Правительство и парламент могут росчерком пера увеличить инвестиции в мобильную отрасль Украины
Министерство цифровой информации 25 сентября заявило о необходимости реформировать законодательство в отрасли мобильной связи. Обоснованием такого шага послужили исследования зарубежных экспертов, GSM Association (GSMA) и компании E&Y Global, входящей в число крупнейших мировых аудиторов.
Почему сотовые операторы платят так много налогов
Краткий ответ на вопрос об удешевлении мобильной связи в Украине – это вряд ли возможно. Но в парламент поступили законопроекты №3014 и №2041, призванные немного облегчить жизнь участников рынка. В частности, проекты законов предлагают уменьшить налоговое бремя на главную телеком-отрасль страны.
Мобильная связь уже много лет генерирует более двух третей всех доходов отечественной телеком-индустрии ежегодно. И это нормально. Но вот налогообложение вызывает у операторов вопросы.
"В Украине налоговая нагрузка на отрасль – одна из самых высоких в мире. На налоги уходит около 35% доходов рынка, тогда как в странах ЕС это около 21%", – заявил в комментарии для UBR.ua директор по регуляторному обеспечению "Киевстара" Александр Когут.
Он также указал на неравномерность платежей за аренду радиочастот, при этом назвав "большой проблемой" неравное налогообложение спектра. По его мнению, это связанно с различными коэффициентами, которые применяются к рентной плате за радиочастотный ресурс (РЧР).
К радиочастотам, используемым или потенциально пригодных для стандартов 2G, 3G, 4G или 5G (в зависимости от диапазона) применяются предусмотренные Налоговым кодексом Украины коэффициенты. Повышающие – за фрагментированный спектр или концентрацию спектра, и понижающий (0,75) – за дефрагментацию спектра.
Такой подход больше всего бил по тем операторам, у кого было больше всего РЧР. Прежде всего это – "Киевстар", который в ходе нескольких слияний и поглощений материнских структур сосредоточил большинство полос в 900/1800 МГц.
Еще до недавнего времени в большинстве диапазонов царил хаос и бардак – это стало следствием непродуманной государственной политики. Радиочастоты правительство выдавало как попало. Правда, в 1990-х годах мало кто предполагал, например, что для 4G-интернета в 900 МГц или 1800 МГц нужны сплошные полосы, а не нарезанные "лоскутками".
Показательный пример – первый аукциона на "четвертое поколение". Спектром 2600 МГц "поделилась" компания "ММДС-Украина", принадлежащая олигарху Ринату Ахметову. И за это получила 500 млн грн компенсации от трех крупнейших сотовых компаний.
Компания получила столь ценный ресурс давно и вовсе не для мобильной связи. Тогда ни о каком 4G в Украине никто не думал. Но с течением времени оказалось, что в данном диапазоне можно "гонять" высокоскоростной мобильный интернет.
У мобильщиков слишком много денег, решило правительство
Повышающие коэффициенты Александр Когут назвал "регулированием экономической конкуренции фискальными методами", поскольку они распространяются не на всех игроков рынка. Те игроки, которые не подпадают под действие повышающих коэффициентов, а пользуются только понижающими – получают от государства налоговую скидку
Наличие таких коэффициентов также блокирует инвестиции операторов в новый спектр, имеющийся у государства – частоты в диапазоне 2100 МГц. Цена лицензий в случае проведения аукциона оценивается в 500 млн грн – 1 млрд грн. Действующая система коэффициентов делает подобный бизнес-кейс крайне сомнительным, убежден директор по регуляторному обеспечению "Киевстара".
В lifecell отметили, что телекоммуникационная отрасль – одна из самых капиталоемких как в Украине, так и во всем мире. При этом в нашей стране у участников рынка условия отнюдь не самые благоприятные.
Например, существующий уровень ARPU (среднемесячный доход от одного пользователя – ред.) довольно низкий – $2,3 по данным GSMA на конец четвертого квартала 2019 года. Тогда как в Польше этот показатель составлял $7,4, в Германии – $12,2, в Испании – $17,1.
При этом Украина по территории – самое большое государство в Европе. Только эти два фактора обуславливают гораздо более длительный период окупаемости инвестиций, чем в большинстве стран Евросоюза. Так, lifecell понадобилось более 15 лет, чтобы выйти на прибыльность на украинском рынке, отметили в компании.
Что нужно изменить в отрасли мобильной связи
GSMA, которая считается глобальным Think Tank в сфере телекома, совместно с E&Y Global провела масштабное исследование налогообложения мобильной связи в Украине. По итогам работы эксперты предложили несколько вариантов налоговой реформы:
Исключить индексацию рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом и отменить плату за радиочастотный мониторинг.
Снизить плату за пользование РЧР на 50% при развертывании сети 4G – с 2021 по 2025 гг.
Внедрить налоговый кредит на налог на добавленную стоимость (НДС) на экспорт мобильных услуг (роуминг, транзит и терминация международного трафика и т.д.).
Третий пункт в ответ на запрос UBR.ua объяснили в Министерстве цифровой трансформации. Оказывается, украинские операторы электронных коммуникаций не могут эффективно конкурировать с зарубежными операторами. Так как в других странах при формировании себестоимости услуги в нее не включается часть налогового кредита по НДС, относящегося к экспорту услуг. "Налогообложение НДС, происходящего при осуществлении операций по транзиту и/или завершению международного трафика, делает экономически нецелесообразным направлять трафик через украинских операторов", – отметили в Минцифры.
Эксперты особо отметили два важных момента при реформировании налогообложения мобильной индустрии. Это – обеспечение фискальной стабильности и исправление отдельных недостатков налогового законодательства. Об этом UBR.ua рассказал Владимир Котенко, партнер EY в Украине, руководитель практики консультационных услуг по вопросам налогообложения.
В первом случае – нельзя допустить "хаотического роста" рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом. Во втором – он указал на применение нулевой ставки НДС к экспорту телекоммуникационных услуг. Все это вместе будет способствовать реализации отраслью ее инвестиционного потенциала. В результате, подчеркнул он, такие реформы окажут существенное положительное влияние на развитие страны.
"При этом крайне важно выстроить умеренное отношение к возможным краткосрочным фискальным расходам. Такие расходы являются приемлемой платой за будущие преимущества, которые получит общество, ведь они быстро вернутся в виде модернизированных технологий, в общем окажут положительное влияние на развитие отрасли мобильной связи и создание дополнительных рабочих мест", – подчеркнул Владимир Котенко.
Экономический эффект от внедрения этих сценариев эксперты оценили в сотни миллионов долларов.
С нашей точки зрения, реализация хотя бы одного из предложенных вариантов создаст новые возможности и ускорит инвестиции операторов в инфраструктуру и устранение "цифрового разрыва", – подчеркнул Александр Когут из "Киевстара".
Если у мобильных операторов появятся "свободные деньги" – вследствие предложенных законодательных изменений – можно предположить следующее. Эти средства участники рынка направят на расширение 4G-покрытия и на повышение пропускной способности сетей. Проще говоря, сделают так, чтобы скорость мобильного интернета была выше. Но при этом вряд ли стоит ждать снижения тарифов. Все игроки рынка периодически сетуют на то, что в Украине и так один из самых низких в мире ARPU.