Фильм о Высоцком: Говорухин назвал сценарий "мерзостью", а фанаты вычислили героя по ушамЛицо барда лепили из воска и пластилина, а грим на актера наносили по 6 часов ежедневно.
Уже 1 декабря в Украине выходит в прокат нашумевший фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Пожалуй, еще ни одна российская картина не вызывала столь бурных обсуждений. А все из-за того, что актер, сыгравший Владимира Высоцкого (имя артиста создатели фильма даже не включили в финальные титры — случай доселе небывалый! — в остальных ролях: Оксана Акиньшина, Владимир Меньшов, Андрей Панин), мистическим образом выглядит полной копией знаменитого барда.
Налет скандальности картине придает и ее сюжет. Сценарист «Высоцкого» Никита — он же младший сын Владимира Семеновича, не побоялся построить свое кино вокруг того, как его отцу в 1979 году во время одного из концертов стало плохо с сердцем, в результате чего тот пережил клиническую смерть. Виной тому стали тяжелые нагрузки (бард вел просто бешеный ритм жизни: репетиции в театре, съемки в кино, по три концерта в день, написание стихов, да еще усугблял все это пьяными загулами, наркотиками, любовными интрижками). Это сейчас все уже знают о пагубных привычках поэта (первой об этом заявила в своей книге «Высоцкий, или Прерванный полет» его жена Марина Влади, чем и нажила себе немало врагов).
По сути, Никита пошел тем же путем — решил показать своего отца реальным, то есть таким, каким он был: со всеми его сильными и слабыми сторонами, а не в образе «иконы». А такой подход многие поклонники Высоцкого до сих пор принимают в штыки. Мол, нам интересны роли и песни Семеновича, а не его грязное белье или чем он там кололся. Отсюда и многочисленные претензии и критика. Но критиковать или хвалить стоит лишь после того, как выйдет сам фильм (нашу рецензию читайте уже завтра). Пока же мы решили разобраться в том, как именно оживляли Высоцкого.
Клиническая смерть. Вокруг нее строится весь сюжет картиныИСКУССТВО ПРЕВРАЩЕНИЯ. Первоначально планировалось, что Высоцкий будет... компьютерным. Но, как оказалось, пока это не реально. Ну не будет спецэффектный человек (да еще и главный герой картины) выглядеть реалистично. Да и затратно это очень — овчинка выделки не стоит. Потому обратились к гриму. Колдовал над Высоцким гример Петр Горшенин. По его словам, уговаривали его взяться за эту работу долго. «Очень трудно создать образ реального человека, — признается Горшенин, — тем более человека, которого знает вся страна, которого многие знали лично. Чтобы добиться нужного результата, на стадии подготовки мне пришлось производить все этапы формовочных (делалась специальная а-ля маска. — Авт.) работ 9 раз. По времени это заняло полгода».
Как рассказал нам Никита Высоцкий, от идеи лепить маску с посмертной отказались сразу (тем более, делалась она с уже поплывшего и застышего лица. — Авт.). Творили по архивным фотографиям (их было около 500), на которых можно было подробно и во всех ракурсах рассмотреть Владимира Семеновича. Гримеры делали точную копию лица актера, после чего на этой же модели с помощью воска и пластилина воссоздавали лицо. Учитывать приходилось мельчайшие детали — вплоть до морщинок и родинок. Потом с маски снимали форму, в которую заливали специальный силиконовый состав. И лишь после этого получали комплект пластических деталей: подбородок, нос, лоб — все отдельно. На несчастного актера черты Высоцкого гримеры наносили в течение шести часов ежедневно! Сам грим обошелся его создателям примерно в
$30 000.Квартира барда. Декораторам пришлось изрядно постаратьсяВОССОЗДАНИЕ ЭПОХИ. Как говорит все тот же Никита Владимирович: «Наш фильм — не исторический». И тем не менее создателям картины пришлось немало потрудиться, чтобы реконструировать антураж той эпохи. Так, стильные кожаные куртки копировали с вещей конца 70-х, рубашки Высоцкого воссоздавали по фотографиям (кстати, рубашка, в которой умирает бард, была пошита в 10 экземплярах). Некоторые вещи — обувь, дефицитные по тем временам джинсы — покупали на барахолках или в винтажных магазинах. Присутствует в кадре и реальная гитара Владимира Семеновича — ее принесли на площадку не ради реквизита, а как талисман — на удачу. А вот мебель, да и вообще вся обстановка в квартире (ставшей «заставкой» на официальном сайте картины) барда — новье: все воссоздавалось по фотографиям.
«МЕРСЕДЕС» СЕМЕНОВИЧА. Бытует такая распространенная легенда, что в конце 70-х в Москве было всего три автомобиля марки Mercedes-Benz: у Владимира Высоцкого, Леонида Брежнева и Анатолия Карпова. На самом деле это чистой воды байка. Из реального в ней лишь марка авто и имя одного из владельцев — у барда действительно был мерс. Высоцкий, как и любой нормальный мужик, просто фанател от хороших машин. До «Мерседеса» у него были «Жигули», которые он успешно разбил (актер любил лихачить с ветерком), потом «Рено» — подарок Марины Влади, «БМВ» (собственность Влади — Высоцкий ездил на нем по доверенности). И лишь в 1976 году Владимир Семенович приобрел себе «Мерседес-Бенц» 1974 года выпуска — цвета «голубой металлик».
Режиссер Петр Буслов буквально загорелся идеей найти и снять реальный мерс, но задумка осталась лишь задумкой — след машины затерялся во времени. Авто нужного цвета (довольно редкого) удалось найти лишь в Германии — в Дрездене. После чего машину эвакуатором (мерс был на ходу, но решили зря его не гробить) доставили в Россию. «Бенц» оказался практически близнецом машины Высоцкого. Из различий: двигатель у него менее мощный. Да еще пришлось поменять переднюю панель, чтобы даже магнитола была один в один как у Высоцкого. По окончании съемок машина стала участником... промо фильма. Для рекламы ее выставили в одном из кинотеатров Москвы.
КТО ЖЕ ОН? ФАНАТЫ ГАДАЛИ ПО УШАМСтоило появиться первым фото к фильму, где неизвестный актер предстал перед зрителями в образе Высоцкого, как фанаты сразу же начали строить догадки: кто это? Решили вспомнить старинный «ментовский» метод, когда людей вычисляли не по отпечаткам пальцев, а по форме ушей.
Сравнив, забраковали версию, что на фото реальный Высоцкий. Не сильно похоже на оригинал и ухо Владимира Вдовиченкова. А вот ухо Безрукова — копия.
КТО ЕСТЬ КТО В КИНОВЛАДИМИР МЕНЬШОВ. В картине Меньшов сыграл Шефа — именно так «за глаза» называли актеры Театра на Таганке, в котором служил и Высоцкий, своего художественного руководителя — Юрия Любимова. При этом его образ, как рассказали нам создатели фильма, вместил в себя не только Любимова, но и Станислава Говорухина, и Михаила Швейцера, и других режиссеров, с которыми довелось работать Владимиру Семеновичу. По словам Никиты Высоцкого, на эту роль был нужен человек жесткий, с явными командно-лидерскими задатками.
ОКСАНА АКИНЬШИНА. Звезде «Стиляг» также досталась собирательная роль — она воплотила образ всех любимых женщин барда: первую жену Изу Высоцкую, вторую — Люсю Абрамову (она же мать его двоих детей) и третью — «русскую француженку» Марину Влади. Хотя в последние годы актер все больше увлекался юной студенткой по имени Ксюша, которая позже стала женой Леонида Ярмольника. По сюжету, Акиньшиной придется выводить Высоцкого из его многочисленных запоев.
ИВАН УРГАНТ. Сыграл в фильме небольшую роль человека из окружения Высоцкого. При этом именно его кандидатура вызвала у фанатов наибольшее неприятие, мол, зачем его взяли — он же везде играет одну и ту же роль — ведущего «Большой разницы». Сам актер признается, что, как и все, проходил кастинги: «Знаю, что до меня пробовалось несколько актеров. Но Петр Буслов почему-то взял именно меня». Признается, что, когда впервые увидел актера в гриме Высоцкого, испытал шок: «Мы должны были играть сцену в самолете. Сижу-жду, вдруг входит Владимир Семенович и начинает со мной общаться. Я просто обалдел».
ДРУЗЬЯ И КОЛЛЕГИ БАРДА — О ФИЛЬМЕЛАРИСА ЛУЖИНА. Снималась с Высоцким в «Вертикали». «Да, гримеры сотворили чудо — схожесть просто потрясающая: прическа, жесты, пластика, — рассказала нам актриса. — И в то же время мне будет больно смотреть на Безрукова-Володю на экране, даже неприятно. Я вообще считаю, что неправильно снимать кино о человеке, память о котором еще слишком жива. Снимайте кино о Пушкине, жившем в другом веке. К тому же я против того, чтобы на экран выплеснули все болезни Володи, все его наркотические загулы».
СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН. Снимал Высоцкого в «Белом взрыве». «Я читал сценарий, и мне даже предлагали снять по нему фильм, — сказал нам режиссер. — Но я отказался, потому что сценарий — мерзость. Он весь в целом неправдивый. А меня уговаривали, мол, напишите новый, какой посчитаете правильным. Но я не смог этого сделать — вот не лежит у меня душа к этому фильму, и все! А Безруков... Примелькался он уже, его и так на том свете поджидают Есенин и Пушкин, а теперь еще и Володя».
ВАЛЕРИЙ ЗОЛОТУХИН. Друг и коллега по Театру на Таганке. «Я знаю, что у людей этот фильм вызывает резкое неприятие, — говорит актер. — Но я бы не был столь категоричен. Я доверяю Никите — он бы не стал делать хоть что-то, порочащее память о его отце. А здесь весь проект — его. Начиная от идеи и заканчивая сценарием. И с ним он носился, прежде чем смог реализовать, несколько лет. Никите нелегко — его многие обвиняют в том, что он пиарится на Володе. Мне тоже приходилось не раз слышать такое в свой адрес».
Алекс Панченко,
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям