НВ Бизнес посчитал, сколько зарабатывают мобильные операторы на входящем и исходящем голосовом трафике, и сможет ли снижение ставки интерконнекта повлиять на развертывание операторами сетей четвертого поколения.
Контекст. Ставка интерконнекта и её снижение
Ставка интерконнекта — регулируемый государством тариф, который платит мобильный оператор другому оператору, на сеть которого совершен звонок его абонентом. До октября 2015 года ставка интерконнекта в Украине была зафиксирована на уровне 36 копеек в минуту: тогда Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации, снизила ее до 23 копеек, чтобы преодолеть масштабную концентрацию трафика внутри операторских сетей и активизировать рынок. В дальнейшем, с первого января 2017, ставка интерконнекта была снижена до 15 копеек за минуту, а после этого, в 2019 году, ставка интерконнекта была снижена до «12 копеек за минуту + 3 копейки за транзит» (фактически было введено ограничение ставки транзита трафика на уровне 3 копеек). 19 мая НКРСИ, в ответ на обращение мобильного оператора lifecell, приняла решение снизить ставку интерконнекта с 12 до 8 копеек. Новый тариф вступит в силу с первого января 2021 года, но уже вызвал скандал в телеком-сообществе.
Пишите письма
Еще до принятия решения телеком-регулятором мобильный оператор Киевстар направил письма в ряд парламентских комитетов, а также в Министерство цифровой трансформации Украины и Минфин. Оператор утверждал, что снижение расчетной таксы за терминацию голосового трафика в сетях связи Украины с 12 копеек до 8 копеек за минуту в перспективе нескольких ближайших лет приведет к значительным потерям доходов телеком-рынка, уменьшению налоговых выплат в госбюджет и сложностям для строительства 4G-сетей в сельской местности и на автодорогах. По подсчетам, которые приводились в письме, суммарные потери доходов мобильных операторов составят около 1,6 млрд грн в ближайшие два года.
«Эта сумма равнозначна затратам на строительство дополнительных 2000 базовых станций 4G, которые могут обеспечить скоростным мобильным интернетом 15% населения Украины», — говорилось в информации оператора.
В НКРСИ не прислушались к доводам оператора. Там апеллируют: снижение такс уменьшает не только доходы, но и затраты операторов, дает возможность снизить тарифы для пользователей, увеличить объем предоставляемых услуг и получить операторам дополнительные доходы и прибыль. Во время принятия решения глава Нацкомиссии Александр Животовский подчеркнул, что ставка интерконнекта рассматривается как инструмент регулирования конкуренции на рынке мобильной связи, а «экономика оператора состоит из розничных тарифов». Животовский также подчеркнул, что решение о снижении ставки базируется на информации о себестоимости пропуска трафика в сетях мобильной связи, которую подают сами мобильные операторы.
«Данные о себестоимости в 3−6 копеек мы не придумали. Эти данные мы получили от самих операторов. Мы базируем свое решение в себестоимости. Оптовая ставка интерконнекта должна быть близкой к себестоимости», — заявил председатель НКРСИ.
Спустя несколько дней после принятия решения НКРСИ сразу несколько крупных украинских бизнес-ассоциаций направили письма в контролирующие органы касательно снижения ставки интерконнекта.
Сначала стало известно о письме Американской торговой палаты в Украине (АСС) в Минюст с просьбой отложить решение регулятора о снижении ставки интерконнекта. Это письмо от 28 мая, как рассказали НВ Бизнес источники в lifecell, в АСС скрывали от украино-турецкого оператора, и о нем у оператора, являющегося членом АСС, узнали лишь 5 июня. В lifecell, которые, напомним, были инициатором снижения ставки интерконнекта, назвали письмо АСС попыткой ввести в заблуждение и осуществить недопустимое давление на Министерство юстиции Украины.
Оператор заявил, что документ не отражает общую позицию других членов АСС и противоречит рыночным принципам и, более того, такой подход ACC «выглядит как содействие интересам одного из крупнейших операторов, который пытается сдерживать развитие конкурентного рынка в Украине». В АСС парировали, что последовательно коммуницируют о создании прозрачных, предсказуемых и равных условий для ведения бизнеса, заметив, что «третьим быть не легко, но все должны играть по правилам», очевидно намекая на позицию lifecell на рынке мобильной связи.
10 июня стало известно, что в Государственную регуляторную службу обращалась также и Федерация работодателей Украины. В своем письме от 22 мая ФРУ попросила Государственную регуляторную службу принять решение о необходимости устранения нарушений принципов государственной регуляторной политики и обратится в Минюст о недопущении государственной регистрации решения НКРСИ. В ФРУ свою просьбу мотивировали тем, что государственная регуляторная политика «предусматривает недопущение экономически нецелесообразных регуляторных актов и регуляторных актов, принятых с нарушением законодательства в сфере государственной регуляторной политики».
В письме ФРУ, копия которого есть в распоряжении НВ Бизнес, говорится о том, что нет никаких оснований полагать, что регулирование оптового рынка терминации трафика влияет на розничные тарифы операторов, а «что есть проблема, которая требует решения» на этом рынке.
«Отсутствие проблемы, требующей решения, на оптовом рынке терминации национального трафика на фоне многомиллиардных потерь доходов рынка и миллионных убытков для государственного бюджета является абсолютно неэффективным регуляторным шагом», — говорится в письме ФРУ.
ГРС приняла во внимание письмо ФРУ, а также аргументы объединения о том, что решение НКРСИ является регуляторным актом и, следовательно, проект такого решения должен был быть обнародован для получения замечаний и предложений (этого сделано не было). В Государственной регуляторной службе решили, что решение НКРСИ было принято с нарушениями, и направили рекомендации об устранении нарушений Нацкомиссии, а также проинформировали Минюст о найденном нарушении.
Отметим, что 5 июня НКРСИ опубликовала собственные разъяснения касательно принятого решения по уменьшению ставки интерконнекта. В них регулятор указывает, что установление расчетных такс за услуги пропуска трафика к телекоммуникационным сетям операторов телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом на рынках определенных телекоммуникационных услуг путем принятия соответствующего решения является полномочием исключительно НКРСИ.
«Также отсутствуют случаи, предусмотренные действующим законодательством, определяющие потребность согласования такого решения с другими органами государственной власти: такое решение НКРСИ разрабатывается, рассматривается, принимается и публикуется без учета требований Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», — сказано в разъяснениях.
В Нацкомиссии также обратили внимание на то, что ни одно из решений НКРСИ, принятых ранее касательно тарифов на общедоступные телекоммуникационные услуги, универсальные услуги почтовой связи, услуги предоставления в пользование кабельной канализации электросвязи операторов телекоммуникаций и расчетных такс за услуги пропуска трафика (в том числе в 2015, 2016, 2018 и 2019 годах) не направлялись на согласование в государственный орган, реализующий государственную регуляторную политику.
Источники НВ Бизнес в НКРСИ отмечают, что «удивлены позицией ГРС».
«Мягко говоря, удивлены» и главные инициаторы снижения ставки интерконнекта — lifecell. В оператора отмечают, что решение регулятора является последовательным и обсуждалось с представителями рынка.
«ГРС игнорирует ЗУ «О телекоммуникациях», где сказано, что решение об установлении тарифов не нужно согласовывать с другими органами, ибо оно не подпадает под действие Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», — считают в оператора. — «Департамент регистрации и систематизации правовых актов Министерства юстиции Украины отказывается регистрировать нормативный акт, который подан на регистрацию в полном соответствии с законом».
В lifecell говорят: решение о снижении ставки интерконнекта — уже третье аналогичное решение НКРСИ, которое принято в соответствии с ЗУ «О телекоммуникациях» и Порядком установления размеров расчетных такс за услуги пропуска трафика к телекоммуникационным сетям операторов телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом.
«При этом, предыдущие два решения были зарегистрированы, а нынешнее почему-то — нет», — отмечает украино-турецкий оператор.
В разговоре «не под запись» топ менеджмент lifecell не скрывает эмоций.
«Все ассоциации, в которых один конкретный крупный оператор задействованы в торможении решения НКРСИ всеми доступными и недоступными методами. Ну и ГРС и Минюст подключены по полной программе. Ранее снижение ставки интерконнекта никто из них и близко не замечал. Что же произошло сейчас?», — говорит один из источников в lifecell.
Из-за чего весь конфликт: деньги и минуты
Журналисты НВ Бизнес получили данные об объеме национального межоператорского голосового трафика и доходах операторов от данной услуги.
Себестоимость. Согласно полученным данным, в 2019 году при действующей ставке интерконнекта в 12 копеек за минуту, себестоимость пропуска трафика в телекоммуникационных сетях операторов мобильной связи составляла 3 копейки (Киевстар), 4,7 копейки (Vodafone Украина) и 6,1 копейки (lifecell).
Объем трафика. В том же 2019 году, после снижения ставки интерконнекта с 15 до 12 копеек, объем межоператорского голосового трафика продолжал расти. Если в 2017 году у lifecell, Vodafone Украина и Киевстар этот показатель составлял 4,8 млрд минут, 5,9 млрд минут и 7,2 млрд минут соответственно, то в 2019 — 6,3 млрд минут (lifecell), 8,5 млрд минут (Vodafone Украина) и 10,5 млрд минут (Киевстар).
Доходы и прибыль. В 2019 году Киевстар получил 608 миллионов гривен дохода от терминации мобильного трафика на собственной сети; Vodafone Украина — 534 миллиона гривен дохода; lifecell — 372 миллиона гривен. Эти цифры равны в Киевстар и Vodafone Украина примерно 3% от общей суммы доходов в прошлом году, у lifecell — более 6%.
Контекст. 1,6 миллиарда в расчетах Киевстар.
В ранее упомянутом письме Киевстар народным депутатам и министрам говорилось о том, что в ближайшие два года из-за запланированного снижения таксы с 12 до 8 копеек за терминацию голосового трафика суммарные потери доходов мобильных операторов составят около 1,6 млрд грн. НВ Бизнес попросил пресс-службу Киевстар объяснить, как снижение ставки интерконнекта на 33% приведет к потере доходов операторов на сумму 1,6 миллиарда гривен, если весь годовой доход мобильных операторов от терминации мобильного трафика в 2019 составил 1,514 миллиарда.
В пресс-службе Киевстар попросили привести следующий ответ полностью:
«На встрече с регулятором lifecell выдвинул предложение по снижению ставки интерконнекта с 12 копеек минута на 40% в ближайшее время и, в дальнейшем, до 3,5 копеек. При этом не было учтено, что по такому сценарию в перспективе 2 лет с момента снижения рынок недополучит 1,6 миллиарда грн дохода от интерконнекта. К сожалению, телеком регулятор принял решение о снижении ставки, без учета негативных экономических последствий такого шага для всего рынка».
На просьбу предоставить текст самого письма в Киевстар на данный момент не отреагировали. Отметим, что в пресс-релизе о письме в комитеты и министерства пресс-служба Киевстар не упоминала ни планы по дальнейшему снижению ставки интерконнекта, ни снижение на 40 копеек.
В 2019 году чистую прибыль от терминации мобильного трафика на собственной сети получили только Киевстар и Vodafone Украина. В Vodafone Украина заработали 53,5 миллиона гривен, приняв в свою сеть 446 миллионов минут звонков с других операторов. В Киевстар в 2019 на звонках с другой сети заработали 10,3 миллиона гривен, приняв 86 миллионов минут. В убытках — lifecell, который заплатил конкурентам за полмиллиарда минут звонков на их сети 64,9 миллиона гривен. lifecell, согласно полученным НВ Бизнес данным, за последние три года терял до 74 миллионов гривен на терминации голосового трафика — в 2017 и 2018 году он заплатил по 73,8 миллиона гривен своим конкурентам. Киевстар и Vodafone Украина, соответственно, зарабатывали на этом: в 2017 году прибыль Киевстар от терминации межоператорского голоса составила 53,6 миллиона гривен (за 447 миллионов минут), в 2018 — 22,6 миллиона гривен (188 миллионов минут); прибыль Vodafone Украина в 2017 году составила 24,6 миллиона гривен (205 миллионов минут), а в 2018 — 55,9 миллиона (466 миллионов минут).
Напомним, по итогам 2019 года мобильные операторы получили 41,8 миллиарда гривен дохода. Доходы Vodafone Украина в прошлом году составили 15,9 млрд грн, чистая прибыль — 2,5 млрд грн; доходы lifecell в 2019 году составили 5,98 млрд грн, чистый убыток — 1,1 млрд грн; доходы Киевстар от услуг мобильной связи в прошлом году составили 20,3 миллиарда гривен, данные о чистой прибыли оператор не публикует.