PayPass: хроники войны с наличными (часть 2)
В сентябре 2005г. американское подразделение британской финансовой группы HSBC Group – банк HSBC USA – приступило к эмиссии бесконтактных карт MasterCard PayPass в США. Предполагалось, что к концу 2005 г. банк выпустит около 1 млн. карт. HSBC стал первым банком, полностью перевыпустившим портфель своих дебетовых карт для предоставления услуги PayPass.
В октябре 2005г. MasterCard и USA Technologies объявили о начале совместного проекта по разработке быстрого и удобного способа оплаты товаров через торговые автоматы. Электронные порты, разработанные USA Technologies для безналичных расчетов и сетевых услуг, в сочетании с решением PayPass для безналичных платежей предоставили покупателям новый способ оплаты услуг без использования наличных или монет, совершив таким образом переворот в индустрии торговых автоматов, оборот которой составляет 40 млрд. долл. США.
В октябре 2005г. MasterCard приступила к реализации пилотного запуска технологии PayPass на рынке Японии совместно с Pocket Card и Itochu Enex. Начиная с декабря 2005г. держатели карт Car Enex Itsumo смогли оценить преимущества PayPass в ряде сервисных центров Itochu Enex в г. Чубу (Япония).В октябре 2005г. компания MBNA приступила к выпуску карт с функцией MasterCard PayPass для клиентов в г.Атланте (США). Выбор Атланты для выпуска первых карт связан с тем, что необходимое для приема карт оборудование уже было установлено в нескольких сотнях торговых предприятий города.В ноябре 2005 г. Citi Cards Canada и канадская сеть заправочных станций PetroCanada объявили о начале сотрудничества с целью массового внедрения технологии MasterCard PayPass в Канаде. На начальном этапе проекта технология стала доступна лишь некоторым держателям карт Citi PETRO-POINTS MasterCard на 62 заправочных станциях PetroCanada. В то же время партнеры планировали в дальнейшем охватить программой PayPass всю клиентскую аудиторию Citi PETRO-POINTS и все АЗС PetroCanada в Канаде к 2006 г.
В ноябре 2005г. крупнейшая сеть розничных магазинов Wawa, насчитывающая более 540 отделений в Среднеатлантическом регионе США, объявила о начале приема карт PayPass в магазинах на территории штатов Нью-Джерси, Пенсильвания и Делавэр (США). Позже сеть приема расширилась за счет магазинов в Мэриленде и Вирджинии. Помимо этого, к началу 2006 г. все 150 магазинов Wawa, расположенных на заправочных станциях, были оборудованы для приема MasterCard PayPass.
В феврале 2006 г. технология OneSmart MasterCard PayPass была запущена в Малайзии. На начальном этапе проекта более 30 торговых сетей Малайзии начали принимать PayPass.
По состоянию на I квартал 2006г. в мире выпущено 7 млн. карт и устройств PayPass для потребителей, принимаемых в 30 тыс. торговых предприятий по всему миру. Сразу несколько программ на базе технологии PayPass внедряются в десяти странах мира – США, Канаде, Великобритании, Японии, Корее, Ливане, Малайзии, Австралии, Тайване и на Филиппинах.
В марте 2006 г. MasterCard International и JCB International объявили о заключении соглашения об использовании единого коммуникационного протокола для обслуживания радиочастотных бесконтактных платежей, основанного на стандарте ISO/IEC 14443.
По условиям соглашения карты и терминалы, поддерживающие бесконтактные платежи по картам MasterCard International и JCB International, будут действовать в едином коммуникационном протоколе и проходить согласованное тестирование. Использование единого протокола позволило поставщикам терминального оборудования снизить стоимость и время продвижения на рынке новых продуктов, поддерживающих бесконтактные платежные технологии. В свою очередь, торгово-сервисные предприятия получили возможность принимать к оплате бесконтактные карты нескольких платежных систем, а также сократить время для программирования и тестирования оборудования для приема карт. Как отметил Шуан Гайдан (Shuan Ghaidan), глава Подразделения продаж и продвижения продуктов MasterCard International в Азиатско-Тихоокеанском регионе, соглашение с JCB позволило MasterCard существенно продвинуться в создании коммуникационных стандартов для бесконтактных платежных программ.
В апреле 2006 г. MasterCard International и германский производитель микропроцессорных карт Giesecke&Devrient обнародовали новое технологическое решение, позволяющее загружать и персонализировать платежное приложение на мобильный телефон.Таким образом, держатели бесконтактных платежных карт MasterCard PayPass получили возможность использовать для покупок свой мобильный телефон. До конца 2006 г. платежная система намерена провести тестирование этого решения в США.
По данным платежной системы, для подключения к услуге пользователь должен открыть счет PayPass и зарегистрировать номер своего мобильного телефона в банке-эмитенте. Далее банк пересылает на телефон клиента платежное приложение и необходимый набор дополнительных данных для его корректной работы. Для передачи используется стандартная сеть мобильной связи, а не NFC. Новое решение MasterCard является развитием технологии мобильных платежей, тестирование которой проводилось в 2003 г. в Далласе (США) при участии компании Nokia.
Commonwealth Bank of Australia объявил о начале реализации пилотной стадии первого в Австралии пилотного проекта MasterCard PayPass, которая будет проводиться в течение 6 месяцев на Центральном побережье штата Новый Уэльс, в Сазерлендшире и в Воллонгонге. На данном этапе банк намерен эмитировать 33 тыс. кредитных карт на базе технологии PayPass, которые могут использоваться для оплаты товаров и услуг в 150 торгово-сервисных точках штата. В пилотном проекте используются бесконтактные чиповые карты с дуальным интерфейсом GemInstant производства Gemplus.
В мае 2006г. MasterCard International и южноафриканский Standard Bank объявили о запуске пилотного проекта эмиссии бесконтактных карт MasterCard PayPass. Тестирование нового карточного продукта проходит в головном офисе банка (г. Йоханнесбург). Сотрудники Standard Bank, участвующие в пилотном проекте, могут использовать карты MasterCard PayPass для совершения бесконтактных покупок в торговом комплексе, расположенном на территории офиса банка.
В июне 2006г. один из крупнейших эмитентов кредитных карт в Тайване банк Chinatrust и MasterCard Worldwide объявили о выпуске первых в мире часов с функцией бесконтактных платежей на основе технологии MasterCard PayPass. Производителем часов выступила знаменитая австрийская компания LAKS GmbH, производителем бесконтактных чипов – компания On Track Innovations Ltd. Часы Chinatrust MasterCard PayPass спортивного стиля выпущены ограниченным тиражом к Чемпионату мира по футболу 2006г. в Германии.
В июне 2006г. MasterCard Worldwide совместно с Philadelphia Coca-Cola Bottling Company (Филадельфия) и USA Technologies (OTCBB: USAT) объявили о реализации совместного проекта, в рамках которого 1 тыс. торговых автоматов Coca-Cola были оснащены электронными портами для безналичного расчета и начнут принимать карты PayPass. Эта программа считается крупнейшим проектом по внедрению бесконтактных технологий для торговых автоматов в США.
Кроме карт технологии PayPass, терминалы принимают стандартные кредитные и дебетовые карты с магнитной полосой, при этом для оплаты покупки на сумму меньше 25 долл. США подпись клиента не требуется.
The Royal Bank of Scotland (RBS) стал первым в Великобритании эмитентом дебетовых карт MasterCard PayPass. В конце июня 2006г. банк запустил пилотный проект с участием 3 тыс. собственных сотрудников. При помощи карт MasterCard PayPass они могут совершать покупки на небольшие суммы, не превышающие 10 фунтов стерлингов, в адаптированной для обслуживания бесконтактных карт POSтерминальной сети.
По словам представителей MasterCard International, тестирование нового продукта в RBS может послужить началом широкомасштабного внедрения карт MasterCard PayPass в Великобритании, которое намечено на конец нынешнего года. На прошедшем собрании акционеров MasterCard Worldwide руководство платежной системы обнародовало статистику использования бесконтактных платежных карт PayPass.
Так, средняя транзакция по картам MasterCard PayPass составляет 20 долларов США. При этом владельцы PayPass используют свои карты на 18% чаще, чем держатели обычных карт MasterCard. Порядка 75% транзакций по картам MasterCard PayPass проводятся на сумму менее 25 долл., а 25% – на сумму менее 10 долл.По сравнению с 2005 г. общая сумма операций, проведенных по картам PayPass, выросла на 36%, а совокупное количество операций – на 45%. Число торгово-сервисных предприятий, принимающих PayPass к оплате, увеличилось за данный период на 230%.По словам исполнительного директора MasterCard Роберта Зеландера (Robert Selander), к концу II квартала 2006 г. в обращении находится порядка 10 млн. карт PayPass. Пилотное тестирование PayPass проходит в Канаде, Тайване, Таиланде и Великобритании.
11 июля 2006 г. MasterCard Worldwide, Нью-Йоркское отделение Управления по перевозкам на метрополитене (MTA New York City Transit) и Citigroup приступили к 6-месячному эксперименту по введению системы оплаты MasterCard PayPass на нескольких станциях метро с использованием кредитных карт Citi, дебетовых карт MasterCard Citibank, а также брелоков, оснащенных бесконтактным чипом, поддерживающим технологию PayPass. Для оплаты поездки пассажиры могут выбрать одну из предлагаемых опций – “предоплата” (prepay) или “оплата при входе” (pay as you go). Использование опции “предоплата” предоставляет держателям возможность предварительной оплаты поездок, для чего им необходимо зарегистрировать на оплату свои карты или жетоны, встроенные в брелоки, в Интернете или по телефону. Транспортный счет клиента для оплаты поездок в метро пополняется автоматически, при снижении баланса ниже определенной суммы.
Опция “оплата при входе” (Pay-as-you-go) предоставляет держателям возможность оплаты проезда при входе без регистрации своих карт или жетонов (брелоков). Пробный прием карт PayPass осуществляется на станциях 4, 5, 6-й линии Лексингтон Авеню, между станциями 138-й Улицы в Бронксе, на двух станциях в Куинсе, а также на станции Баре Холл в Бруклине. По мнению Арта Кранцли (Art Kranzley), вице-президента MasterCard Worldwide, руководителя направления по новым технологиям – MasterCard Worldwide, технология PayPass идеальна для проведения быстрых платежей, и любой, кто когда-либо ездил в метрополитене Нью-Йорка, понимает важность скорости прохождения и экономии даже нескольких секунд времени.
20 июля 2006 г. турецкий Garanti Bank приступил к перевыпуску 25 тыс. эмитированных им карт для держателей, участвующих в программе Bonus, на платформе MasterCard PayPass с технологией, получившей название ЗTap & GoИ. Таким образом, Garanti Bank стал одним из первых кредитно-финансовых институтов Европы, присоединившихся к числу участников программы бесконтактных платежей MasterCard PayPass. К настоящему времени на территории Турции для приема карт MasterCard PayPass оснащены сеть кафе Starbucks, рестораны быстрого питания Burger King и крупнейшая сеть кинотеатров CineBonus. Массовое внедрение и испытание системы PayPass проводится в США, Канаде, Великобритании, Японии, Корее, Ливане, Малайзии, Тайване и на Филиппинах.
В октябре 2006 г. MasterCard Worldwide получила награду Frost & Sullivan “Компания года – 2006” за достижение выдающихся результатов в индустрии бесконтактных платежей. При определении победителя жюри учитывало несколько факторов, в том числе развитие бизнеса компании, ее конкурентную стратегию и лидирующие позиции в данном сегменте рынка.
С момента создания технологии PayPass в 2002 г. MasterCard Worldwide является лидером рынка бесконтактных платежей. К настоящему времени программы на основе технологии PayPass запущены в тринадцати странах мира, в числе которых – США, Канада, Великобритания, Япония, Корея, Китай, Таиланд, Турция, Ливан, Малайзия, Австралия, Тайвань и Филиппины.
Недавно MasterCard Worldwide заявила о своем участии в пилотном проекте в области мобильной коммерции во Франции, в основе которого лежит технология бесконтактных платежей OneSmart PayPass. Ожидается, что до конца 2006 г. в ряде стран будут запущены еще несколько программ на базе данной технологии.
В январе 2006 г. программа бесконтактных платежей PayPass MasterCard также была отмечена наградой компании Frost & Sullivan “Лидер в завоевании рынка 2006”.