Зарождающиеся мобильные платежные системы создадут серьезные проблемы традиционным банкам, предсказывает исследовательское отделение Deutsche Bank Group. Чтобы не уступить свои позиции будущим Google Bank или Apple Bank, банкирам в следующие 3—5 лет придется придумать достойную альтернативу.В последние годы финансовый сектор находится под огромным давлением. Пока банки борются с последствиями кризиса, национальные и международные регуляторы устанавливают все более жесткие правила. Тем временем все больше клиентов теряют доверие к банкам, свидетельствуют данные Ernst & Young. Но в скором времени эти неприятности могут показаться финансистам цветочками, предупреждает компания DB Research, исследовательское подразделение Deutsche Bank Group. Главным вызовом для банков станут стремительно развивающиеся технологии и интернет-продукты.
Смартфоны, планшеты, электронные книги стали обыденностью для сотен миллионов человек по всему миру. Все больше трат происходит с помощью этих девайсов в интернет-магазинах. Логичным продолжением цифровой эволюции должна стать смена не только «места» покупок, но и способа их оплаты. Рынок инновационных мобильных платежей существует уже сейчас. Но он находится в зачаточном состоянии даже в странах-пионерах вроде США и Японии. Там подобные бизнес-модели стали появляться только год-два назад.
Однако в ближайшие несколько лет нас ждет революция финансовых сервисов, уверены в DB Research. И далеко не факт, что ее возглавят банки. Традиционные кредитные организации будут сгибаться под тяжестью регулятивных барьеров, и им будет все сложнее внедрять инновации. Зато цифровым гигантам будет довольно легко выйти на новую для них территорию.
Битва между банками старой формации и
Google Bank, Apple Bank, Amazon Bank будет развиваться по четырем сценариям.
Не выиграет никтоЭто самый пессимистичный с точки зрения прогресса сценарий. Согласно ему традиционные банки будут уделять мало внимания внедрению новых технологий, а специальные интернет-банки не смогут добиться успеха. Существующие кредитные организации попросту испугаются финансовых рисков и будут со стороны наблюдать, как идут дела у их конкурентов из Сети. И это будет грустное зрелище, поскольку потребители не примут идею платежей с помощью мобильного телефона. Причин у отказа может быть несколько. Во-первых, клиенты могут оказаться излишне консервативными и не увидят преимуществ в мобильных платежах по сравнению с оплатой пластиковыми картами. Во-вторых, сами интернет-компании не решатся вводить новые технологии, поскольку посчитают их слишком дорогими или не смогут решить вопросы безопасности.
Традиционные банки потеряют деньгиЭтот сценарий похож на предыдущий тем, что победителей в борьбе за инновации не будет. Разница заключается в том, что классические банки первыми начнут вводить инновационные бизнес-модели. Они даже будут сотрудничать с цифровыми компаниями для создания новых интересных продуктов. Но по причинам, изложенным выше, вложения банков не приведут к успеху, а все их инвестиции сгорят.
Победят «ранние пташки»Согласно этому сценарию внедрять новые технологии бросятся все — и банки, и интернет-компании. Внедрение высоких технологий пройдет легко и задорно: будут придуманы рекламные кампании в точках продаж, программы лояльности и т. д. Массированная атака на потребителя приведет к тому, что использование новых продуктов (например, «облачных кошельков») войдет в привычку у большого количества клиентов. Сначала на рынке будет существовать множество игроков. Но затем настанет этап слияний и поглощений. Успешные стартапы будут покупаться крупными компаниями. А не сумевшие создать коалицию игроки уйдут с рынка. В результате останутся нескольких стратегических союзов, сформированных из традиционных банков, цифровых и телекоммуникационных компаний. Победят «ранние пташки», то есть те организации, которые успеют оседлать цифровую волну.
В итоге часть традиционных кредитных организаций сможет расширить свой продуктовый портфель в области мобильных финансовых услуг, а резвым интернет-компаниям удастся завоевать рынок.
Классические банки опоздаютФинансовые институты классического уклада не смогут выработать стратегию, которая позволила бы воспользоваться технологическими возможностями. В результате у классических банков не получится занять хоть сколько-нибудь значимое положение ни в сегменте онлайна, ни в POS-кредитовании.
Более того, операторы платежных систем ринутся в те области, в которых раньше доминировали банки, а именно в традиционный банковский бизнес по выдаче кредитов и приему денежных средств во вклады. Все же им не удастся охватить полный спектр банковских услуг, поэтому системы мобильных платежей ограничатся лишь стандартными продуктами и услугами (кредитные карты, потребительские кредиты, депозиты).
Появление новых продуктов приведет к сокращению доли традиционных банковских учреждений в пользу таких рыночных игроков, как Apple Bank, Google Bank и пр.
Последствия для бизнеса банков будут более суровыми, так как они окажутся вовлечены в деструктивную конкуренцию, в результате которой потеряют ощутимые доли рынка.
Александра КРАСНОВА, Banki.ru