Предыстория
Компанию Research in Motion основала в 1984 году группа энтузиастов, разработавших систему Budgie. Система позволяла беспроводным путем выводить на экран телевизора текст, набранный на пульте-клавиатуре. В 1990-х годах энтузиасты увлеклись сетями передачи данных Mobitex и начали выпускать «пейджеры» — устройства, которые могли обмениваться мгновенными сообщениями через Mobitex. К концу десятилетия пейджеры обзавелись браузером и электронной почтой, а к началу следующего — модулем для голосовых звонков; иначе говоря, RIM— возможно, сама того не осознавая — выпустила смартфон.
Именно ранняя история RIM стала ключом к успеху компании: большинство тогдашних производителей мобильников танцевали от голосовой связи, а канадцы — от мессенджеров и мгновенных сообщений. У пользователей хорошим тоном считалось ходить с двумя устройствами — телефоном и КПК: по первому звонили, а на втором просматривали записи календаря, электронные письма и офисные документы, предварительно залив их туда с «большого» компьютера. Смартфоны BlackBerry объединяли в себе черты обоих аппаратов и к тому же давали возможность проверять почту на ходу (собственный почтовый сервер RIM запустила еще в 1999-м) — поэтому так понравились деловым людям. Окончательно влюбиться в BlackBerry бизнесмены смогли благодаря QWERTY-клавиатуре, которая делала набор текста на мобильном устройстве гораздо менее мучительным.
Дальше устройства BlackBerry эволюционировали по законам технического прогресса: получили цветные экраны, Bluetooth, Wi-Fi и GPS, поддержку «быстрых» сетей (EDGE, а затем и 3G), камеры и карточки памяти. Цена на аппараты снизилась с 400-700 до 200 долларов (с контрактом), что позволило им выйти из категории «нишевых» устройств. Однако благодаря почте, BlackBerry Messenger и возможности доступа к офисным ресурсам смартфоны RIM сохранили за собой имидж «корпоративных телефонов». Весомая часть пользователей BlackBerry получала аппараты бесплатно — их им выдавали на работе.
Зенит славы RIM пришелся на 2008-2009 годы: тогда цена на акции компании достигла своего исторического максимума, а аппараты RIM прочно обосновались на рынке — по данным Gartner, каждый пятый смартфон, купленный осенью 2009 года, принадлежал к семейству BlackBerry. Дальше для RIM начался сплошной регресс: вышли iPhone OS и Android, мир охватила мода на сенсорные смартфоны, и выяснилось, что в мобильном аппарате главное — это не почта и мессенджер, а кино, музыка, игрушки и соцсети. Канадская компания пыталась угнаться за поветриями, наладив выпуск «полностью сенсорных» смартфонов и запустив в 2009 году магазин приложений, но все выходило как-то неудачно. Тогда стало ясно: менять надо не внешность, а мозги.
Последние смартфоны на старой платформе BlackBerry вышли в августе 2011 года. После этого RIM, в золотые годы выкатывавшая новинки каждые несколько месяцев, замолчала на полтора года. Почему — знали все: компания работала над новой операционной системой и не хотела размениваться по мелочам. К 2012 году акции RIM просели на 90 процентов в сравнении с результатом 2008 года, и платформу, которая находилась в разработке, в СМИ стали назвать не иначе как «последний шанс Research in Motion».
Базовые подробности про новую операционку не являлись секретом. В частности, было ясно, что в ее основу ляжет QNX — платформа на микроядре, предназначенная для встраиваемых систем. Первый продукт на QNX RIM представила весной 2011 года — это был планшет PlayBook, впоследствии потерпевший на рынке крупную неудачу: устройство покупали настолько неохотно, что канадцам пришлось снизить цену на базовую модель с пятисот до двухсот, а потом и вовсе до ста (в пять раз!) долларов США.
Вести, которые долетали в 2011-2012 годах из офиса RIM в канадской провинции Онтарио, свидетельствовали о том, что компания ведет разработку новой платформы с упорством, граничащим с помешательством (а также о том, что ей катастрофически не хватает денег). Вспомним: декабрь 2011 года — топ-менеджеры RIM снизили себе зарплату до одного доллара, январь 2012 года — сменилось руководство (ушли стоявшие у истоков компании Балсилли и Лазаридис), июнь 2012 года — сократили треть сотрудников, июль 2012 года — продали один из двух корпоративных самолетов, решили перейти на шестидневную рабочую неделю и отказаться от отпусков.
30 января 2013 года сотрудники RIM, уцелевшие после сокращений и нервных потрясений, объявили о переименовании компании и представили операционную систему BlackBerry 10 и два смартфона на ее основе — BlackBerry Z10 и BlackBerry Q10.