виду доступность. То есть такой процент украинцев при желании имеет возможность использовать новую технологию. При необходимости, конечно, нужно приобрести соответствующий мобильный телефон, установить в него сим-карту 4G и пользоваться услугами», — объясняет Юрий Мацык, директор директората развития цифровой инфраструктуры Министерства цифровой трансформации.
Чиновник говорит: Минцифры не отслеживает динамику присутствия на рынке сим-карт 4G, так как главная задача министерства — предоставить возможность и побеспокоится о покрытии. Дальше — дело за пользователем.
Статистика: 4G попробовали чуть больше половины
По данным, которые НВ Бизнес получил от операторов, лишь чуть больше половины активных абонентов воспользовались сетью 4G.
Так в lifecell из 7,5 миллионов активных абонентов доля 4G-абонентов — 54% от общего числа дата-абонентов. При этом, 80% абонентов украино-турецкого оператора — пользователи смартфонов. С момента запуска сетей четвертого поколения количество 4G— абонентов lifecell росло в среднем на 4−5% от общей численности абонбазы в квартал. За это же время потребление дата-трафика в сетях четвертого поколения выросло практически вдвое.
В lifecell говорят: сейчас абоненты как правило меняют USIM-карты (сим-карты с поддержкой 4G) на USIM-карты. Ажиотаж на замену SIM-карт на USIM-карты спал, так как большинство абонентов, заинтересованных в высокоскоростном доступе к Интернету, свой выбор уже сделали.
В Киевстар за год количество абонентов, у которых смартфоны поддерживают сеть 4G, выросло на 44% - до 13 миллионов (из 16 миллионов пользователей смартфонов и 26 миллионов абонентов вообще). При этом, в сети Киевстар хотя бы раз воспользовались 4G с момента её запуска в 2018 году 11 миллионов абонентов. На сегодня, говорят у оператора, хотя бы раз в три месяца 4G пользуются более 7,7 миллиона абонентов. Ещё более 10 миллионов абонентов — пользователи сети третьего (6,6 миллиона) и второго поколений (3,6 миллиона).
«С момента запуска сети 4G и до 1 мая 2020 года 3,5 миллиона абонентов Киевстар заменили свою старую сим-карту на USIM», — поделились у оператора.
В сети Vodafone Украина на сегодня уже 10 миллионов абонентов (из 19,5 млн) воспользовались 4G. У оператора ставят амбициозную цель — до конца 2022 года перевести всю активную/ диджитальную абонентскую базу перевести на обновленные сим-карты. Для этого оператор ещё с 2016 года закупает исключительно USIM-карты, которые поддерживают 4G.
«Уже к началу запуска 4G значительный процент абонентской базы был с 4G USIM-картами. С момента запуска 4G количество пользователей с SIM-картами стандарта 4G увеличилась почти в 3 раза», — говорят в Vodafone Украина.
У «красно-белых» вспоминают: ещё с запуском 3G был значительный скачок по трафику и по абонентам, ведь в то время это было практически революционное изменение технологий и скорости — скорость 3G в 120 раз превышала 2G.
«С запуском 4G скачок по трафику и по абонентам также состоялся, особенно с запуском LTE в диапазоне 2600МГц (емкостной диапазон, запускался первым), скорости были значительно больше. Запуск LTE в 1800 диапазоне начался с июля 2018 и был направлен на расширение покрытия территории. С момента запуска 4G количество интернет-пользователей увеличилось на 20%», — делятся в Vodafone Украина.
Почему не все пользуются 4G
«Использование LTE увеличивается постепенно. Для того, чтобы пользоваться сетью LTE, у абонента должен быть телефон, который поддерживает этот стандарт в соответствующем частотном диапазоне, и u-sim. Для замены сим-карты нужно обращаться в магазин, а новые телефоны украинцы покупают в среднем раз в 5−6 лет. Поэтому должно пройти некоторое время, чтобы у всех людей появилась даже техническая возможность воспользоваться LTE», — объясняет эксперт сектора ІТ и Телеком Офиса эффективного регулирования (BRDO) Дмитрий Лебедев. Эксперт подчеркивает: переход на LTE — процесс довольно неравномерный и в местностях, где до сих пор нет LTE, у людей меньше мотивации покупать новый смартфон и менять сим-карту.
Телеком-эксперт Роман Химич объясняет: «массового исхода» из 3G в пользу 4G не произошло, так потребитель пока не увидел радикального различия между 3G и 4G.
«Четвертое поколение обеспечивает большую емкость сетей, следовательно, более высокую скорость для абонентов. Меньше задержка, лучше — некоторые другие характеристики. Но все равно обе технологии обеспечивают одну и ту же услугу передачи данных», — говорит эксперт.
Химич отмечает: распространение 4G среди пользователей упирается в два барьера — поведенческо-образовательный и финансовый.
«В Украине до сих пор многие люди, особенно старших возрастных групп, не пользуются смартфонами. То ли из-за бедности (назовем вещи своими словами), то ли из-за отсутствия необходимости. Например, для людей пожилых или с плохим зрением пользование смартфоном часто оказывается некомфортным. При наличии возможности и, собственно, необходимости они выбирают планшеты или ПК/ноутбуки, экран которых гораздо больше», — объясняет телеком-эксперт. «Собственники смартфонов, которые еще не задействуют 4G-технологии, обычно являются людьми, у которых нет либо лишних денег, либо потребности менять морально устаревший смартфон с поддержкой 3G на новый».
По оценкам Романа Химича, пройдут годы, прежде чем украинцы массово начнут пользоваться 4G-сетью: если не будет целенаправленных усилий по цифровому образованию людей, абонентская база 4G-юзеров будет естественным образом прирастать благодаря постепенной замене абонентских терминалов на руках у населения.
«Должны быть целенаправленные усилия по образованию людей, которые до сих пор не присоединились к культуре пользования смартфонами. Но, по большому счету, наибольшую пользу для этого дает развитие интересных для массовой аудитории сервисов и услуг», — резюмирует эксперт.
Окупаются ли инвестиции в 4G
Напомним, согласно планам Минцифры, к 2024 году 100% публичных услуг для граждан и бизнеса будут доступны онлайн, а 95% транспортной инфраструктуры и населенных пунктов должны иметь доступ к высокоскоростному интернету. Ещё 6 миллионов украинцев планируется обучить цифровым навыкам. Интернетизация страны во многом возлагается на плечи мобильных операторов.
«Операторы руководствуются своими ожиданиями дополнительной прибыли, принимая решение об инвестициях, и эти ожидания в целом оправдываются в урбанизированных местностях», — говорит Лебедев.
А вот с покрытием дорог и сел (эти обязательства операторы взяли на себя вместе с 4G-лицензиями в диапазоне ниже 1ГГц — Авт.) ситуация сложнее:
«Новый проект покрытия сельской местности и дорог — менее прибыльный, более социально направленный», — объясняет эксперт BRDO.
В lifecell говорят: сегодняшняя динамика прироста 4G-юзеров позволяет ожидать в перспективе окупаемости сети. Правда, пока только в отдельных регионах.
«Там, где есть достаточное количество наших абонентов — там динамика 4G-пользователей уже оправдывает построение сети, и там мы сможем окупить инвестиции. Но там, где сильный „клубный“ эффект — там инвестиции не окупаются. Например, в Тернопольской области инвестиции не окупятся, потому что там 83% рынка принадлежат крупнейшему оператору. Когда операторы имеют возможность конкурировать независимо от абонбазы — это стимулирует инвестиции как в „слабые“, так и „сильные“ регионы», — говорят в lifecell.
В Киевстар рассматривают обязательства по покрытию сел и дорог больше как инвестиции в социальную сферу, которые окупаться будут довольно долго:
«Развитие 4G в сельской местности и на автодорогах вполне можно рассматривать как инвестицию телеком-операторов в будущее страны, поскольку, учитывая показатели ARPU в Украине, эти средства окупятся еще очень не скоро», — говорят в пресс-службе Киевстар.
У крупнейшего мобильного оператора страны говорят: «большая тройка» (Киевстар, Vodafone Украина и lifecell) до сих пор не окупили даже инвестиции в 3G-сеть, лицензии на которую были получены в 2015 году.
«Мобильная связь — это рынок с очень дальним горизонтом окупаемости. Для Украины, которая по размеру ARPU в мировых аутсайдерах, это особенно релевантно», — подчеркивают в Киевстар. «В частности мы инвестировали в развитие 3G и 4G почти 26 млрд грн, и продолжаем увеличивать капитальные затраты, чтобы создавать возможность доступа к новым технологиям для всех абонентов, независимо от того, где они живут».
Более эффективное использование инвестиций, добавляют в lifecell, было бы возможным, помимо прочего, за счет совместного использования инфраструктуры операторов: в таком случае выполнения условий лицензии LTE900 можно было бы достичь меньшим ресурсом. Однако на данный момент такое совместное использование не предусмотрено законодательно, да и в операторов разные мнения о способах реализации шеринга сети.
В BRDO также подчеркивают, что инвестиции в телеком-инфраструктуру — «очень долгосрочные».
«Эту сеть будут использовать 7−15 лет, поэтому ее развитие — вопрос перспективы», — резюмирует Дмитрий Лебедев.
В Минцифры надеются: если операторы будут инвестировать в сеть, сама технология 4G будет стимулировать граждан ею пользоваться.
«Мы уверены — количество пользователей услуги 4G увеличится, если будет расширяться покрытие и повышаться качество сервиса. Сама технология 4G стимулирует людей ею пользоваться, ведь обеспечивает большую скорость доступа к интернету, а это улучшает пользовательский опыт от мобильных услуг», — говорит Юрий Мацык. «Также мы считаем, что важно информировать граждан о новых населенных пунктах, подключаемых к 4G, чтобы жители знали о такой возможности и имели стимул обменивать старые сим-карты на новые».
Качество, а не количество
«Отдельных программ, стимулирующих людей менять гаджеты, Минцифра не создает. Однако наше министерство развивает государственные онлайн-услуги, которые можно получить с помощью смартфона. То есть, если гражданин пользуется мобильной связью и имеет смартфон, он удобно и быстро имеет возможность получить государственные услуги», — объясняет Юрий Мацык. «Кроме того, Минцифра активно внедряет образовательные проекты, призванные научить цифровым навыками украинцев, у которых этих навыков ещё нет».
Кроме госуслуг, говорит представитель Минцифры, на количество 4G-пользователей прямо влияет качество сетей четвертого поколения. Чиновник признается: к последнему часто возникают вопросы.
«Сегодня правильней говорить не о том, как рассчитать количество пользователей, а именно о качестве услуг. О том, как улучшить качество покрытия в тех населенных пунктах, где операторы заявляют о наличии 4G. Ведь не секрет, что часто покрытие есть только в части населенного пункта, иногда в меньшей», — объясняет руководитель директората развития цифровой инфраструктуры Минцифры.
Сегодня, говорит Юрий Мацык, именно на качестве сетей сосредоточено внимание Минцифры. Для обеспечения надлежащего качества сети чиновники из министерстве работают в связке как с телеком-регулятором, так и операторами, другими государственными органами и учреждениями.
Тем временем, в Украине уже появляются точки, где 4G — не прихоть, а необходимость. Эксперт BRDO Дмитрий Лебедев добавляет: в отдельных регионах, благодаря росту абонентского спроса на трафик, 2G и 3G инфраструктура уже не может обеспечить достаточной пропускной способности.
«В „горячих точках“ в этих стандартах уже очень плохое качество связи из-за большого количества запросов пользователей. Если не переводить абонентов на стандарт LTE, ситуация будет ухудшаться», — говорит представитель BRDO.