В конце октября корреспондент Reuters встретила в клинике «Согаза» Александра Кузнецова, которого называет командиром одного из подразделений ЧВК Вагнера (позывной Ратибор). Кузнецов, у которого при встрече была забинтована рука, подтвердил, что он боевой командир и был в Ливии, где россияне «ведут борьбу с международным терроризмом для защиты интересов Москвы». При этом в армии Кузнецов, по его словам, не служит.
Бывший сотрудник ЧВК Вагнера, который тоже лечился в клинике «Согаза» после ранения, и еще один частный военный специалист узнали Кузнецова на фотографии и подтвердили, что он командир штурмового отряда ЧВК Вагнера и что он был ранен этой осенью в Ливии.
Клиника «Согаза» на канале Грибоедова предлагала медицинские услуги бойцам ЧВК Вагнера как минимум с 2016 года, рассказал бывший боец группы, который лечился в клинике. По словам собеседника Reuters, он попал туда после тяжелого ранения в Сирии. В одно время с ним там лечились еще пятеро или шестеро раненых вагнеровцев. Еще об одном бойце ЧВК Вагнера, который лечился в клинике «Согаза» после серьезного ранения в Сирии, рассказала Reuters его мать.
Мать раненного и один из вагнеровцев сказали, что лечение было бесплатным и они не знают, кто оплачивал расходы. При этом в некоторых случаях расходы значительные. По словам матери раненого вагнеровца, только одна из медицинских услуг, которую получил ее сын, стоила около $10 000.
Сотрудник клиники подтвердил, что там лечатся раненные за границей бойцы.
«Согаз» и Министерство обороны не ответили на запрос Reuters. А генеральный директор клиники Владислав Баранов по телефону сказал корреспонденту агенства: «Забудьте про наши клиники, я вам советую».
Как напоминает Reuters, в России участвовать в военных конфликтах в качестве наемников считается преступлением. А российское законодательство требует от медицинских учреждений сообщать в полицию в случаях поступления пациентов с травмами насильственного характера.
Согласно данным журналистским расследований целого ряда СМИ, бойцы частной военной компании Вагнера принимали участие в боевых действиях на Украине, в Сирии, Ливии. Сообщения о их возможном присутствии приходили и из других африканских стран. В некоторых случаях участие ЧВК Вагнера в боевых действиях помогало сократить потери российской армии, утверждали СМИ.
В июне 2019 года Путин признал, что в Сирии работают российские частные военные компании. «Что касается частных охранных компаний, под эгидой которых действуют люди, о которых вы упомянули, они там действительно присутствуют. Это не государство российское. И они не являются участниками боевых действий, к сожалению или к счастью», — заявил тогда президент России.
В декабре 2019 года, отвечая на просьбу турецкого журналиста прокомментировать сообщения западных СМИ о российских наемниках в Ливии, Путин ответил: «Вы верите тому, что пишут в западных СМИ? Почитайте, что там пишут о Турции, и вы измените свое отношение».
Чем известен «Согаз»? Крупнейшими акционерами «Согаза» являются ООО «Аквила» (среди его бенефициаров друг президента Владимира Путина Юрий Ковальчук и его супруга Татьяна), «СГ-инвест» председателя правления «Согаза» и бывшего помощника Сечина Антона Устинова, «Газпром газораспределение», ООО «Акцепт» двоюродного племянника Владимира Путина Михаила Шеломова, ООО «Кордекс», которое теперь принадлежит ВТБ.
Группа клиник «Согаз Медицина», 96,8% которой владеет АО «Согаз», создана в 2010 году, в нее сегодня входят шесть клиник. Выручка компании в 2018 году, по данным «СПАРК», достигла 1,7 млрд рублей.
Согаз страхует жизнь и здоровье служащих российской армии и национальной гвардии, следует их данных сайта госзакупок.