Российский Интерфакс сообщил, что легкий многоцелевой самолет «Байкал» совершил свой первый полет. Это самолёт на смену Ан-2.
Современный девятиместный аппарат поднял в воздух с аэродрома Екатеринбург (Арамиль) летчик-испытатель 1-го класса Валентин Лаврентьев. Действуя в соответствии с полетным заданием, выполнил полет на высоте 500 метров продолжительностью около 25 минут, совершив маневры, необходимые для проверки устойчивости и управляемости самолета в воздухе. Пилот сообщил, что задание выполнено полностью, системы самолета работали в штатном режиме.
https://www.youtube.com/watch?v=Htwxu87gj1kОжидается, что машина, разрабатываемая ООО «Байкал Инжиниринг», дочерним предприятием АО «Уральский завод гражданской авиации», заменит на местных воздушных линиях ветерана Ан-2. Опытный образец самолета был показан в июле 2021 года на 15-м Международном авиакосмическом салоне «МАКС-2021», а уже на 2024 год запланирован запуск её серийного производства.
На самом деле, в этой истории мало перемог и много зрады.
Начать нужно с того, что первоначально замена Ан-2 заказывалась Сибирскому НИИ авиации имени Чаплыгина (СибНИА). Были разработаны самолёты ТВС-2МС (ремоторизованный Ан-2) и ТВС-2ДТС (цельнокомпозитный самолёт-биплан). Однако самолёт, созданный СибНИА, не отвечал целому ряду требований заказчика. Прежде всего самолёт оказался переразмеренным. Согласно действующим российским нормам лётной годности число пассажиров на борту однодвигательного самолёта не должно превышать 9 человек, что не позволит в полной мере реализовать внутренние объёмы и грузоподъемность ТВС-2ДТС (рассчитан на 12 — 14 пассажиров). Кроме того, ТВС-2ДТС имеет взлетную массу свыше 5700 кг, что исключает управления самолётом членами экипажа со свидетельствами частного (PPL) и коммерческого (CPL) пилота и требует подготовки в качестве линейного пилота в вводом в строй на конкретном типе. Также, к 2019 году в России не удалось локализовать критические компоненты ТВС-2ДТС: турбовинтовой двигатель мощностью 1100—1300 л. с. и углепластиковую ткань нужного типа. В итоге Минпромторг отказался от развития проекта ТВС-2ДТС и объявил новый конкурс на создание лёгкого многоцелевого самолёта.
В сентябре 2019 года стало известно, что Минпромторг определил Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) как разработчика лёгкого многоцелевого самолёта на замену Ан-2 в варианте моноплана. В том же месяце Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) выдал одобрение на аванпроект применения
двигателя ВК-800 в качестве силовой установки самолёта с рекомендацией разработать как двухдвигательный, так и однодвигательный вариант самолёта.
В УЗГА заявили, что моноплан будет иметь взлётный вес 4800 кг. Взлётно-посадочные характеристики новой машины должны соответствовать или превосходить характеристики Ан-2: самолёт должен иметь крейсерскую скорость 300 км/ч, дальность не менее 1500 км с нагрузкой 2 тонны. Предполагается, что новый самолёт будет гораздо меньше зависеть от критически значимых импортных комплектующих, в частности, двигатели и композитные материалы планера будут российскими.
Лётные испытания планировались на октябрь 2021, но затем были перенесены на начало 2022 года. И полетел Байкал на импортном двигателе H80 компании GE. Движок современный и очень хороший в плане ресурса и экономичности, но импортный - чешский.
А российский двигатель ВК-800 компании Климова оказался долгостроем. Разрабатывается больше 20 лет. К 2020 году обещали получить лётный сертификат. Двигатель должен выпускаться в вертолётной и самолётной версиях. Но позже приоритет отдали самолётной версии.
Кстати, стоит напомнить, что в 2009 г. под давлением правительства США канадская компания «Пратт-Уитни Кэнэда» после военного конфликта 2008 г. с Грузией фактически отказалась поставлять в Россию двигатели для вертолетов «Ансат» (РW-207K) и Ми-38 (PW-127T/S).
Испытания двигателя ВК-800В на стенде стартовали в начале 2008 г., в середине того же года был сделан второй опытный образец ВК-800В. На 2018 г. планировалось начать летные испытания перспективного ТВД.
Ещё один российский проект был по серийному производству лицензионных самолетов МВЛ L-410UPV на Уральском заводе гражданской авиации в городе Арамиль (население чуть более 15 тыс. чел.) Свердловской области на территории второй очереди особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина». Обещали запредельный уровень локализации, но вместо этого первые самолёты прилетели на Урал из чешского города Куновице. И видимо что-то пошло не так. Теперь вот новый проект. И тоже на импортном двигателе.