Украина за несколько последних лет превратилась в глобальную «фабрику талантов» — это факт. Как известно, количество скупленных за короткий срок импортных талант-форматов здесь побило все европейские и даже латиноамериканские рекорды.
Россыпь талантов в Украине ослепительна. Как и завидные бюджеты наших телеканалов, которые могут себе позволить прямоэфирную роскошь затратных проектов.
Почему это смотрят? Чаще потому, что больше и смотреть-то нечего в уик-энд. И часто потому, что талант-форматы создали в Украине параллельный «мир», где хотя бы на несколько месяцев золушки становятся принцессами, а провинциалы — важными столичными штучками.
Иллюзия синтетического чуда, тотальная бездарность официального шоу-биза, жажда новых имен и фактор зрительского риска (победит—не победит?) — все это и превращает талант-шоу в любопытный аттракцион… в феномен новейшего времени. Кто там помнит прежних победителей и кому интересно, в каких кабаках они поют после недавних телетриумфов ? Не важно! Тут важен фактор риска, фактор выбора, фактор удачи… То есть «Х-фактор» проект, который оказался в текущем телесезоне в числе лидеров эфира. И во втором сезоне эта программа, взбодрившая свои показатели до 25% доли аудитории (средняя доля прошедших эфиров — 24,86 % по 18—54), разжигает страсти, предлагая обывателю «конфетный набор» из новых кумиров на час.
В этом году на «Телетриумф» выдвинут главный «драматург» нашумевшего проекта СТБ — Тала ОНИЩУК. Девушка уже второй сезон отвечает за сюжетные хитросплетения программы.
Тала как закулисный Ришелье «Х-фактора» и согласилась провести для ZN.UA экскурсию «лабиринтами Фавна» — по украинскому проекту, который во многом дает фору своему британскому прародителю.
— Тала, Украина не первая взяла в оборот продукт британских шоу-изобретателей? Ведь в России подобное зрелище появилось еще в 2005-м?
— У них была заметно адаптированная версия «Х-фактора» и называлась «Секрет успеха». Но программа, что называется, не пошла.
Потом в России появляется «Фактор А» — уже в этом году. Во главе проекта — сама примадонна Алла Пугачева. Но пока не известно, будет ли и у этой истории продолжение.
— Тогда почему в Украине именно этот британский формат так раскочегарили? В чем фактор очевидного рейтингового успеха?
— Понимаете, мы делаем упор на человеческий акцент в этом формате. То есть шоу-бизнес, несомненно, важен и интересен, но для нас важнее превратить программу в рассказ о разных людях. Я сама прошла достаточно непростой путь в разных талант-шоу (работала на «Танцах», «Україна має талант»), и могу сказать, что «Х-фактор» один из наиболее жестких форматов. Здесь напряжение участников и всей творческой группы зашкаливает.
— Несколько слов о творческой группе, сколько всего человек задействовано в работе над «Х-фактором»?
— Если в общем, то около 150 человек.
— В продолжение статистики… Какое количество аматоров собрали кастинги первого сезона и сколько в нынешнем?
— В первом сезоне было порядка 30 тысяч человек. Сейчас чуть больше. Около 35 тысяч. То есть заметна динамика роста.
— Но чаще всего это интерес заработать денег? Срубить два миллиона?
— Уверена — нет. Может быть, это высокопарно прозвучит, однако многих сюда ведет собственная мечта. Желание как-либо реализоваться.
— Хорошо. Пришли, попытались реализоваться. И где они теперь? Где ваш победитель Кузнецов, который никак не может выяснить отношения с какой-то компанией?
— Леша Кузнецов действительно связан обязательствами с компаниями Sony Music. Но он, безусловно, входит в пятерку наших первых финалистов, которых приглашают на разные концерты, корпоративы.
И потом, нельзя же заранее спрогнозировать, как повернется судьба того или иного человека? Может, через некоторое время он нас всех снова удивит? Как удивила, например, Ира Борисюк из первого сезона. Не имея специального образования, она все-таки вписалась в качестве ведущей в проект СТБ «Фермер шукає дружину» и дополнила эту передачу своей индивидуальностью.
Знаете, это бесконечный спор — кто кому нравится, кто вырвется вперед, а кто будет пасти задних? «Х-фактор» все-таки шоу, игра… Моему отцу, например, 60 лет. Как вы думаете, за кого он болел в первом сезоне? За Кузнецова!
Здесь многое на уровне — «нравится–не нравится». Поэтому смс-лидерство порою бывает часто непредсказуемым. Часто непредсказуемы вкусы самих зрителей.
— Но во втором-то вашем сезоне уже очевидно, кто подбирается к двум миллионам…
— Возможно, это только вам очевидно? А мы же можем говорить только о пятерке, которая идет друг за другом и делит лидерские позиции без особого отрыва.
— Ну почему же? Разрывы как раз заметны. Судя хотя бы по сайту СТБ, где активисты из социальных сетей бурно поддерживают студента из Донецкой области, физрука из Херсонской области, а также импровизированно скомпонованный дуэт из мальчика и девочки.
— Но это совершенно другое. Активность соцсетей — не эквивалент итогов смс-голосования.
— Скажите, а это правда, что на СТБ этот формат появился лишь после того, как Виктор Владимирович Медведчук вместе с Оксаной Марченко просмотрели у себя дома британскую «матрицу» — и утвердили…
— Откуда вы это взяли? Ни о чем подобном не могу говорить… Скажу одно: меня вызвал Владимир Бородянский и предложил подумать о дальнейшей работе в новом проекте. Я поначалу сомневалась. Но Владимир Владимирович настоял на своем. Поэтому ни о каких «подводных течениях» даже фантазировать не хочется.
— А можно загодя просчитать какие-то драматургические повороты? Конфликты судей? Страсти между участниками? То есть вы это драматургически выстраиваете?
— Главная драматургия на основе четко прописанных правил проекта — это импровизация, эффект соучастия. Искренность героев и судей. Если эти слагаемые присутствуют, тогда возникают интересные сюжетные повороты.
Ну и потом, посмотрите, ведь каждый наш участник — это уже герой какой-нибудь драмы или мелодрамы. Например, Виктор Романченко, который попал в проект после предварительного онлайн-соревнования… Это ведь тоже — отдельная пьеса о человеке, который преподавал физкультуру в херсонском вузе, обожал Queen, перепевал их песни. И вряд ли мог помыслить, что через короткое время его голос оценят миллионы .
— Этот герой из пьесы «Х-фактор» действительно любопытный тип: он идет как бы от противного… Не актерствует и не давит томную примадонну, как некоторые. Между его интересным голосом и его же человеческим образом вроде бы дистанция. И в этом, кстати, интерес.
— Вы знаете, мне кажется, что в случае с Виктором для него же не так и важно — забрезжит ли большое будущее в шоу-бизнесе и нужен ли ему этот бизнес вообще? Имея уникальный голос, он получает радость уже от того, что просто поет. Естественная радость от процесса пения… И мне кажется, он не будет сильно страдать даже если соберет маленькую кассу на своем будущем концерте. Даже если к нему придет один слушатель, он будет петь с такой же отдачей.
— Ну вот, судя по всему, страна и разделится ближе к Новому году на тех, которые за физрука, и на тех, которые за вашего Веремейчика. И, на мой взгляд, победит последний, потому что массово голосуют девочки, подростки, постбальзаковские дамы, для которых не важны вокальные данные, а которых привлекает синтетический нарциссизм того или иного человека из телевизора.
— Ну, вы напрасно… У этого человека непростая судьба, его тревожит, понимает ли публика его внутренний мир…
— А в чем, интересно, здесь трудности — если уже поступил в училище Глиэра, если уже сделал шаг к профессиональному исполнительству, а теперь такая массированная телевизионная поддержка? Здесь-то как раз все очевидно.
— Давайте не загадывать. Будущее покажет. И на пьедестале лидерства возможны, порою, самые непредсказуемые комбинации. Кто, например, мог представить, что быстро покинут проект замечательные ребята из Винницы. А ведь и их рассматривали как лидеров. Или девочка с боевым характером — Женя. Или Олег Кензов, который столкнулся с труднейшими обстоятельствами — заболел, едва не потерял голос… Но теперь, тьфу-тьфу, кажется, все нормально, и армия его поклонников возрастает. И Олега мы еще услышим «во весь голос».
— Принцип подбора песен в вашем проекте часто вызывает недоумение, часто этот принцип попросту расходится с заданной тематикой.
— Например? Какие вы можете привести факты?
— Всего-то не упомнишь… Но вот, допустим, вы заявляете хиты 80—90-х, а ставите в эфир песню на стихи Пастернака «Свеча горела на столе», которая раскрутилась только в 2000-е. Или же, например, объявляете тематику — радиохит, и предлагаете композиции, известные только избранным.
— Здесь многое зависит от настойчивости продюсера. Если он видит исполнителя в той или иной песне, то порою спорить с ним трудно. Тем не менее мы все-таки стараемся соответствовать заданным темам.
— Скажите, а на больших хуралах канала может ли стать объектом для разбора полетов, скажем, такой персонаж как Оксана Марченко… Порою ее могут упрекать в элементах однообразного ведения, хотя эту женщину хочется защищать всегда, так как она красива — и уже одного этого достаточно.
— Оксана — замечательная ведущая. Здесь не может быть двух мнений. В «Х-факторе» она должна быть искренней — с участниками, судьями, зрителями… И она есть таковая. Возможно, на допрямоэфирных этапах кастингов она часто обращается к участникам со словами поддержки «Молодец!», «Отлично!» — и каким-то зрителям этого кажется недостаточно. Но тут уж, извините… Порою и одно слово, и один взгляд значат больше, нежели пространные тирады иных телеведущих.
— В нынешнем сезоне «Х-фактор» явно умышленно сегментирован — на разные возрастные категории. От дедушки до внучки. Это тоже предполагает британский формат?
— Нет. Формат это не предполагает. Возраст в данном случае не имеет значения.
— Значит это решение канала — ухватить как можно больше возрастных групп, привязав их к программе? Мол, пожилые люди будут голосовать за дедушку Владимира Ивановича, а дети за мальчика Влада из России?
— Здесь совпали интересы и продюсеров — в определенных исполнителях, совпали также интересы канала — открыть как можно больше ярких людей вне зависимости от их возраста.
Например, тот же Владимир Иванович, которому 71 год и он уже давно на пенсии, стал, на мой взгляд, украшением и откровением «Х-фактора». Он у нас — воплощение мудрости, человеческого достоинства. Такой себе «батяня-камбат». Мало того, что замечательный исполнитель, так он еще и прекрасный спортсмен, очень активный человек.
— И как этому почтенному человеку обитать в закрытом пространстве вместе с пацанами… С ума можно сойти старику за несколько месяцев…
— Да, он живет вместе со всеми в Пуще-Водице, при этом раньше всех поднимается, своим опытом многих дисциплинирует. Хотя и один из самых молодых наших участников — Влад Курасов из России — невероятно самостоятельный человек, желающий добиться своей цели.
— А бывают во время обитания ваших участников в Пуще-Водице инциденты: когда кто-нибудь все-таки хочет вырваться из плена и вернуться домой?
— Женя Тарайкович поначалу скучала за домом, переживала, а потом, когда увидела сестру, то успокоилась и ринулась в бой с новыми силами.
— Судя по всему, в «Х-факторе» вы не собираетесь делать ставки на пиар-романы, на лавстори между участниками?
— Если бы такие романы были, то, поверьте, СМИ узнали бы о них первыми. А так — есть то, что есть.
Между тем наши герои подружились . Когда заболел Олег Кензов, его поддержали все исполнители. Лучшие друзья среди наших участников — Света и Влад. Они как энергообменные сосуды. Влад не отходит от нее, делится своими переживаниями. А Света часто его успокаивает. Они как брат и сестра, которые неожиданно нашли друг друга на одной программе. Влад Курасов из России, хотя за рубежом мы не проводили кастингов, а люди, как видите, сами смотрят по Интернету «Х-фактор» и стремятся проявить себя в Украине.
— Уже в самой Украине не возникнет в ближайшее время для телевизионщиков такой проблемы, как кризис качественных кадров для талант-шоу? Ведь каналы не унимаются, охота на аматоров продолжается.
— Пока такого кризиса не испытываем. И потом — форматы на разных каналах все-таки отличаются…
— Они практически ничем не отличаются.
— Все-таки «Фабрика звезд» — более зажатые рамки для исполнителей (в отличие от «Х-фактора»), а «Голос країни» делает ставку на профессиональных исполнителей.
— Но какие же там профессионалы, если работяга Мирзоян соревнуется с дочкой Матвиенко?
— Тем не менее уже после многих наших кастингов участники «выныривают» в других проектах, на других телеканалах. Например, на «Шоу №1» можно заметить многих ребят, прежде пробовавших свои силы именно в проектах СТБ…
— Так все-таки кризис?
— Нет.. На мой взгляд, расцвет.
— Получают ли исполнители, пребывающие в заточении в Пуще-Водице, какие-то суточные? Ведь надо же на что-то жить.
— Нет. Суточные они не получают. Но участники находятся на полном содержании канала — питание, проживание плюс все, что касается подготовки их концертных номеров. Естественно, что за каждым закреплен педагог по вокалу.
— Два миллиона призовых — это без налога?
— Победитель получает на руки два миллиона гривен, а налоги берет на себя канал.
— С какими главными трудностями сталкиваются участники проекта во время эфирной и закулисной жизни?
— Пожалуй, главная трудность — все-таки некая их изолированность от прежнего привычного мира. Некоторым действительно тяжело… Поэтому по воскресеньям мы и организовываем совместные походы в кино, чтобы они как-то развеялись и на время вернулись к прежнему ритму жизни.
— И последний вопрос… Почему вы не развернете кампанию (в связи с «Х-фактором») по ставкам букмекеров, как это делается на Евровидении?
— Вопрос не ко мне. Впрочем, ставки сделаны... Самими телезрителями.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям