В этом году «Киевстар», «Vodafone Украина» и lifecell хотят полноценно запустить VoLTE. Не только для контрактников, а и абонентов предоплаты. Кто из игроков уже на финишной прямой? Сколько смартфонов в сетях операторов VoLTE-ready? В чем разница между обычной голосовой связью и VoLTE? Почему «большая тройка» хочет перевести на VoLTE всех абонентов? На эти и другие вопросы постарался найти ответы Mind.
Немного истории. Впервые технологию запустил сингапурский оператор SingTel еще в 2014 году. Сегодня VoLTE используется в более чем 45 странах мира. Даже в непризнанном Приднестровье. Украина попала в этот список стран в конце 2020 года.
Что это? VoLTE (Voice over LTE) – технология передачи голоса по 4G-сети. Она преобразует голос в поток данных: позволяет пользователю звонить и принимать вызовы через высокоскоростной IP-канал.
В чем разница между обычной голосовой связью и VoLTE? У новой технологии три преимущества:
- Более четкое звучание голоса и низкий уровень фонового шума. «Это как HD-качество, только в мире звука», – поясняют в «Киевстар».
- Передача данных по интернету не замирает во время разговоров. «Абонент за рулем и пользуется навигацией на смартфоне. Ему звонят по телефону. Он принимает вызов и продолжает следить за маршрутом. Еще пример: пользователю звонят, но он не хочет отрываться от котиков в соцсети. Принимает звонок и продолжает пользоваться интернетом», – поясняют в lifecell.
- Более оперативное соединение. Смартфон не тратит время на переключение с 4G в 3G или 2G. Тогда как без VoLTE гаджет автоматически переходит на использование более ранних стандартов связи.
Есть ли подвохи? А как же без них:
- Название технологии «подсказывает», что ей можно пользоваться только в зоне действия 4G-сети.
- Пока далеко не все модели смартфонов поддерживают VoLTE.
Как «большая тройка» запускает VoLTE? Мобильные операторы дружно заявили о желании протестировать технологию еще в 2019 году. Первым на рынок вышел «Киевстар» в декабре 2020 года. Тогда оператор «включил» VoLTE только для контрактников. Для препейд-абонентов VoLTE может стать доступной в течение 2022 года. «Мы работаем над этим», – уточнили в пресс-службе «Киевстар».
В «Vodafone Украина» Mind сообщили, что внедрение VoLTE сейчас идет полным ходом. Тестирование запланировано на осень 2022-го, а запуск – к концу года. Ранее топы компании несколько раз заявляли о старте в 2020 и 2021 годах.
Почему переносили запуск? «Мы сконцентрировались на разработке определяющего параметра – качества будущего сервиса, ради чего пришлось пожертвовать сроками запуска», – поясняет руководитель направления цифровых коммуникационных платформ «Vodafone Украина» Артем Оксененко.
Оператор lifecell начал тестировать технологию в декабре 2021-го и хочет в «включить» VoLTE ближайшее время. «После официального запуска VoLTE будет доступна всем абонентам, чьи смартфоны позволяют совершать голосовые звонки с помощью скоростного мобильного интернета», – говорят в пресс-службе.
Каков потенциальный спрос? В «Киевстар» рассказали Mind, что сейчас в их сети около 15 млн смартфонов с поддержкой VoLTE, из них около 5 млн гаджетов, выпущенных в 2020-2021 годах. У контрактных абонентов «на руках» около 300 000 смартфонов VoLTE-ready.
По итогам третьего квартала их было 200 000. Интересно, что тогда VoLTE пользовались только более 30% владельцев таких смартфонов – около 60 000 контрактников «Киевстар». После запуска VoLTE для абонентов предоплаты оператор надеется, что те в этом году хнологию «распробуют» еще около 2 млн абонентов.
В сети «Vodafone Украина» сейчас свыше 8 млн абонентов с VoLTE-ready терминалами.
«В базе lifecell доля смартфонов– 83%, а совершать VoLTE-звонки с них сегодня могут около 15% (около 1 млн гаджетов). Но эта цифра может колебаться и зависит от договоренностей с производителями смартфонов, активирующими функционал для определенных категорий терминалов», – рассказывает руководитель департамента сети коммутации lifecell Владимир Яренко.
При чем здесь договоренности с производителями смартфонов? Для запуска этой технологии оператору недостаточно модернизировать свои продуктивные системы под VoLTE. В «игре» должны принять участие и вендоры.
Артем Оксененко из «Vodafone Украина» поясняет, как это происходит на практике:
- Оператор связывается с производителем терминалов и заявляет о желании запустить VoLTE на его девайсах.
- Производитель присылает на заполнение опросник параметров VoLTE (в нём прописывается техническая часть параметров ядра IMS оператора для активации VoLTE).
- После передачи параметров от оператора производитель готовит тестовую прошивку для своих моделей телефонов.
- Далее производитель и оператор совместно тестируют новую прошивку и работу VoLTE на терминалах.
- После тестов и принятия решения о готовности к запуску VoLTE, производитель удаленно обновляет прошивку на своих терминалах (путем FOTA – firmware over-the-air).
- VoLTE становится готовым к использованию в сети мобильного оператора.
В «Киевстар» уточняют: такая работа проводится с каждым вендором. «Для успешного функционирования VoLTE в сети конкретного оператора производитель должен сделать соответствующие настройки своего ПО для определенных моделей смартфонов. После тестов абоненты получают эти настройки вместе с очередным обновлением ПО смартфона.
В lifecell дополняют: производители могут активировать VoLTE двумя способами. «Поддержка VoLTE с базовыми параметрами может быть интегрирована в смартфонах по умолчанию. В таком случае оператору нужно сотрудничать с поставщиком только при кастомизации параметров под конкретную сеть. Другие производители активируют поддержку VoLTE только после основательного сотрудничества между оператором и поставщиком. Соответствующая прошивка готовится производителем по запросу оператора, тщательно тестируется специалистами оператора и производителя. И только после успешного тестирования добавляется в новый производительный софт для каждой модели в отдельности», – говорит Яренко.
Какие модели смартфонов уже активированы в сетях «большой тройки»? В «Киевстар» говорят, что сейчас VoLTE доступна для смартфонов Apple, Samsung, Huawei и Xiaomi. Всего около 90 моделей. «Чаще всего это более новые модели последних 2-3 лет выпуска. К сожалению, на более старых моделях, даже если в них есть функция VoLTE, вендоры могут не устанавливать нужное обновление, так как ориентируются на продвижение последних моделей. А оператор не может влиять на итоговый список устройств. Но мы работаем с партнерами над тем, чтобы охватить максимально возможное количество моделей каждого производителя», – поясняют в пресс-службе «синего» оператора.
В «Vodafone Украина» рассказывают, что процесс создания новых прошивок под VoLTE активно ведется с производителями. Список конкретных моделей гаджетов компания огласит во время запуска VoLTE.
У lifecell в тестовом режиме работают более 60 моделей смартфонов Apple, Samsung, Huawei, Xiaomi и General Mobile.
Для связи по VoLTE нужно, чтобы смартфоны обоих абонентов (звонящего и принимающего вызов) поддерживали эти технологию? «Если VoLTE-ready абонент общается с пользователем, у которого эта технология не активна, то она будет работать для первого. Чтобы в полной мере ощутить преимущества новой технологии, нужно чтобы оба абонента были пользователями услуги», – поясняют в «Киевстар».
Поддерживается ли VoLTE при звонках между абонентами разных операторов? Пока нет. «Нужно чтобы и коллеги запустили этот сервис. После этого мы начнем соответствующие взаимоподключения», – говорят в «Киевстар».
В lifecell надеются, что в дальнейшем – при наличии необходимых настроек – такая связь будет.
А что с роумингом? Схожая история. «Сейчас мы работаем над запуском этой услуги», – сообщили в пресс-службе «синего» оператора. В lifecell говорят, что в ближайшее время VoLTE не будет работать в роуминге.
Операторы взимают дополнительную плату за VoLTE? Нет. Такие разговоры тарифицируются как обычные звонки по условиям тарифа абонента. Мегабайты интернета не списываются.
Почему игроки хотят перевести на VoLTE всех абонентов? У этой технологии преимущества не только для абонентов. Она выгодна и игрокам, так как позволяет более эффективно использовать спектр. В идеальной картине мира, операторы могли бы отключить 3G и 2G, а выкупленные частоты в этих диапазонах использовать для 4G/5G.
Но есть нюансы. «Развитие VoLTE – важная часть для дальнейшего перехода на 5G. Однако в ближайшие годы не планируем отключать или сокращать частоты для 2G или 3G-сетей. Это объясняется как готовностью клиентов, так и ростом популярности других сервисов. Например, растет количество устройств M2M (IOT), 98% из которых используют 2G. Также остаются еще определенное количество смартфонов, которые не работают в LTE (только с 2G и 3G)», – поясняют в «Киевстар».
В «Vodafone Украина» говорят, что в долгосрочной перспективе такая цель есть. «Перевод голоса в VoLTE позволил бы провести рефарминг радиочастотного спектра и использовать высвободившиеся частоты в 2G/3G для мобильного интернета. В идеале картина выглядит таким образом. При этом мы понимаем, что полный переход абонентов на VoLTE зависит от множества параметров, в том числе от наличия коврового покрытия LTE, проникновения терминалов с поддержкой VoLTE. Поэтому говорить о переходе на VoLTE в ближайшие годы вряд ли можно», – уточняет Оксененко.
Яренко из lifecell приводит такие же аргументы и дополняет: «Наличие свободного частотного спектра очень важно для каждого оператора. Частоты – ограниченный ресурс, а мобильные технологии стремительно развиваются. С развитием технологий «умных городов» и интернета к сетям подключаются сотни и тысячи «умных» устройств, растет скорость доступа к сети. Поэтому операторам необходимо распределять частоты между сетями с разными технологиями, чтобы оказывать качественные услуги своим абонентам».