Специалисты рассказали о методах выявления злоумышленников, пытающихся выманивать деньги в онлайне
С начала 2020 года крупнейшие мобильные операторы зафиксировали более 8 тыс. случаев мошенничества при замене или восстановлении номеров. Об этом 10 сентября заявил маркетинг-директор "Киевстара" Павел Даниман.
Как мошенники в онлайне наживаются на доверии украинцев
Чаще всего злоумышленники применяют методы социальной инженерии. По данным Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА за 2020 год, в случае с мошенничества в интернете средний "заработок" преступников составляет 195 грн за одну операцию. А вот когда они применяют методы социальной инженерии, то сумма потерь доверчивых жертв намного больше – 3,3 тыс. грн.
Угон SIM-карты. Как защитить свой мобильный
По словам заместителя директора ЕМА Олеси Данильченко, доход мошенников в данной категории преступлений за первую половину текущего года превысил 100 млн грн.
Она отметила, что мошенники очень часто используют "денежных мулов" – это те, кто не осознает свою роль в преступлении. "У нас есть граждане Украины, которые являются практически пособниками в реализации преступных схем. Это – получатели несанкционированных платежей или предоплат", – отметила Данильченко.
Почему мошенникам важно завладеть мобильным номером жертвы
Директор ЕМА Александр Карпов отметил, что в Украине 80% всех мобильных пользователей – это обезличенные абоненты: "А в соответствии с международной практикой, если о тебе оператор ничего не знает, ты вообще со своим номером ничего сделать не можешь. Это – проблема Украины, которая ломает базовые требования как национальной безопасности, так и содействует отмыванию средств, полученных преступным путем".
Ежегодно операторы фиксируют миллионы обращений по замене SIM-карт, поделился своими наблюдениями Александр Карпов. ЕМА считает целесообразным рекомендовать Национальной комиссии регулирования связи и информатизации (НКРСИ) дополнить процесс верификации абонента с помощью Bank ID.
Пока же украинцы попадают в зону риска при использовании услуги по замене или восстановлении SIM-карты, когда:
возобновляют доступ к финансовым сервисам;
регистрируются как новый пользователь;
восстанавливают пароль доступа к интернет-банкингу;
разблокируют платежные инструменты;
меняют лимиты на банковских карточках;
идентифицируются в колл-центре.
"Если мошенник перевыпустил SIM-карту, это может быть проблемой как для клиента, так и для банковского учреждения, которое не понимает, с кем именно оно сейчас общается", – подчеркнул Александр Карпов.