Скандал вокруг женского олимпийского бокса с каждым отборочным кругом продолжает набирать обороты.
Сейчас за звание Олимпийской чемпионки в двух весовых категориях женского бокса будут биться две спортсменки, чья половая принадлежность вызывает большие сомнения. Это Иман Хелиф из Алжира и Линь Юйтин из Тайваня.
Ситуация уже породила множество мемов и острот, типа, “считайте меня консерватором, но я предпочитаю однополые драки” или “в финале женского бокса рефери предупредил спортсменок не бить друг друга по яичкам”.
Итальянская боксерша Анджела Карини, которой пришлось боксировать с Иман Хелиф, отказалась от боя через 46 секунд после начала, заявив, что так сильно ее еще никто не бил, и ушла с ринга, не пожав руку сопернице. Позже, под давлением беспрецендентной травли со стороны болельщиков алжирской боксерши и олимпийских чиновников, Карини извинилась и взяла свои слова назад.
С другой стороны, Иман Хелиф также пожаловалась на травлю в интернете и потребовала прекратить распространять ложную информацию о том, что она, якобы, трансгендер.
За это время я прочитала множество постов и в защиту, и против Иман Хелиф и Линь Юйти. Разобраться в этой истории и правда непросто. Но я очень рада, что к проблеме участия в женском спорте людей с мужской физиологией сейчас приковано внимание всего мира. Эта проблема существует столько же времени, сколько сам женский спорт.
Я погрузилась в эту тему еще 15 лет назад на примере легкой атлетики, в последние годы проблема распространилась почти на все виды спорта и стала такой вопиющей, что ее обсуждают уже в самых широких кругах. И поэтому я попробую маскимально просто объяснить для непосвященных, что именно происходит сейчас в женском боксе и почему это стало возможным именно на Олимпийских Играх в Париже-2024.
Итак, начнем с самого простого вопроса. Правда ли, что Иман Хелиф и Линь Юйти не трансгендеры? То есть они родились женщинами, имеют свидетельства о рождении, в которых прописан женский пол, и никаких документов они не меняли для того, чтобы соревноваться с женщинами?
Ответ на все эти вопросы: да, это правда (по тем достоверным данным, которыми мы располагаем на сегодняшний день).
Тогда почему так много людей, в том числе эксперты и соперницы этих боксерш, называют их мужчинами и считают, что они не имеют права выступать в женской категории? Кто прав? Защитники, которые считают, что эти атлетки стали жертвами консеваторов и поборников стереотипов о женственности, или противники, утверждающие, что участие подобных спортсменок в женских состязаниях подвергают огромному риску женщин и убивают женский спорт?
Давайте разбираться по порядку. Прежде всего, определимся с терминами.
Внутри двух полов - женского (46 ХХ) и мужского (46 ХУ) - в человечестве существует ряд генетических вариаций, разнообразных отклонений от классического полового развития. На основании этого факта гендерные активисты любят заявлять, что у Хомо Сапиенс не два пола, что пол это спектр, и поэтому идентичность важнее биологических данных. Но это неправда. Можно провести параллель: в норме у человека 2 ноги и 2 руки, но в некоторых случаях возможно появление на свет младенцев с большим или меньшим количеством конечностей. Из-за этой генетической вариабельности мы же не утверждаем, что количество конечностей у человека это спектр и никакой нормы не существует, и вообще человек сам может решать, сколько у него конечностей на основании своих ощущений и настроений. То же самое касается и гениталий.
Когда мы говорим о спорте, то среди всех генетических вариаций, отличных от 46 ХХ и 46 ХУ, нас интересуют 46 ХУ DSD, что расшифровывается как классический мужской набор хромосом с отличиями полового развития. Именно эта вариация, появляясь в женском спорте, вызывает кривотолки и сомнения.
Итак, проследим путь ребенка 46 ХУ DSD от самого рождения.
Когда такой младенец появляется на свет, то врач, а во многих традиционных странах повитуха или свекровь, то есть человек без медицинского образования, осматривает ребенка и видит женские половые органы. Да, при мужском наборе хромосом из-за нарушений полового развития еще в утробе матери у мальчика не происходит развитие внешних половых органов по мужскому типу, они остаются женскими или “небинарными”, но точно очень далеки по виду от мужских. Безо всяких сомнений такому ребенку выдается свидетельство о рождении, в котором написано “пол: женский”.
Далее ребенка воспитывают как девочку до наступления пубертата. При наступлении полового созревания с “девочкой” начинает происходить странное: грудь не растет, менструация не появляется, зато тело начинает интенсивно маскулинизироваться.
Причиной таких изменений являются мужские яички, о наличии которых никто не подозревал, потому как они у 46 ХУ DSD остаются скрытыми внутри тела. Так вот эти чисто мужские половые органы начинают вырабатывать мужскую норму тестостерона и вчерашняя “девочка” на глазах превращается в крепкого “юношу”. Вот тут-то и проявляется недюжий спортивный талант, ведь по документам и социализации ребенок является женщиной, а значит, имеет право соревноваться в женской категории. А разница в спорте высоких достижений между мужчинами и женщинами составляет от 10-12% в беге и в еще больше в силовых видах спорта, и это огромная разница, учитывая, что в распределении медалей важны даже доли процента.
Женская норма тестостерона 0.35-2.8 нмоль/л, среднее значение 1.5. Мужская норма 10-35 нмоль/л и выше. Но не сам тестостерон, как таковой, дает физическое преимущество мужчине над женщиной, а его количество и половое созревание, прошедшее при выработке мужских норм этого гормона.
Тут люди, немного погрузившиеся в тему половых нарушений, возразят мне, что 46 ХУ DSD хоть и вырабатывают мужскую норму тестостерона, но не получают преимущество от андрогенов, поскольку они нечувствительны к этим гормонам. Но это не так. ХУ DSD, которых мы рассматриваем, обладают либо дефицитом 5-альфа-редуктазы (5-ARD), либо частичной нечувствительностью к андрогенам (PAIS), что мешает полноценному развитию половых органов по мужскому типу, но не мешает общей андрогенизации тела, что мы без труда можем заметить по атлетам 46 ХУ DSD - даже с точки зрения непосвященного в тонкости наблюдателя, они выглядят как мужчины.
Это максимально краткое объяснение, каким образом атлеты с мужским уровнем тестостерона и набором хромосом ХУ попадают в женские соревнования, но при этом они не трансгендеры и не меняли свои документы от рождения.
Вот такой казус!
Эта проблема, как я уж писала выше, существует давно. Раньше она решалась путем полового теста, который включал гинекологический осмотр и генетический тест. С 1999 года Олимпийский комитет отказался от проведения таких тестов как дискриминационных. И тут-то проблема вышла на новый уровень. 46 ХУ DSD спортсменов в женском спорте стало так много, что классические женщины 46 ХХ в отдельных видах спорта вообще перестали попадать на подиум. Наберите в Гугле “Рио-2016 женский бег на 800 м подиум”, посмотрите на фото счастливых медалисток и вы поймете масштаб катастрофы, с которым столкнулась легкая атлетика на многие годы.
Если вы все еще думаете, что атлеты 46 ХУ DSD не имеют биологического преимущества над женщинами, то вдумайтесь в следующую цифру:
46 ХУ DSD это очень редко встечающаяся в человечестве генетическая патология. Мировая Атлетика 15 лет проводила исследования этой темы, делая генетические тесты в женском спорте, и в итоге опубликовала статистические данные, полностью соответствующие всем научным стандартам: число DSD-атлетов в женском элитном спорте в 141 раз больше, чем количество таких индивидов в полуляции в целом. А если брать тех, кто попадает на подиум, то эта цифра еще выше. Это ли не строгое статистическое доказательство преимущества?
Прежде чем кидаться защищать право 46 ХУ DSD-атлетов соревноваться с женщинами и называть противников такого подхода ретроградами и фашистами, изучите тему потщательнее.
Биологическое преимущество DSD-атлетов над женщинами за последние 20 лет было доказано множеством научных исследований, Мировая Атлетика, вооружившись этими исследованиями, прошла суды всех инстанций и выиграла их, став первой международной спортивной федерацией, запретившей соревноваться с женщинами трансгендерам и серьезно ограничившей участие DSD-атлетов во всех дисциплинах, в которых было доказано их биологическое преимущество.
Вслед за Мировой Атлетикой пошли и другие крупные международные федерации, определяющие спортивную политику. В том числе, и федерация бокса (IBA).
Теперь мы возвращаемся к кейсу Иман Хелиф и Линь Юйти. По заявлению IBA, эти атлетки в 2023 году прошли тесты и у них был обнаружен мужской набор хромосом - ХУ. На основании этих тестов атлеты были дисквалифицированы и получили запрет на участие в женских соревнованиях. У Хелиф и Линь была возможность оспорить это решение в спортивном арбитражном суде (CAS). Линь отказалась от этой возможности, тем самым, сделав решение IBA “юридически обязательным”. Хелиф, напротив, подала апелляцию, но в CAS уже разбиралось подобное дело по апелляции двукратной Олимпийской чемпионки Кастер Семени (46 ХУ DSD из легкой атлетики), и Семеня это дело проиграла, а значит, по правилам прецедентного права, дело Хелиф тоже было обречено, поэтому алжирка отозвала свою апелляцию еще до вынесения вердикта суда, так же сделав решение IBA “юридически обязательным”.
Ну и, наконец, мы подходим к развязке этого детектива: как же тогда стало возможным участие Хелиф и Линь в Олимпийских Играх в Париже?
Для ответа на этот вопрос придется немного погрузится в хитросплетения спортивной политики последних лет.
Дело в том, что Международную ассоциацию бокса (IBA) с 2020 года возглавляет российский олигарх Умар Кремлев, чьи действия (отстранил от участия в IBA Украину, сделал IBA полностью зависимой от российского государственного энергетического гиганта «Газпрома» и тд и тп) привели к тому, что IBA была дисквалифицирована от участия в Олимпийских Играх-2024 и спортсмены IBA в Париже-2024 попали под прямое регулирование Международного Олимпийского комитета (МОК).
У МОК есть своя собственная политика в отношении участия трансгендеров и 46 ХУ DSD в женском спорте. Это политика полной инклюзивности: неважно, какой у атлета набор хромосом и уровень тестостерона, если в документах написано “женщина”, значит добро пожаловать в женский спорт.
Накануне Игр МОК даже выспустил руководство по языку, запрещающее использование в отношении спортсменов на Играх лексики, основанной на половой принадлежности, при этом подчеркнув, что отношение к спортсменам XY с “гендерными различиями”, которые идентифицируют себя как женщины, должно быть однозначным: они женщины.
Но МОК при этом отдает выработку правил участия спортсменов в каждом отдельном виде спорта на откуп профильным федерациям, а федерации, как я уже писала выше, приняли решение следовать решениям CAS и вслед за Мировой Атлетикой отстранили трансгендеров и ограничили 46 ХУ DSD в женском спорте.
Таким образом, МОК принял “соломоново решение” или, как принято говорить в культуре мемов, остался в “белом пальто” поборника прогрессивных ценностей и при этом избегает публичных скандалов, которые разражаются всякий раз, когда мужчины не мытьем, так катаньем проникают в женский спорт. Мы, мол, всецело за инклюзивность и простые решения сложных вопросов, но ретраградные федерации против нас, так что мы умываем руки.
И тут, новый казус. МОК дисквалифицирует федерацию и на арене женского спорта вновь появляются атлеты с мужскими телами. И все это строго по правилам, установленным самим МОК.
МОК не признает генетические тесты, сделанные IBA, объявив эту организацию недостойной доверия. Но и не делает свои собственные, “достойные доверия” тесты, чтобы поставить точку в споре, потому что раз Хелиф и Линь по документам женщины и идентифицируют себя как женщины, то для МОК этого достаточно.
Мораль сей басни такова: источник данного скандала, травли в отношении Хелиф, Линь и их соперниц, а также обоснованных подозрений, что боксерш с классическим женским набором хромосом лишили права бороться за олимпийские медали в честном соревновании с себе подобными - лицемерная позиция МОК. Эта организация должна выработать строгие и непротиворечивые правила участия в женских соревнованиях в русле, уже установленном международными спортивными федерациями, подкрепленном научными исследованиями и решением суда CAS, а не заниматься дешевым популизмом левого толка.
Всем мира и честного спорта!