Лидирующее направление в индустрии цифровых развлечений - видеоигры и интерактивные медиа. По итогам 2017 года во всем мире эта индустрия сгенерировала $108,4 млрд. Это без азартных игр, а с ними будет, наверное, в два раза больше.
Это мощнейшая индустрия с гигантскими оборотами:
- каждый третий человек на планете 2,5 млрд играет в F2P-игры на ПК или мобильном телефоне;
- в 2017 году пользователи потратили на мобильные игры на $14 млрд больше, чем в 2016 году;
- индустрия киберспорта в 2017 году сгенерировала доход $756 млн и приблизится к отметке в миллиард долларов в этом году;
- снижение цен на VR-гарнитуры и появление must have тайтлов (экземпляров игры - Авт.) привело к 37% росту в XR-индустрии (extended reality - расширенная реальность - Авт.).
Игровые компании превращаются в компании полноценной глобальной индустрии развлечений. У нас есть экспертиза в том, как развлечь людей, что с ними делать, как их монетизировать, как удерживать их и развивать на протяжении какого-то времени. И мы видим, что вокруг тайтлов, которые мы выпускаем, начинает формироваться экосистема.
Понятный пример - вселенные комиксов. Посмотрите, что творит Marvel, что происходит с франшизами по супергероям. Это комиксы - смешные картинки, напечатанные когда-то на плохой бумаге, которые читали дети. И что с этой индустрией происходит сейчас? Когда вокруг одного тайтла - одной франшизы - выстраивается полноценная индустрия, которая проникает во все отрасли: видеоигры, кинопроект, телепроект, лицензирование сувенирки, школьных рюкзаков и прочего. Именно этим путем стараются двигаться крупные компании, добирая экспертизу, которой им не хватает.
О заработке в стриминге игр и комментаторах-немиллионерах
Если говорить об игровых компаниях, все видят какие сотни тысяч часов люди тратят на просмотр стримов. Мое любопытное наблюдение: люди не понимают, как можно смотреть, как кто-то играет в Танки, и платить за это. Хотя их не смущает, что люди так же периодически смотрят, как 22 миллионера играют в мячик. 22 миллионера выходят на поле - и какой-то вообще ни разу не миллионер это комментирует. Причем, смотрят люди, которые сами в футбол не играют. А когда рассказываешь, что то же самое происходит в видеоиграх, они удивляются. Хотя природа явления похожа: я не играю в футбол, но мне нравится смотреть красивый футбол. Я не играю в шутеры, но когда вижу, как кто-то красиво играет и интересно/смешно это комментирует, я это смотрю.
Стримеры игр генерируют очень много просмотров и учатся на этом зарабатывать. Игровые компании, естественно, тоже не хотят оставаться в стороне. Нам интересно понять, как монетизировать, можно ли этим управлять.
Стример или видеоблогер - это инструмент маркетингового продвижения. Вы договариваетесь с популярным YouTube-каналом о том, что он интегрирует ваш сервис или продукт в свое видео. На каком-то этапе, когда ваш продукт или ваша услуга или сервис становятся популярными, это становится бизнес-возможностью.
YouTube не так давно запустил сервис YouTube Gaming для трансляций. И достаточно давно существует сервис игровых трансляций Twitch - сейчас это уже собственность компании Amazon. Работает это так: вы садитесь, запускаете трансляцию, комментируете, играете, проходите игру или с кем-то соревнуетесь.
Интересное наблюдение: люди, которые смотрят на Twitch, как кто-то играет в Танки, Dota или Minecraft, и им все нравится, заносят деньги напрямую игроку. Там есть возможность сделать пожертвование/донат, оформить подписку, и часть этих денег - заработок стримера-транслятора.